«Реформа мусорной отрасли — это история не про экономику, а про людей и экологию»

Руководитель Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртии Иван Маринин рассказал, какой документ служит «библией» для работников мусорного бизнеса, с какими сложностями предстоит столкнуться при реализации мусорной реформы и как изменится система обращения с отходами в его регионе и по всей стране.

«Реформа мусорной отрасли — это история не про экономику, а про людей и экологию»

Расскажите, как изменится система обращения с мусором с нового года?

Самое главное изменение — назначен региональный оператор. Это организация, которая отвечает за все ТКО (твердые коммунальные отходы — прим. ред.) на территории субъекта и работает строго по территориальной схеме. Региональный оператор избирается на конкурсной основе на 10 лет. В Удмуртии конкурс был проведен в апреле 2018 года. В мае мы заключили соглашение с Правительством республики, которое в случае нарушений предусматривает серьезные санкции. С 1 января мы несем ответственность перед жителями за мусор во всем регионе — как в финансовом плане, так и в имиджевом.

Что такое территориальная схема?

Это «библия» для регоператора. В ней прописана вся технология обращения с отходами в конкретном регионе. Она учитывает ситуацию с наличием полигонов, состояние дорожной сети, оптимальные маршруты движения мусоровозов, количество отходов исходя из численности населения. Сейчас все регионы должны также создать электронное приложение к территориальной схеме. Это как Яндекс.такси, только для перевозчиков: с помощью компьютерной модели просчитываются оптимальные маршруты до каждого населенного пункта, чтобы мусоровозы ехали максимально загруженными, чтобы их количество совпадало с объемом отходов и не было холостых неоправданных рейсов. Мы оборудуем все мусоровозы системой ГЛОНАСС и будем отслеживать, что они едут по правильному маршруту.

Как новая система поможет решить проблемы с мусором в регионе?

Региональный оператор отвечает только за коммунальные отходы, то есть за бытовой мусор. В прошлом году Правительство Удмуртии проводило кампанию по поиску свалок с помощью квадрокоптеров. Их было обнаружено порядка 600. Но реально их даже больше — некоторые свалки уже поросли травой, и их не видно с воздуха. Масштаб проблемы колоссальный. Грешат выбросом мусора в неположенных местах как сельские, так и городские жители. Много свалок образуется вокруг городов, потому что перевозчик не довозит отходы до полигона, чтобы не платить за их размещение. В случае с региональным оператором таких ситуаций быть не может. Наша задача — сделать систему более цивилизованной. Человек, вынося мусор на контейнерную площадку, должен быть уверен, что специальная организация довезет его отходы на полигон, рассортирует, переработает и захоронит остатки. То есть вред окружающей среде будет нанесен минимальный. Это как с общественным транспортом: человек точно знает, что автобус поедет по установленному маршруту и графику и высадит его на указанной остановке.

«Реформа мусорной отрасли — это история не про экономику, а про людей и экологию»

Что непосредственно изменится для жителей?

У них появится услуга, которой раньше не было. Раньше она была скрыта в составе платы за содержание жилья, а сейчас это будет коммунальная услуга, такая же, как газ, вода или электричество. Она появится отдельной строкой в квитанции. Дело в том, что в России почти половина населения никогда не платила за вывоз мусора. В первую очередь это касается жителей частного сектора. Они либо подбрасывали мусор в контейнер МКД (многоквартирных домов — прим. ред.), либо вывозили в овраг, кто-то сжигал или закапывал. По новым правилам будут платить все — не только жители, но и больницы, школы, офисы, индивидуальные предприниматели. И это история не про экономику, а про людей и экологию. Ведь если стоят два дома, и жители одного из них не платят и выбрасывают мусор в овраг, то страдают все, даже те, кто платит. А когда есть обязательная услуга — ну, какой смысл куда-то вываливать мусор, если приедет мусоровоз и гарантированно его заберет? Конечно, люди должны привыкнуть к новой системе. Для этого они должны увидеть, что с 1 января к ним регулярно приезжает мусоровоз. Здесь обязанность обоюдная. Мы должны обеспечить услугу, а люди должны воспитать в себе привычку ее оплачивать, сортировать мусор по фракциями и выбрасывать в контейнер.

В России почти половина населения никогда не платила за вывоз мусора

Иван Маринин, руководитель Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртии

Опишите свой первый рабочий день. Что вы будете делать 1 января?

1 января — это дата, к которой должен подготовиться регион, то есть выбрать регоператора, принять тарифы и нормативы, обеспечить необходимое количество техники, перегрузочных площадок, мусороперерабатывающих комплексов, если они есть в территориальной схеме.

