Доставляет тебя за 15 минут. Больше, чем бизнес: шеринг самокатов Whoosh

Рады представить вам нашу новую рубрику «Больше, чем бизнес». Здесь мы будем делиться подробностями о представителях бизнеса, которые ежедневно меняют привычки людей, делают жизнь удобнее и проще.

Компания Cloud (CloudPayments, CloudTips и CloudKassir) помогает им это делать, предлагая удобное платежное решение, онлайн-фискализацию платежей, возможность отправки и приема безналичных чаевых. Первый партнер Cloud, о котором мы расскажем – шеринг электросамокатов Whoosh.

Изображение CloudPayments
Изображение CloudPayments

Сегодня в одной только столице кикшерингом пользуются 2 млн человек, а поездок стало в 100 раз больше. Мы поговорили с крупнейшим российским кикшеринг-сервисом — Whoosh, одним из партнеров Cloud. В Whoosh рассказали, как сделали горожан микромобильными, превратили развлечение в транспорт и заработали на этом миллиарды рублей.

Самокаты не игрушка

Запустившись в 2018-м и открыв дебютный сезон в 2019-м году, компания Whoosh была не первой и не второй в российском кикшеринге. На рынок проката электросамокатов уже вышли несколько игроков, но самокаты воспринимались скорее как средство для развлечения, ассоциировались с бешеными подростками и пугали пешеходов.

Популярность самокатов уже тогда зашкаливала: кикшеринг стал самым быстрорастущим сегментом в области средств индивидуальной мобильности (СИМ). Спустя годы стало понятно: СИМ — не хайп, а мощный тренд, который держится до сих пор. По данным McKinsey, это единственный вид общественного транспорта, использование которого в арифметической прогрессии растет после пандемии.

«Через 5 лет мы не узнаем наши города»

Такой прогноз дал РБК основатель Whoosh Дмитрий Чуйко. Компания поставила себе цель — изменить амплуа самокатов и превратить их в безопасное транспортное средство. Спустя три с лишним года это практически удалось.

Доля поездок, в которых самокат используется как транспорт, выросла с 65-70% в 2021 году до 77-80% в 2022 году. Пользователи стали совершать более частые и менее продолжительные поездки – по 15-18 минут.

Даниил Капцан
пресс-секретарь Whoosh

По данным исследования отраслевого медиа Трушеринг, превращение самоката в полноценный транспорт заметно и по тому, как его пользователи «повзрослели». Сейчас самый популярный сегмент — 20-35 лет, увеличивается и возрастная группа 45+. То, что самокат все чаще выбирают для поездки именно для транспортных задач, видно благодаря данным с 85 тысяч самокатов, которые анализирует Whoosh. Каждый самокат компании — это умное устройство, обладающее IoT-модулем (от Internet of Things, англ., «интернет вещей»). Этот модуль передает в дата-центр десятки данных о передвижении и состоянии устройства. На основе этих данных компания строит тепловые карты микромобильности и анализирует особенности поездок.

Тепловая карта поездок самокатов Whoosh в Москве. Чем ярче и светлей ячейка, тем больше в ней зарегистрировано поездок. Источник: Whoosh data lab.
Тепловая карта поездок самокатов Whoosh в Москве. Чем ярче и светлей ячейка, тем больше в ней зарегистрировано поездок. Источник: Whoosh data lab.

Если пользователь выбирает неоптимальную траекторию поездки, мы можем предположить, что он, скорее всего, катается для развлечения. Например, взял самокат в парке Горького и едет вдоль набережной до Воробьевых гор, а затем колесит по окрестным улицам. Однако подавляющее большинство пользователей сегодня выбирает кратчайший путь из точки А в точку Б. Длительность поездки уменьшается, частота — увеличивается, так как пользователь стал решать свои транспортные задачи при помощи самоката.

Даниил Капцан, пресс-секретарь Whoosh

Что это меняет для городской среды? Москва и другие российские города-миллионники, как и многие годы подряд, лидирует по количеству пробок по данным мирового рейтинга Tomtom Traffic Index.

Но в том числе благодаря кикшерингу житель мегаполиса стал тратить меньше времени на дорогу до работы.

Данные HeadHunter, Superjob, 2GIS, Работа.ру
Данные HeadHunter, Superjob, 2GIS, Работа.ру

Как самокат «сшивает город»

Российские города растут: объем введенного в России жилья по итогам первого квартала 2022 года увеличился на 65%. А вот общественный транспорт не успевает за новыми районами и кварталами.

Мы не заменяем городской транспорт, а дополняем его. Пожалуй, в каждом городе есть неудобный в плане доступности район с ограниченным числом подъездов к нему. На тепловых картах в таких районах мы видим, как параллельно с автотрафиком в часы пик возникает трафик самокатов.

Даниил Капцан, пресс-секретарь Whoosh

По данным рейтинга общественного транспорта, российские города довольно медленно реформируют свои транспортные системы. Например, метро возле новых жилых комплексов обещают открыть через несколько лет, но люди не хотят по полчаса идти до ближайшей станции или стоять в пробке. Здесь на помощь приходят СИМ.

