Что делать, если ваш босс не прав?

Ситуация из практики:

"С нашим директором мы вместе начинали. Прошли путь от основания (3 стола в подвальном помещении) до компании в 100 человек. Отношения сложились доверительные, но без нарушения субординации.

В целом деловые, ровные.

Но я понимаю, что шеф перестал расти и развиваться. Не принимает ничего нового - все решения "как было раньше", "менять - только портить".

В итоге показатели все хуже, а конкуренты нас подъедают. Теряем клиентов.

"Вишенка на торте" - шеф попросил умолчать о некоторых проблемах для отчета собственникам и немножко подкрутить цифры.

Сделать "зеленый ноль" - потянуть с расторжением договоров, не убирать дубли заявок, переоформления выдать за продажу.

"Ноль" у нас совсем не зеленый, мы летим в пропасть. В следующем квартале это будет очевидно, когда все цифры будут красные."

Часто руководители среднего звена попадают в ловушку: они вынуждены выполнять задачи, хотя понимают, что задача провальная или им придется нарушать правила.

Босс не прав. Но аппаратного веса у микро-менеджера противостоять распоряжениям сверху не хватает.

В самом плохом исходе - со временем уберут всю команду, которая привела к низким показателям, включая и среднее звено.

Знали и молчали? На выход.

Что делать?

1. Попробовать понять мотивы шефа

ТОП-менеджмент тоже выгорает. Возможно, руководитель устал, нашел новое место, готовится к переходу.

Есть вариант, что ему попросту не хватает компетенций, он не понимает и не хочет понимать, что ошибается.

Вами управляет либо равнодушный, либо некомпетентный шеф.

Хотите ли вы и дальше оставаться в заложниках у такого человека? В любом случае, с собой он вас не позвал и к мнению не прислушался, когда вы предлагали свои идеи.

Нужно узнать, что им движет, и попробовать максимально отстраниться от такого "шлейфа": попроситься на новый проект, проявить себя как наставник в компании, войти в кадровый резерв, поговорить с HR о переходе.

2. Не путать личное и публичное

Если шеф просит нарушить правила, то делает это точно не из дружеских побуждений. Ему нужно спасать свою репутацию или место.

По сути, он ставит вас перед выбором без выбора - вы или он. Вы выбираете из плохого (пойти против непосредственного руководителя) и очень плохого (потерять место и репутацию, когда все всплывет).

Манипулирует, прекрасно понимая, чем это чревато именно для вас. Это все не про дружбу и доверие. Помните об этом, решая, как поступить.

3. Фиксировать детали

Когда под человеком "горит земля", он может пойти на любые уловки, чтобы избежать ответственности. Может и переложить ее на вас, будете виноваты во всем.

Поэтому все сомнительные задачи необходимо фиксировать в переписке и задавать как можно больше уточнений.

4. Знать и молчать?

Если руководитель еще способен к диалогу, то нужно обязательно этим пользоваться. Не оправдываться, не обвинять, а быть в конструктивной позиции.

Подготовьте аргументы. Помните, что все ошибаются, но никто не любит признавать ошибки. Не давите.

Проведите беседу, используя конструкции "да, но...", "а давайте посмотрим с другой стороны", "давайте разберем проблему с начала".

Задавайте уточняющие вопросы: "верно ли я понимаю...".

Применяйте прием "ноги в дверь": если шеф согласится с вами хоть в чем-то небольшом, то он может пойти на уступки и дальше.

5. Пойти выше

Да, через "голову" прыгать не стоит, но если идет вопрос выживания компании, то обязательно нужно найти выход на ТОПов и дать им объективные данные.

Помните, что прежде всего вы должны заботиться о себе, о своей позиции и той цели, которую ставите для себя.

Договаривайтесь, если есть хоть малейший шанс и возможность исправить положение. В любой ситуации коммуникативные навыки - это ваша сила и основа достижений.

55
8 комментариев

По опыту скажу так, мало кто из начальников будет слушаться своего сотрудника, сколько бы я не пытался донести, пожимание плечами и делаешь все равно. Итог такой - молчи и делай, ты всё равно ни на что не повлияешь. А если начнешь спорить можно и увольнение получить на следующий день

3

Найдите нормального руководителя или смените компанию. Это не нормальная ситуация и есть куча обратных примеров. Так и стокгольмский синдром получить можно

"можно и увольнение получить на следующий день" пережил уже 5 начальников управления :-)
от одного ушёл взад из начальников отдела обратно в технические специалисты, отказавшись участвовать в затеянных им преобразования, ну потерял чуть в зарплате на пару лет, зато зарплата сейчас выше среднего начальника отдела.
я к тому, что не бойтесь, не уволят, работать то кому то надо :-D
а руководители, как видите, меняются без ущерба.

попросил умолчать о некоторых проблемах для отчета собственникам и немножко подкрутить цифрыОх, у меня на прошлой работе вот так взяли "эффективного" финдиректора, у меня от фразы "накопления на доходы" до сих пор глаз дёргается. Ещё были варианты с фиктивными отпусками (оформляем отдел сейчас, физически отпуска потом), чтобы накопления на отпуск скрутить и расходы уменьшить.
На самом деле, это большая проблема, потому что сотрудник ставится по факту перед выбором - ему важнее здоровье компании, или свое. Но надо просто учиться относиться к работе, как просто к работе - я уже с опытом пришел к тому, что корпоративные принципы, чаще всего созданы не для командного духа, а для манипуляцией сотрудником. С этим осознанием становится проще переставать биться о стену головой, а просто менять место

1

У меня на работе начальник всячески отказывается слышать меня, постоянные споры, разногласия, нет никакого взаимопонимания....
На днях уже даже задумалась об увольнении, но сейчас прочитала это и как будто свежий глоток, хочу попробовать переговорить с ним наедине и найти общие точки соприкосновения, спасибо вам, видимо вовремя наткнулась на эту статью!

"На днях уже даже задумалась об увольнении" лучший вариант.

1