На деле же наша работа уже началась. Во-первых, сейчас мы формируем базу данных всех клиентов, которые образуют отходы. В Удмуртской республике заключено 16 тыс. договоров на электроснабжение — свет есть в каждом офисе и доме. По форме 2-ТП (форма отчетности, обязательная для юридических лиц и ИП, с информацией обо всех образуемых отходах, кроме радиоактивных — прим. ред.), отчитывается 44 тыс. юридических лиц. А в территориальной схеме — 144 тысячи. Где остальные 100 тысяч? Куда они выбрасывают мусор? Может быть, у них заключен договор с теми 16 тысячами, и у них общая контейнерная площадка. Может быть, они не заключали договор и пользовались чужими контейнерами. А может, сами выбрасывали мусор на несанкционированных свалках. То же касается и физических лиц. На сегодняшний день как правило платят МКД, у нас их более 3500. Сейчас мы проводим ревизию существующих взаимоотношений, ведем переговоры с управляющими компаниями и собственниками жилья, чтобы со всеми потенциальными потребителями заключить договор. В декабре мы выставим жителям нулевую квитанцию, где будут прописаны имя, адрес, количество проживающих или количество квадратных метров — показатель, по которому рассчитывается тариф. Если с данными что-то не так, можно будет обратиться к нам и их откорректировать.

Во-вторых, мы уже заключили договоры с перевозчиками и полигонами. Теперь оснащаем площадки контейнерами. В будущем их должно быть пять: четыре для общего и один для «полезного» мусора. 1 января водители уже должны знать все точки сбора и накопления отходов. Поэтому уже с середины декабря мы планируем оказывать услугу в пробном режиме, чтобы вход в новую ситуацию был комфортным и для перевозчиков, и для жителей.

Как вы делите ответственность с управляющими компаниями?

Мы отвечаем за мусор с момента погрузки мусоровозом. Если он образовался на придомовой территории или если житель не донес его и выбросил за 10 метров от контейнерной площадки, за это отвечает собственник земельного участка, либо управляющая компания, либо муниципалитет. Обязанность по содержанию придомовой территории с управляющих компаний никто не снимает.

То есть если сельский житель вынес мусор в лес, вы за это ответственность нести не будете?

По законодательству, обнаружив мусор в неположенном месте, мы должны найти собственника земельного участка и предложить ему его убрать. Если в течение 30 дней он не отреагировал, то убираем мы с последующим предъявлением расходов. Но мы все-таки делаем ставку на сознательность жителей. Проводим активную информационную кампанию, рассказываем, как изменится система, зачем нужна эта реформа и почему это важно. Наша миссия — помочь людям выработать новые бытовые привычки, новое отношение к окружающей среде.

«Реформа мусорной отрасли — это история не про экономику, а про людей и экологию»

Как будет решаться вопрос с нарушениями? Будут ли вводиться штрафы?

Я противник штрафов. Если система будет хорошо работать, регулирование появится на уровне общества. Люди быстро привыкают к хорошему качеству жизни. Штрафы будут, но только для самых злостных нарушителей.

Опишите весь цикл вашей работы. Что входит в полномочия регионального оператора?

Мы отвечаем за каждый килограмм мусора, который образовался на территории Удмуртии, от места сбора до места утилизации. Если разложить поэтапно, это установка контейнеров для сбора мусора, вывоз на мусоровозе по установленному маршруту, перегрузка из маленького мусоровоза в большой, сортировка отходов на полезные фракции, переработка, обезвреживание и захоронение. Мы должны знать «в лицо» каждый килограмм мусора и что с ним происходит.

Для чего нужна перегрузка?

Большой мусоровоз не всегда удобен для перевозки по сельским дорогам — он может застрять. К тому же, нет смысла гонять его туда, где мусора мало. Поэтому из отдаленных районов республики мы вывозим отходы малотоннажной техникой, затем перегружаем в большие мусоровозы и уже на них везем до полигона. Это эффективно с точки зрения экономики. Перегрузочные площадки, как правило, находятся в райцентре. Это огороженная территория, не менее чем в 300 метрах от жилого дома. Наша технология перегрузки исключает попадание мусора на землю.

В каких случаях мусор сортируется?