Затраты на то, чтобы в новом районе появился общественный транспорт, и на то, чтобы создать стоянку для самокатов, несопоставимы. Электросамокаты Whoosh стали «транспортом последней мили» — так называется средство передвижения, которое человек использует, чтобы добраться от дома до общественного транспорта — и наоборот.

Даниил Капцан, пресс-секретарь Whoosh

В 2021-м году McKinsey поставила Москву на третье место в рейтинге транспортных систем после Пекина и Сингапура. Одной из причин эксперты назвали взрывной рост шеринга за десять лет.

Спонтанность + предсказуемость

В кикшеринге, как в любом виде общественного транспорта, важна предсказуемость. Именно поэтому самокаты Whoosh можно оставить только на парковках, обозначенных в карте приложения знаком Р: это могут быть как физические парковки-конструкции, так и виртуальные парковки, помеченные в приложении — чтобы пользователь в нужный момент не искал самокат в кустах.

Виртуальная парковка отображается на карте в приложении так же, как реальная, но другим цветом. В реальности в этой точке нет специальных спотов для самокатов, но каждому пользователю онлайн видно, где их искать.

Ценность нашего подхода к парковкам – в порядке на улицах и в предсказуемости: горожанин всегда знает, где нас найти. Но ценность эта становится очевидна не сразу. Например, в Беларуси, где мы запустились в этом июне, пользователи привыкли оставлять самокаты где попало и наш подход приняли как ограничение. Но уже через несколько недель минчане, которые очень любят свой город, начали нам писать, что оценили и удобство, и аккуратность, стали присылать нам в соцсети фото наших самокатов, расставленных небольшими рядами по городу. Тогда мы поняли, что и в Минске нас приняли, это приятно.

Даниил Капцан, пресс-секретарь Whoosh

Парк компании в Минске насчитывает 2000 электросамокатов. Всего у Whoosh их 85 тыс.

Предсказуемость нужна не только в том, чтобы легко найти самокат, но и в том, чтобы им было просто пользоваться. Это невозможно без удобного платежного сервиса от партнера Whoosh СloudPayments. Whoosh стал первой российской кикшеринг-компанией, которая запустила месячную и полугодовую подписку — ее удобно настроить, так как в CloudPayments есть рекуррентные платежи. Доля поездок по подписке составила 37,4% всех поездок за первое полугодие 2022 года. По мнению экспертов, подписка — самый быстрорастущий сегмент микромобильности.

В 2021 году выручка Whoosh составила около 4,2 млрд рублей. Прибыль — 1,8 млрд рублей.

Развитие — не про рост числа самокатов

Долгое время самокаты находились в правовом вакууме. Это подогревали новости об очередном ДТП с самокатом, хотя по статистике подавляющее большинство аварий случается с участием личных, а не шеринговых СИМ. Сейчас рассматриваются поправки в ПДД, которые сделают самокаты полноценной частью транспортной системы. Их поддерживает в том числе Whoosh.

Фичи, которые Whoosh внедрит в ближайшее будущее, как раз касаются безопасности. К примеру, очень опасно передвигаться на одном самокате вдвоём. Сервис тестирует способ определять, сколько человек едет на самокате. Разработка алгоритма заняла больше года, сейчас его тестируют на нескольких десятках самокатов и после окончания теста он будет внедрен на всех устройствах.

Наша задача — развивать не только бизнес, но и культуру микромобильности. А развитие — это не про бесконечное увеличение количества самокатов, а про количество и качество, важен хороший продукт и отличный опыт пользователя. Ведь, в отличие от других видов транспорта, самокат — «эмоциональный» транспорт: поездка на нем дает ощущение свободы и радости и отвлекает от экрана телефона, поэтому каждая деталь важна.

Даниил Капцан, пресс-секретарь Whoosh
1717
10 комментариев

разработка способа определять сколько человек катается на самокате хорошая идея

4
Ответить

А ещё забыли рассказать, какие многие пользователи оголтелые, на тупой эйфории, когда за угол поворачивают вообще не смотрят и скорость не снижают. И про то как много другого населения они в общем раздражают, и что они чуть разумнее мотохрустов. Видимо примерно так и будет выглядеть насыщенное движение в воздухе на небольших высотах, когда гравитационные двигатели появятся

2
Ответить

жду когда Whoosh начнет вкладывать прибыль в благоустройство города на строительство дорожек

2
Ответить

В Калининграде выбираю Вуш, т.к. самокаты свежее/выгодные предложения периодически/удобный способ оплаты

2
Ответить

Будет ли отмена или снижение фиксированной платы за старт?

1
Ответить

она есть в подписке

1
Ответить

Я бы "в" и "Whoosh" разделил буквой "о", т. е. " во Whoosh". Чисто грамматика, никаких придирок с целью понтануться. Типа: "Смотрите-ка, какой я умный"

Ответить