Как оценить стоимость разработки электронного курса в 2022 году

Задавались ли вы вопросом «Сколько стоит электронный курс?» Попытка погуглить приводит к поразительному разбросу результатов — от нескольких тысяч рублей до 2–3 миллионов.

Как оценить стоимость разработки электронного курса в 2022 году

На какие критерии нужно обратить внимание при оценке электронного курса, чтобы сузить ценовые рамки?

Есть ситуации, в которых сотруднику, отвечающему за обучение, нужно решить:

- Какой бюджет заложить на следующий год на разработку курса

- Что вложили исполнители в оценку вашего запроса, не завышена ли она или, наоборот, неоправданно низкая

- Будет ли выгоднее взять в штат необходимого специалиста либо привлечь на временный контракт фрилансера

Давайте определимся с тем, какой электронный курс мы имеем в виду. Прежде всего, разной может быть его сложность (уровень интерактивности, трудности технической реализации).

Принято разделять курсы на 3 уровня сложности:

Уровень 1 Базовый. Курс включает текст, простую неавторскую графику, контрольные тесты. Интерактив отсутствует. По сути, это простая презентация или страница с рисунками.

Уровень 2 — Средний. Помимо базовых возможностей курс может включать определенные интерактивные элементы из шаблонов, встроенных в инструмент разработки курса.

Уровень 3 — Продвинутый. На этом уровне курс является уникальным проектом. Разработанные исключительно для конкретного курса мультимедийные и интерактивные элементы, авторская графика, использование механизмов геймификации, нестандартных приемов взаимодействия с пользователем (таких как виртуальная и дополненная реальность, интерактивное видео, игровые форматы и т. п.).

Отметим, что нет прямой связи между эффективностью курса как инструмента обучения и технической сложностью его реализации по типу «Чем курс более наворочен — тем лучше он учит». Очень простой курс с технической стороны может успешно достигать поставленных целей, если он хорошо структурирован, написан доступным языком, насыщен практическими заданиями, спроектирован с пониманием потребностей бизнеса и обучающихся, особенностей обучения взрослых и электронного обучения.

До недавнего времени все российские эксперты в области дистанционного обучения отмечали (даже для базовых задач) высокую степень уникальности курса, соответствующую уровню 3. Индивидуальные персонажи в курсе в одежде согласно корпоративному дресс-коду, реальные интерьеры офисов и предприятий, оформление в корпоративном стиле плеера и всех материалов. Это влияло на трудоемкость разработки курса.

К сожалению, исследований, которые затрагивают подсчет реальных трудозатрат, не так много. Однако есть статистика, проведенная американской компанией Сhapman Alliance еще в 2010 году на основании анализа данных, предоставленных 249 компаниями-респондентами. Данные приоткрывают завесу количества времени, необходимого специалистам на анализ учебного контента, написание сценариев, съемку и редактирование видео и т. п.

Согласно упомянутому исследованию курс длительностью 1 час потребует:

  • Для курса базового уровня сложности — в среднем 44 часа работ
  • Для курса среднего уровня — 193 часа

  • Для продвинутого уровня — 474 часа, иными словами, разработка курса такого уровня длительностью 1 час займет не менее 60 рабочих дней (большинство работ при разработке электронного курса выполняются последовательно, а не параллельно)

Показательно, что независимо от уровня сложности курса, 35–40 % занимают работы по сбору и анализу исходного контента, его структуризация, написание сценария и т.п.

Давайте примерим все эти рассуждения на сегодняшнюю действительность и посмотрим, сколько же стоит разработка электронного курса в России в 2022 году.

Рассмотрим создание усредненного курса длительностью 1 час

Обычно в таком курсе порядка 60 слайдов, каждый из которых содержит краткий текст (30–50 слов) и мультимедийный элемент (изображение, видео, аудио) либо интерактивный элемент (таблицу с закладками, галерею, всплывающие окна и т. п.).

Итого пусть в курсе будет 5 видеовыступлений экспертов длительностью по 3 минуты каждый, порядка 40 изображений, 10 стандартных и 5 нестандартных интерактивных элементов. То есть это курс уровня 2+. Это типовая история для корпоративного обучения.

Технически такой курс можно разработать в конструкторе слайдовых SCORM-курсов CourseLab (от российской компании WebSoft) или Storyline (американской компании Articulate, вследствие санкций использование последнего конструктора, несмотря на его популярность в России, сейчас невозможно или несет большие риски).