Сортировка — это разделение на фракции, которые подлежат дальнейшей переработке: пластик, бумага, тетрапак, стекло. Мы хотим сортировать мусор не только на сортировочном комплексе, но и на этапе сбора. Когда полезные отходы собраны в чистом виде, они сортируются в разы быстрее, и полезный выход фракций намного больше. К примеру, если бумага смешалась с пищевыми отходами, она уже практически не подлежит сортировке. Однако затраты на перевозку сортированного мусора всегда выше. Такие контейнеры весят легче, наполняются медленнее, для них надо пускать отдельный транспорт. Один контейнер ПЭТ-пластика весит всего 30 кг, но при этом занимает огромный объем. При этом если на пластиковой бутылке закручена крышка, то сжать ее при погрузке невозможно. Поэтому многие перевозчики не любят пропагандировать идею раздельного сбора. Они предпочитают довезти отходы до сортировочного комплекса и уже там разделять. Но надо все-таки смотреть в будущее. Поэтому в 2019 году мы хотим установить контейнеры для раздельного сбора на каждой контейнерной площадке.

«Реформа мусорной отрасли — это история не про экономику, а про людей и экологию»

Как будет организован раздельный сбор?

Это будет система двухпотокового сбора. Контейнеров будет пять: четыре для обыкновенного мусора и один — под полезные отходы, где будет пластик, стекло и металл. С 2020 года мы планируем поставить еще один контейнер под бумагу и картон. Когда мы начинали этот проект, к нам поступало много вопросов: а почему сразу не делить полезный мусор на пять фракций. 1% жителей готов это делать, а 99% пока не готовы. Когда мы приучим хотя бы половину населения к этому делу, тогда уже будем переходить к сортировке по фракциям.

Разделение мусора — это не только про саму возможность, это про мозги и привычки.

Иван Маринин, руководитель Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртии

По данным Центра общественно-политических и социальных проектов, который изучал мнение жителей Удмуртии об экологической ситуации в регионе, 63% жителей готовы сортировать отходы при наличии во дворе специальных контейнеров для раздельного сбора. Как обстоит ситуация на деле?

Реальная цифра ниже. Сейчас в Ижевске мы проводим эксперимент — установили 51 контейнер для раздельного сбора отходов разного типа. Быстрее всего наполняются контейнеры около студенческих общежитий. Первая причина — большая плотность населения. Вторая причина — много ПЭТа: пластиковых бутылок и упаковки. Разделение мусора — это не только про саму возможность, это про мозги и привычки. К примеру, пожилых людей перевоспитать будет сложно, поэтому ставку делаем на молодежь. Сейчас мы проводим экологические уроки в школах.

Что это за уроки?

Они проходят в игровой форме, мы показываем мультики и наглядные примеры, например, путь пластикового стаканчика — откуда он взялся и что с ним происходит, если его выбросить. Детям это интересно, они это запоминают, а приходя домой, рассказывают родителям, что нужно сортировать мусор. Мы провели модельный урок в Ижевске, обучили учителей. Сейчас будем проводить такие занятия во всех школах республики.

Какой процент мусора сортируется в Удмуртии сейчас?

Примерно 3%. Наша задача довести результат хотя бы до 15% за первый год. Для сравнения, передовая страна по сортировке мусора Швеция до 48% отходов забирает полезными фракциями. Этот реальный показатель, но это система, к ней надо идти. Сейчас в Удмуртии работает один мусороперерабатывающий завод небольшой мощности. Еще один строится. Проект уже выбран, сейчас идут работы, связанные с подготовкой участка. Мы хотим, чтобы в 2021 году все пять полигонов были оборудованы мусоросортировочным комплексом и чтобы весь объем отходов, а это 445 тыс. тонн, подлежал сортировке.

Как перерабатываются полезные отходы после сортировки?

Для каждого типа материала мы стараемся подобрать свой продукт. Например, из ПЭТ-бутылки мы изготавливаем стреп-ленту. Не со всеми отходами это удается чисто экономически. Скажем, товарную партию тетрапака можно собрать за несколько месяцев. Но чтобы получилась товарная партия крышечек от бутылок, их нужно собрать очень много. А как их собрать? Сейчас это происходит вручную: стоит транспортерная лента, по ней едут бутылки, и сортировщик откручивает крышку. Школьники вот предложили вешать отдельный пакет на контейнер для пластика — можно попробовать.

«Реформа мусорной отрасли — это история не про экономику, а про людей и экологию»

Есть ли какие-то региональные особенности реализации мусорной реформы в Удмуртии?

