Трекер для стартапа: помочь нельзя навредить. Где поставить запятую?

В чём миссия трекера для стартапа? Как не прогадать с выбором и решить свои бизнес-проблемы бескровно? Раскрываем все секреты и делимся опытом в этой статье.

Запустить успешный стартап — тот ещё челленж, требующий титанических усилий всей команды. Но в любом случае, каждый стартапер приходит к моменту фрустрации, застоя, когда на море туман, вокруг акулы и не знаешь, куда дальше двигаться.

Скорректировать курс, дать адекватный фидбэк и оказать поддержку под силу опытному трекеру. Он поможет ответить на вопрос о правильности выбранного направления, покажет точки роста, а возможно посоветует «‎пришвартоваться» в ближайшей гавани и подождать хорошей «‎погоды».

Трекер для стартапа: помочь нельзя навредить. Где поставить запятую?

Зачем стартапу трекер?

Начнём с того, что есть несколько вариантов поддержки начинающих предпринимателей:

  1. Менторство
  2. Деятельность cоветника (advisor)
  3. Трекинг

О специфике каждого и различиях между ними, мы поговорим в следующей статье, а пока сфокусируемся на трекинге.

Лучший способ найти профессионального трекера — это различные акселерационные программы, ведь именно там команда в большей степени заинтересована в успехе стартапа. Кроме того, акселераторы обычно либо приглашают профессионалов с опытом, либо сами создают специальные программы обучения.

По открытым данным компания-разработчик приложения для детей Wachanga прошла бизнес-акселератор. Как говорит руководитель компании Максим Колпаков, именно работа с трекером дала основной результат, помогла настроить системную работу и найти ключевые показатели, которые наиболее важны для развития. В декабре 2018 у приложений Wachanga было около 5000 установок в сутки и 280К активных пользователей в месяц. На апрель 2020 года — более 20К установок в сутки и 1,4 млн. То есть Wachanga может похвастаться не только стабильным потоком новых клиентов, но и тем, что клиенты остаются и пользуются приложениями долгое время.

Важно понимать, что трекеры — не кладезь готовых решений и ответов на все вопросы, они дают взгляд со стороны, набор навыков и методов анализа ситуации, чтобы фаундер увидел то, что раньше не видел или не хотел видеть и понял, куда вести свою команду дальше.

Трекер для стартапа: помочь нельзя навредить. Где поставить запятую?

В обязанности профессионального трекера входит:

  1. своевременно реагировать в виде обратной связи на развитие проекта и результаты команды;

  2. выявлять, когда команде выгоднее сделать pivot их идеи;

  3. сопровождать команду по HADI-циклам, помогать зайти на новый круг;

  4. организовывать командную работу;

  5. «‎держать роль» трекера, не вовлекаясь в процесс и не становясь частью команды;

  6. тактично излагать критику и подмечать зоны роста согласно психотипу и уровню восприимчивости подопечного;

  7. подключаться к работе на любой стадии развития стартапа: от идеи до масштабирования.

Это далеко не полный список того, что может и готов делать трекер для вашего стартапа. Преимущества его работы — это безусловно повышение личной и командной эффективности, стимуляция роста, проверка коммерческих гипотез и (что очень важно) моральная поддержка, ведь под давлением внешних обстоятельств легко опустить руки, выгореть и поддаться страхам. Трекер мотивирует, помогает выявить причину внутренних противоречий и обучает фаундеров«‎обтекать» сложности, то есть меньше реагировать на раздражители, не вкладывать личные эмоции в то, что невозможно изменить.

Однако есть золотое правило:

Если фаундер хочет — трекер поможет, если фаундер не хочет — ему не поможет никто.

Увы или к счастью, но реалии таковы, что порой успех многих стартап-проектов находится в плену у «блоков» фаундеров, которые считают себя экспертами во всём и не желают, несмотря на все усилия, прислушиваться к советам и открывать глаза на очевидные вещи.

Трекер для стартапа: помочь нельзя навредить. Где поставить запятую?

На что необходимо обратить внимание при выборе трекера?

  1. Опыт работы со стартапами, реализации проектов в схожих областях, доведение их до крутых результатов. Эти бесценные скиллы приобретаются в акселераторах, стартап-студиях, инкубаторах.

  2. Какие вопросы задаёт вам трекер? Если эти вопросы заставляют фаундера по-новому взглянуть на ситуацию — это верный признак хорошего трекера.

  3. Знание ключевых процессов бизнеса. Трекер — это не всегда специалист с экспертными знаниями именно в вашей области, но это точно человек, который отлично разбирается в универсальных бизнес-процессах, умеет выстраивать стратегию, имеет видение вашего развития.
  4. Приятным бонусом для любого трекера является сертификация. Например, трекеры акселерационной программы “Технолидеры будущего” обучаются на внутренней программе подготовки трекеров и получают повышение квалификации в РЭУ им. Плеханова. Кстати, сейчас идет набор на бесплатную программу обучения — успейте подать заявку до 20 сентября!

Сейчас рынок испытывает жесткий дефицит — насмотренных и опытных трекеров определённо не хватает. Даже некоторые некрупные корпорации нанимают трекеров для преодоления стагнации и выхода на новый уровень, что уж говорить о только начинающих предпринимателях.

В любом случае трекер подбирается индивидуально, под запросы именно вашего бизнеса, поэтому стоит уделить этому достаточное внимание, если вы хотите добиться реальных результатов и не навредить ни себе, ни проекту.

33
7 комментариев

Вау, просто лучшие посты у вас и авторы тоже ничего

К слову, хотелось бы более подробно узнать разницу ролей ментора и трекера.
Заранее спасибо

2

Спасибо за вашу оценку! Подробнее о разнице роли ментора и трекера мы планируем рассказать в следующей статье. Вы интересуетесь в качестве фаундера стартапа или хотели бы сами стать трекером?

1

Я получаю образование в области информационной безопасности и задумываюсь над созданием собственного стартап-проекта.

1

Я получаю образование в области информационной безопасности и задумываюсь над созданием собственного стартап-проекта.

1

Ой, прошу прощения, айти немного подвело(

1