Ниже мы оценим трудозатраты на выполнение отдельных работ и их стоимость, исходя из стоимости часа работы соответствующего специалиста.

Напомним: нет точных статистических данных о трудоемкости работ и ставках оплаты специалистов. Это экспертные оценки, которые базируются на опыте, практике и открытых данных по рынку труда, таких как статистика вакансий на сайте hh.ru. В целом рыночный уровень оплаты специалистов в области корпоративного онлайн-обучения ниже, чем у специалистов ИТ-сферы, но выше, чем у аналогичных специалистов в академическом образовании.

<p>Табл. 1. Трудозатраты на разработку слайдового курса уровня 2+ с расчётом затрат</p>

Табл. 1. Трудозатраты на разработку слайдового курса уровня 2+ с расчётом затрат

Эта же таблица, но больше и в удобном формате:

Получившаяся трудоемкость (250–300 часов) хорошо коррелирует с отраслевой практикой.

Рассчитанную стоимость можно рассматривать как оценку себестоимости курса при разработке силами собственных специалистов компании (проставьте зарплаты ваших специалистов, а также оцените их реальные затраты времени на конкретные работы. Вполне вероятно, что их производительность будет ниже, чем у сотрудников компаний, создающих курсы на заказ «на конвейере»). Конечно, здесь не учтены многие статьи расходов компании (налоги, приобретение ПО и компьютерной техники, аренда помещений и т. п.), но они крайне редко закладываются в бюджет конкретного подразделения, ответственного за обучение, а учитываются в общем анализе экономической деятельности предприятия.

Если вы решите поручить все описанные выше работы одному внештатному исполнителю-фрилансеру, например, работающему в статусе самозанятого и платящему налог 6 % от суммы выполненных работ для заказчиков-юридических лиц, то сумма договора с ним будет составлять 128 400 / (100-6) = 136 596 руб. Но в этом случае есть риск того, что такой исполнитель-физическое лицо, возможно, окажется неспособным с одинаково высоким качеством выполнять разноплановые работы, входящие в проект разработки электронного курса. Кроме того, у вас могут возникнуть проблемы, когда спустя время потребуется внести исправления или изменения в ранее разработанный курс.

Чтобы избежать таких рисков, большинство заказчиков предпочитают работать со специализированными компаниями-разработчиками электронных курсов. У них в штате достаточно специалистов узкой направленности, что позволит вложить в ваш проект максимум экспертного опыта. Они работают на рынке многие годы, имеют большой портфель ранее выполненных проектов, похожих на ваш (даже если вы глубоко уверены в уникальности вашего курса) и могут применить этот опыт для повышения качества последующих работ. Они дорожат своей репутацией и работают в правовом поле. Вследствие этого, к большому сожалению заказчиков, эти компании учитывают в стоимости своих услуг, кроме прямых затрат на оплату труда своих сотрудников, затраты на материально-техническое обеспечение деятельности компании: на аренду помещений и каналов связи, на маркетинг и продвижение своих услуг, а также на различные обязательные налоги и сборы. Акционеры таких компаний тоже хотят получать разумную прибыль. Но и это еще не все. В России сложился порядок, когда компании-заказчики настаивают на работе без аванса, с оплатой разработки курсов только после полного выполнения работ. То есть в течение всего времени от начала работ до их оплаты (а это обычно несколько месяцев) небольшая компания-разработчик фактически кредитует зачастую гораздо более крупную и богатую компанию-заказчика, в то же время неся затраты по оплате труда своего персонала. Конечно, исполнитель вынужден учитывать и стоимость этих денег, и возможные задержки с оплатой.

Поэтому, не вдаваясь в скрупулезный расчет, на практике можно ориентироваться на тройную величину ранее рассчитанной от трудоемкости стоимости. То есть компания-разработчик, вероятно, оценит стоимость контракта на создание курса в размере 350–400 тысяч рублей. Это не жадность исполнителя, а тот экономически оправданный уровень поступлений, при котором компания может функционировать и гарантированно исполнять свои обязательства по заключенным договорам на разработку. Если вы продавили компанию на меньшую цену за подобный проект, вы создаете потенциальные риски.

Как быть в том случае, если цифры, рассчитанные выше, приводят вас в шок и не укладываются в бюджет компании, а потребность в разработке курса никуда не делась?

Первое, что надо попробовать сделать — это снизить уровень сложности и уникальности курса. Постараться обойтись встроенными в конструктор инструментами и шаблонами. Свести к минимуму количество графических элементов, отказаться от авторской графики, используя встроенные графические объекты или бесплатные изображения.