Первая особенность — это то, что в начале 2018 года у нас было восемь полигонов, на которые можно было свозить отходы, а с 2019 года останется только пять. Остальные не соответствуют санитарному законодательству. Поэтому в некоторых населенных пунктах увеличится транспортное плечо — иногда до 250 км. Как раз поэтому мы и перешли на перегрузки. Вторая особенность — отсутствие контейнерного парка. Мусорные контейнеры были установлены в столице и еще паре городов, а в остальных населенных пунктах люди выносили отходы так называемым «сигнальным» методом, в мешках. Это неудобно, потому что мусоровоз едет по графику, и если житель не успел или заболел, то мусор ему приходится накапливать. Когда есть контейнер, ты можешь вынести мусор в любое время дня и ночи. Это не только более цивилизованный, но и более экономичный способ сбора с точки зрения перевозчика: он не объезжает все дома, а подъезжает на точку, где замкнуты сразу 5-6 домов. Сейчас в ряде городов и поселков городского типа уже приняли решение об установке контейнерного парка. Что касается сельских поселений, там проблема стоит не так остро. У людей есть большая частная территория, можно вынести мусор в сарай и выбросить его на следующий день. Там пока сохранится вывоз мусора в мешках.

Есть ли у вас данные о том, сколько люди производят отходов?

Назвать точную цифру сложно. Мы сравнивали нормативы образования отходов с тем, какой объем перевозчики доставляют на полигон. Примерно 40% мусора не доезжает до полигона и оседает на несанкционированных свалках. Можно однозначно сказать, что объем отходов за последние двадцать лет вырос в разы. Если разложить весь мусор Удмуртии по территории республики, то получится слой примерно в 3 см. Существует миф, что сельский житель почти не производит мусора — мол, дерево и картон он сжигает в печке, пищевые отходы идут на корм скоту или перегнивают в компостной яме и так далее. Но на деле люди в деревнях уже не держат коров и покупают молоко в магазине в пластиковом пакете, как и горожане. Та же история с овощами — многим проще купить, чем вырастить самим, а это же тоже упаковка. Потребление — это реальность нашего времени, в том числе и в сельской местности.

Объем отходов за последние двадцать лет вырос в разы. Потребление — это реальность нашего времени.

Иван Маринин, руководитель Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртии

Что могут делать люди, чтобы сократить объем производимого мусора? Насколько эффективны действия по сокращению потребления пластика — например, когда человек ходит в магазин с авоськой, чтобы не покупать пакет? Насколько люди готовы к таким действиям?

Пластиковые пакеты — это зло. Безусловно, надо сокращать потребление упаковки, переходить на разлагающуюся упаковку, покупать вещи длительного пользования. Но это не про наше общество. Раньше автомобиль служил людям по 25-30 лет, сейчас средний срок эксплуатации — 5 лет. Это психология, и поменять ее очень сложно. Мы активно сотрудничаем с экологическими и общественными организациями. У нас в Удмуртии есть сообщество «Зеленый паровоз» — они готовы пакетик чая сортировать на фракции: чай, бумага, ниточка и скрепочка. Когда все захотят так делать, это будет идеальная ситуация. Но пока хорошо хотя бы не выбрасывать в общий мусор стекло, тетрапак, пластик. Практика показывает, что это реально. Когда мы начали ставить контейнеры для раздельного сбора, нам звонили жители, просили и в их двор поставить специальную мульду. Они понимают, что это полезно, и мы даем им возможность стать более осознанными.

«Реформа мусорной отрасли — это история не про экономику, а про людей и экологию»

Кто устанавливает тариф на вывоз мусора и из чего он формируется?

Когда проводился конкурс на регионального оператора, участники в заявке указывали предельную стоимость их услуг на 10 лет. Это сумма порядка нескольких миллиардов рублей. Затем региональный оператор должен был заключить договор с полигонами и перевозчиками и определить сумму их услуг. Мы провели аукционы в электронном виде и даже получили снижение затрат. Теперь необходимо заключить договоры с операторами, которые сортируют мусор, а также договоры на доставку квитанций, на прием населения и так далее — чтобы определить все наши расходы. Мы уже подали заявку с указанием того, сколько в среднем будет стоить наша услуга по обращению с 1 тонной отходов. В ноябре Правительство утвердит эту стоимость. Исходя из нее мы применим норматив образования отходов для населения — это примерно 2,12 куб. м. в год на человека. Соответственно, мы делим эту цифру на 12, получаем месячную норму. Умножаем ее на наш тариф и получаем сумму, которую человек будет платить в месяц.

Раньше люди платили за количество мусора исходя из площади жилья. Какая система будет сейчас?

