Бесплатный общественный транспорт: эксперимент во французском Дюнкерке

Конспект статьи The Guardian о том, зачем город отказался от платы за проезд и как это отразилось на жизни горожан.

Городской автобус
Городской автобус

Полтора месяца назад Дюнкерк, население которого составляет 200 тысяч человек, стал самым большим городом Европы с бесплатным общественным транспортом. Бесплатно могут ездить не только местные жители, но и туристы.

На реформу Дюнкерк вдохновил опыт Таллина, который в 2013 году стал первым европейским городом с бесплатной сетью муниципального транспорта. Там передвигаться по столице без затрат могут только горожане, получившие специальную карточку.

В системе зарегистрировалось 441 тысяча человек. Раз в год власти города получают €1000 из подоходного налога каждого пользователя.

За €2 жители Таллина получают «зелёную карту» и больше не платят за проезд
За €2 жители Таллина получают «зелёную карту» и больше не платят за проезд

Инициативы Таллина и Дюнкерка далеко не единственные в своём роде. Согласно работам Войцеха Кебловски, специалиста по городским исследованиям Брюссельского свободного университета, в 2017 году в мире насчитывалось 99 городов с бесплатным общественным транспортом: 57 в Европе, 27 в Северной Америке, 11 в Южной Америке, три в Китае и один в Австралии.

Многие из них меньше Дюнкерка и предлагают бесплатные поездки лишь в определённое время, по определённым маршрутам и определённым категориям пассажиров.

Пока что самым крупным городом с бесплатным общественным транспортом остаётся китайский Чаннин, расположенный в провинции Хунань, чье население более 800 тысяч человек. Согласно официальным данным, в день появления на улицах бесплатного транспорта число пассажиров подскочило на 60%. Также администрация города отмечает повышение мобильности среди стариков и молодёжи и укрепившееся чувство свободы.

Во Франции Дюнкерк не первый город, где не нужно тратить деньги на проезд: в Ньоре, на западе страны, бесплатные автобусы для горожан появились год назад. На некоторых маршрутах, по информации властей, количество пассажиров увеличилось на 130%. Как и в Дюнкерке, доходы от продажи билетов в Ньоре покрывали около 10% затрат на обслуживание транспортной системы.

The Guardian

По мнению мэра Дюнкерка Патриса Вергиета, для которого бесплатный общественный транспорт стал частью избирательной кампании 2014 года, проект снискал успех: количество пассажиров на отдельных маршрутах увеличилось на 85%. До введения бесплатных автобусов статистика была следующей:

  • на машинах передвигалось 65% местных жителей;
  • на автобусе — 5%;
  • на велосипеде — 1%;
  • пешком — 29%.

«Во Франции относительно бесплатного общественного транспорта множество предрассудков, один из них: бесплатное не может быть ценным. А вот научных исследований, наоборот, недостаёт», — считает мэр.

По мнению Вергиета, деньги — очевидное беспокойство. Раньше плата за проезд покрывала около €4,7 млн (10%) от затрат на годовое обслуживание автобусного парка. 60% приходилось на транспортный налог, который платят компании; остальные 30% лежали на плечах местной администрации.

После повышения налога казна получила сумму равную той, что поступала от продажи билетов. Передвижение на городском транспорте стало бесплатным, а нагрузка на домохозяйства не увеличилась.

Также власти Дюнкерка продлили автобусные маршруты, выделив отдельные полосы для общественного транспорта. Увеличился и автобусный парк — со 100 до 140 машин; некоторые работают на природном газе. Также в автобусах есть Wi-Fi и USB-порты для зарядки телефонов. Троллейбусов, трамваев и пригородных поездов в городе нет.

«Существенное увеличение пассажиропотока очень нас удивило. Теперь необходимо удержать пассажиров. Мы пытаемся изменить отношение людей к автобусам, — поделился с изданием мэр города. — Плата за проезд делала из пассажиров клиентов, пусть она и была небольшой. Её отмена сделала жителей сплочённее и вежливее. Мы, можно сказать, заново изобретаем общественное пространство».

Поездка корреспондента The Guardian во многом подтвердила слова Вергиета: пассажиры действительно очень приветливы.

Автобусы ходят часто, рассказала журналисту одна попутчица, нужно только остерегаться час пика: людей очень много. Помимо всего прочего, она может откладывать деньги, которые прежде тратила на проезд.

Другой пассажир признался журналисту, что раньше почти не пользовался общественным транспортом, так как добирался до нужного места на машине. Теперь он изменил свои привычки, чему поспособствовало, впрочем, и повышение цен на топливо.

Тем не менее у администрации Дюнкерка есть и критики. Представитель профсоюза работников общественного транспорта Клод Фоше отмечает: «То, что общественный транспорт можно сделать бесплатным для отдельных групп пассажиров, ещё можно оправдать. Но сделать его бесплатным для всех, значит, по нашему мнению, отрезать его от ресурсов, необходимых для развития».

В Париже, например, доход от продажи билетов в общественном транспорте покрывает до половины расходов на содержание. И когда мэр города Анн Идальго предложила убрать плату за проезд, экономист Фредерик Эран заявил, что эта мера бессмысленна.

«Кто же пересядет на общественный транспорт? — спрашивает Эран. — Все исследования сходятся в одном: сначала велосипедисты, затем пешеходы и только потом небольшое количество автомобилистов. Это показывает, что бесплатный транспорт — мера, направленная против пешеходов и велосипедистов и едва ли затрагивающая водителей».

Вергриет уверен, что подобные мысли — часть сложившегося предрассудка. Бесплатный общественный транспорт подходит не всем городам, признаёт мэр Дюнкерка, однако начинание полезно не только для окружающей среды и общества, но и служит жестом «солидарности» и способствует равному перераспределению богатства, нежели сокращению налогов.

«Мы подошли к делу прагматично, прежде всего соотнеся плюсы и минусы бесплатной системы общественного транспорта. В итоге мы решили, что польза перевешивает затраты. Если уж я и могу что-то посоветовать мэрам других городов, то вот мой совет: боритесь с устаревшими мнениями на счёт городских автобусов. Взгляните на ситуацию трезво, выявите достоинства и недостатки. Да, возможно, это обойдётся слишком дорого. Но на общественную справедливость и подвижность населения ценник не повесишь».

4141
78 комментариев

Автобус Дюнкерка в час пик.

40
Ответить

До введения бесплатных автобусов статистика была следующей: на машинах передвигалось 65% местных жителей; на автобусе — 5%; на велосипеде — 1%; пешком — 29%.

А статистики "после" нет. Думал это при переводе просралась часть материала. Заглянул на Гардиан - а там так через жопу изначально было написано.

В итоге - материал ни о чём.

27
Ответить

предложением раньше написано же "подскочило на 60%"

1
Ответить

Приятно посмотреть как развивается мир, как ведутся эксперименты, как властимущие думают о людях, нам этого так не хватает

7
Ответить

Вась, почему о тебе должен заботиться другой мужчина?

5
Ответить

Повысили налоги для кампаний и они стали покрывать цену обслуживания автобусного парка для всех. Вот собственно и весь секрет. Так можно и на Луне галактическую стоянку бесплатной сделать, покрыв расходы за счёт рабского труда землян.

8
Ответить

Однако есть разница:
- Повысить налог и за счет этих денег сделать услугу бесплатной
- Повысить налог и повысить цену на услугу
А где какой подход применяют, Вы догадаетесь сами

23
Ответить