Можно убить нескольких зайцев одним выстрелом, если создать лонгрид вместо сложного слайдового курса . Для таких курсов можно воспользоваться конструктором Course Editor от российской компании ЦРММ (близкий к нему по функционалу американский конструктор Articulate Rise не рассматриваем ввиду санкционных ограничений). Поскольку конструктор Course Editor в принципе построен на использовании большого количества настраиваемых шаблонов, можно сделать визуально привлекательный курс без использования индивидуальных элементов. Трудоемкость, а следовательно, и стоимость производства такого курса будут значительно меньше.

Попробуем облегчить разработку того же курса из предыдущего примера, но с использованием функционала конструктора. Из-за специфики формата лонгрида уменьшим количество графических иллюстраций в курсе, а также вместо авторской графики используем встроенную библиотеку иконок и бесплатные изображения.

Табл. 2. Трудозатраты на разработку курса лонгрида уровня 2 с расчётом затрат
Табл. 2. Трудозатраты на разработку курса лонгрида уровня 2 с расчётом затрат

Эта же таблица, но больше и в удобном формате:

Уменьшилось количество операций, большинство выполняется одним сотрудником. Трудоемкость ниже в 2 раза, и курс теперь может быть изготовлен примерно за месяц. Стоимость разработки снизилась практически в 3 раза. Теперь расчетная стоимость разработки силами фрилансера составляет 53 800 рублей.

Предлагаем самостоятельно рассчитать стоимость вашего курса на простом и удобном калькуляторе, внеся свои цифры в желтые ячейки.

Кроме стратегии снижения сложности и уникальности курса, заказчик может пойти путем уменьшения рисков для исполнителя. Например, зафиксировать максимальное количество вводных и корректировок, которые заказчик может внести на этапе разработки сценария курса. Предусмотреть поэтапную оплату или выплату аванса. Наконец, выстроить с разработчиком курса длительные отношения, предусматривающие постоянную нагрузку по разработке и апдейту курсов.

Крупным компаниям с жесткими процедурами конкурсных закупок сложно на это пойти, а вот предприятия малого и среднего бизнеса более гибкие в этом вопросе.

Компания-разработчик может учесть снижение своих рисков в цене разработки. В нашем случае она может приблизиться к 135 000 рублей, то есть практически сравняться со стоимостью разработки слайдового курса силами фрилансера.

Вы еще не забыли, что мы говорили о нескольких убитых одним выстрелом зайцах в случае использования Course Editor?

Второй убитый заяц — то, что, используя Course Editor, вы получаете адаптивный курс под любую платформу, будь то ПК или мобильное устройство. И не надо тратить ни минуты времени и ни рубля затрат для обеспечения работоспособности курса на различных устройствах, если вы использовали встроенные шаблоны.

Третий заяц — это то, что разработка курсов в конструкторе Course Editor не требует специальных навыков для сборки SCORM-курсов. Достаточно сосредоточиться на учебном контенте и грамотно его подать, а техническая реализация курса произойдет практически сама собой. Поэтому функцию можно безболезненно возложить на авторов учебных материалов, ваших тренеров или преподавателей.

И, наконец, самый упитанный заяц. Выпущенная недавно коробочная версия Course Editor открывает несколько новых возможностей: назначить курс сразу ученику, провести обучение и получить отчет о нем — даже если у вас нет своей системы дистанционного обучения. Фактически в Course Editor теперь встроена мини-LMS, возможностей которой достаточно для обучения в небольшой компании

Вы можете сами убедиться в достоинствах Course Editor, попробуйте триал. Надеемся, что использование Course Editor поможет сохранить вам время и деньги.

22
3 комментария

Хорошая статья, спасибо! Нашла ответы на некоторые свои вопросы.

Однако не увидела расходов на создание самого текста. Это требует значимых для общей стоимости временных и денежных ресурсов.

Ответить

Как правило, методисты, работая с экспертами и исходным контентом, создают и текстовый сценарий курса. Так что затраты на создание учебного текста можно учитывать в количестве часов трудозатрат методиста

Ответить

Отличная статья! Действительно, очень важно учитывать градации сложности курсов при расчете стоимости, чтобы оправдать ожидания всех участников. Индексирование стоимости часа методиста и верстальщика/сборщика могло бы улучшить актуальность статьи. В остальном, как разработчик курсов, я полностью согласна со всеми доводами)

Ответить