Закон позволяет устанавливать тариф и по количеству квадратных метров, и по количеству прописанных жильцов. Это решается на уровне региона. По логике, раз мусор производят люди, то надо считать по количеству человек. Но если так сделать, то максимальный рост тарифа будет там, где больше всего прописано людей, то есть пострадают полноценные семьи. Мы предлагаем сделать смешанную систему: в многоквартирных домах начислять тариф на квадратные метры, а в индивидуальных частных домах — на человека.

Реформа мусорной отрасли неизбежно приведет к удорожанию тарифа на обращение с мусором. Тем не менее, по сравнению с другими регионами, в Удмуртии эта стоимость вырастет не так значительно – примерно в 2,5 раза. Для сравнения: в Красноярском крае стоимость тарифа для семьи из трех человек вырастет в 56 раз, в Нижегородской области — в 16,8 раза, в Астраханской области — в 9,6 раз. Что влияет на изменение тарифа в регионе?

Это зависит от того, сколько человек платил до этого. Сейчас мы подали заявку на 166 рублей с человека, но это пока не утвержденная сумма. Есть люди, которые и сейчас платят в районе 160 рублей. А для тех, кто платил 80 рублей, тариф вырастет в 2 раза. Кроме того, раньше у нас 161 организация занималась мусором, и ни одна из них не платила НДС. Их выручка получалась в пределах 150 млн рублей, поэтому они платили 6% от разницы доходов и расходов. Наша выручка составит примерно 2,9 млрд рублей за год, поэтому мы являемся плательщиком НДС. Это еще одна причина, почему тариф вырастет.

Будет ли доступна какая-то скидка на стоимость услуги?

Услуга становится коммунальной, и по ней доступны все коммунальные льготы. Также в 2020 году мы планируем скидку для тех домов, которые сортируют отходы. В течение 2019 года хотим собрать статистику, сколько люди реально способны отсортировывать. Затем подадим данные в Правительство, чтобы они установили дифференцированную оплату для сознательных граждан.

Как вы оцениваете состояние мусорной отрасли в России и в Удмуртии?

Работу в этой отрасли стоило начать намного раньше, но стартовали мы только сейчас — уже хорошо. Теперь важно не сбавлять темп — внедрять раздельный сбор, перерабатывать полезные отходы, расчищать свалки.

Какие факторы влияют на отставание России от европейских стран в мусорной отрасли?

Долгое время у нас отсутствовала централизованная система управления отраслью. С одной стороны, люди нецивилизованно обращаются с мусором. С другой стороны, за что их наказывать, если мусоровоз не приезжает, мусорных контейнеров нет, мусоросортировочных заводов нет? Не было комплексного подхода ни со стороны бизнеса, ни со стороны населения. В этом смысле мусорная реформа — большой шаг для нашей страны. Сейчас нам нужно несколько лет активной работы, чтобы достичь европейского уровня.

Интервью записала Юлия Кузьмина

88
12 комментариев

У нас в Москве поставили рядом с бункером 3 небольших бака для бумаги, стекла и пластика. Так даже пенсионеры стали отбирать мусор. То есть, многие готовы даже без штрафов сортировать мусор и выносить в уличные контейнеры. Главное - построить индустрию переработки и перевозок, чтобы свалки перестали пополняться и возникать

1

А у нас в Краснодарском крае просто цирк начинается с этим мусором. Победит! причем случайно особо приближенный

А в чем суть ситуации?

То есть 40% мусора до полигонов не доходит, но они уже переполнены, как говорят?:) Интересно как посчитали, что именно половина населения не платит за мусор? Методику расчета хоть приоткрыли бы.
Что же по поводу реформы? Мы все знаем в какой стране живем. Рост цен на услуги очень редко ведет к росту их качества, доступности или эффективности. Так и в этом случае. Где-то станет лучше, там где и до этого было не плохо, а большинстве же случаев ничего не изменится, кроме повышения расходов на коммуналку у нищающего населения.

Вроде те, что переполнены, как раз и закрывают. А дальше выход - только сокращать объем захоронения, то есть перерабатывать.
По поводу эффективности, думаю, да, все будет сильно зависеть от конкретных людей и конкретной организации в регионе.

Мусорная отрасль, мусорная реформа... не о том по заголовку подумал

читая текст, понимаешь, что за счёт повышения тарифов установят контейнеры в сельской местности, где их не было, т.е. т.е. те, кто и раньше платил за вывоз мусора, теперь ещё дополнительно заплатит за тех, кто раньше не платил... Это как с ОДН - заплатил за себя, заплати ещё за "того парня"...