Как пользователи читают сайты и читают ли вообще?

Восприятие человека – сложный отлаженный процесс, обращающийся и к базовым механическим действиям и к психологическим аспектам. Когда мы берем в руки газету, мы не читаем внимательно каждое слово от начала страницы до конца. Для того, чтобы оценить события и статьи нам порой достаточно пары мгновений. Тот же принцип работает и с сайтами. Только есть одна особенность, покупая газету мы знаем, что она у нас одна (ну или пара), а вот вводя запрос в поисковую систему пользователь уже заранее настроен на то, что у него будет выбор и, если ему что-то не понравится с первого взгляда, он легко уйдет к конкуренту. Это, безусловно, нужно учитывать в современном интернет-маркетинге.

Модели восприятия

Существует несколько моделей поведения пользователя: F-паттерн, Z-паттерн и диаграмма Гутенберга. Углубляться в эти моменты с технической стороны мы не будем, по этому поводу уже написано много полезных и интересных статей. Для того, чтобы просто объяснить, как это работает, обратимся к примеру:

Пример зоны F-паттерна ADVIANA
Пример зоны F-паттерна ADVIANA

Данные могут меняться в зависимости от архитектуры вашего сайта, но общий принцип останется – не вся информация будет замечена, и тем более прочитана.

Верхняя часть страницы будет всегда более просматриваемая. Чем информация ниже, тем меньше она воспринимается и меньше пользователей до нее проскроллят.

Изменения в восприятии пользователей с течением времени

Nielsen Norman Group провели интересное исследование в 2018 году. Для него было проанализировано 130 сессий пользователей, в которых учитывались показания движения глаз по экрану размером 1920х1080. Благодаря этим данным было выявлено, что за последние годы, с учетом увеличения диаметров экранов компьютеров, на первой странице без скроллинга пользователь проводит больше половины общего времени (около 57%), а на первый и второй экран прокрутки приходится 74% времени.

Это говорит о том, что, если Вы хотите донести какую-то важную информацию до ваших клиентов, она должна быть на первом или, в крайнем случае, на втором экране среднестатистического монитора.

В исследовании принимали участие 120 человек
В исследовании принимали участие 120 человек

По исследованиям в 2010 году 80% времени пользователи проводили на первом экране без скроллинга страницы. Такие тенденции весьма логичны, так как дизайн сайтов за эти годы претерпел большие изменения. Узкие мелкие страницы уходят в прошлое, так как новые сайты широкоформатны, используют лаконичное оформление элементов и кнопок, спокойный однотонный фон и крупные информационные блоки, размещенные с добавлением пустого пространства.

С учетом данной информации, казалось бы, страницы, став шире форматом, должны были сократиться в длину. Но этого не произошло, что и привело к изменению процентного соотношения в предпочтении пользователей.

Выбор изображений

Все, описанные выше тенденции, так же повлияли на размер фотоконтента на страницах сайтов. Маленькие изображения заметно проигрывают красивым и красочным картинкам. Использование блочных фотографий, полноразмерных портфолио является и следствием развития качества интернет соединения. За редким исключением, больше не приходится ждать долгой загрузки страницы, наблюдая пустые квадраты вместо изображений. Мобильный интернет тоже стал заметно качественнее.

С каждым годом место для фотоконтента отводится все больше и больше
С каждым годом место для фотоконтента отводится все больше и больше

Но не стоит пренебрегать рекомендациями поисковых систем, так как слишком огромные картинки могут повлиять на скорость загрузки страниц. А скорость загрузки, в свою очередь, влияет на ранжирование сайта в выдаче. Фотографии должны предварительно обрабатываться перед загрузкой не только визуально, но и корректироваться размер и вес.

Наши советы:

1. Разделите информацию для пользователей по важности и прибыльности для компании.

2. Размещайте самую приоритетную в зонах большей просматриваемости.

3. Учтите, что размещение крайне важной информации на втором и последующих баннерах, даже на первом экране, значительно сократит вероятность, что ее кто-то увидит. Хорошо воспринимается только первый слайдер в ряду.

4. Самые важные кнопки должны быть видны на первом экране прокрутки.

5. Если у Вас есть каталог, его карточки тоже должны быть видны сразу же при открытии страницы. Не нужно размещать ознакомительный текст большого формата перед каталогом товаров.

6. Эффект «ложного дна» (визуальное завершение страницы, которое создаёт ощущение, что дальше контента нет) будет значительно сокращать просматриваемость последующих экранов прокрутки.

7. Всегда анализируйте поведение пользователей, установите вебвизор и просматривайте карту кликов и скроллинга. Они дадут представление о «мертвых» участках сайта или кнопках.

8. Если на вашем сайте слишком много интересного и важного контента, прибегните к помощи навигации по странице с дополнительным меню или якорями.

9. Используйте закрепляющие внимание элементы (точки концентрации). Нужно разбавлять контент страницы выделяющимися блоками, кнопками или другими элементами, чтобы при скроллинге вернуть внимание пользователя к контенту.

10. Откажитесь от огромных страниц, лучше разбейте контент на две смысловые идеи и добавьте новую узкотематическую страницу. Такой прием позволит не потерять часть пользователей после третьего экрана прокрутки.

Digital-агентство ADVIANA. Получить консультацию по реализации Вашего проекта можно написав на почту sales@adviana.ru или оставив заявку на нашем сайте.

1111
4 комментария

Советы в конце жесть, автор ничего не понимает. Посетители смотрят на сайт так, как этого захотел дизайнер. Чем больше у дизайнера времени и опыта, тем больший процент идёт по его сценарию. F-паттерн это один из самых простых путей для управления вниманием, и поэтому так популярен. Он справедлив для сайтов, которые сделаны по F-паттерну, а не потому что люди так смотрят по жизни) Вы когда в комнату заходите начинаете её вдоль карниза рассматривать? Ну вот и с сайтами так, и с книгами и даже в программами (что в левом верхнем углу фотошопа?).

3
Ответить

Блин наукам юзабилити не учился, но на своём проекте всё сделал как вы описали, просто по интуиции, или потому-что уже 20 лет в интернете ))

Ответить

как-то так

Ответить