Черная метка: клеймо на индустрии квестов

Последние события в квестовой сфере были довольно громкими и донеслись даже до тех, кто играми жанра «выберись из комнаты» никогда не интересовался. Представляя крупнейшую квестовую компанию «Клаустрофобия» (с которой вышеупомянутое происшествие никак не связано), я неоднократно давал комментарии в СМИ по поводу ситуации в проекте «Hunting». Однако, свою развернутую позицию я считаю нужным зафиксировать в своем личном блоге — по трем причинам.

1. Дискредитацию всей сферы допустить просто нельзя;

2. Формат подобных развлечений имеет перспективы и должен развиваться;

3. Потребителя необходимо предостеречь.

В первую очередь, хочется отметить, что хоррор-квесты (с актерами или без) — действительно являются самыми востребованными для посещения проектами в последние несколько лет. Страх — это самая быстрая и дешевая эмоция, условия для которой, создать проще всего. Это связано и с интересами и особенностью современного поколения, и с общими нюансами человеческой психики. Однако, очень многие организаторы подобного вида развлечений забывают об одном, невероятно важном, параметре, без которого проекты в жанре хоррор — просто не имеют никакого права на существование. Это — безопасность.

Страх должен быть безопасным!

И проекты, которые входят в нашу сеть, доказывают, что это возможно. К сожалению, многие пренебрегают этой базовой установкой и предпочитают испытывать судьбу, игнорируя правила пожарной безопасности, добавляя в ход игры недопустимый контакт с актерами (Прим.автора — эта опция значит, что с вашего согласия, актер может применить к вам физическое насилие. Существует даже отдельная опция ХСБ (хард с болью), которую можно заказать на подобных квестах. Такие опции действительно есть на рынке, но ИМХО — абсолютно не приемлю такой формат, и считаю, что контакт может быть только безболезненным для игрока), не соблюдая установленный возрастной ценз. Уверен, что прямо сейчас, вы успели ужаснуться, а в воздухе повис немой вопрос: «И много таких квестов существует?». В ответе и кроется один из главных посылов моей статьи — нет, совсем немного. И далеко не все компании допускают подобное в тех продуктах, что выпускают на рынок. Чаще всего, экстремальный подход возникает из целей экономии и отсутствия профессионализма со стороны учредителей. Они не стремятся к долгосрочной эксплуатации проекта и пытаются заработать как можно больше денег в моменте, перевешивая свою ответственность на потребителя.

Фото с конкурса страшной фотографии от Клаустрофобии и rosphoto.ru
Фото с конкурса страшной фотографии от Клаустрофобии и rosphoto.ru

Стоит помнить о том, что все вышеперечисленное подвластно выбору, который совершают те или иные организаторы квестовых проектов. А трагические ситуации, которые возникают на плохо оборудованной или вовсе неподготовленной площадке, с низко квалифицированными или же малоопытными сотрудниками — являются следствием этого выбора.

К сожалению, ситуация, произошедшая в проекте «Hunting» — это простой человеческий фактор, цепочка неправильных решений и действий, которая привела к печальному финалу. Страшно подумать, что все могло кончиться еще хуже. Выводы о необходимости высокого уровня пожарной безопасности стоило делать еще во времена «Хромой Лошади».

Но, что же находится по другую сторону квестовой «медали»?

Несмотря на тезисы выше, наша индустрия решительно идет вперед. И, при подсчете количества запросов на хоррор квесты, можно заметить, что эти цифры практически сравнялись с показателями запросов вроде «отметить день рождения в квесте». Это значит, что клиента все-таки интересует и другой формат. По всему миру квесты были давно признаны и приняты как семейные развлечения, благодаря обилию жанров, сюжетов и вселенных, которые идеально вписываются в формат решения загадок и погружения в альтернативную реальность. Мы оживляем героев любимых мультфильмов и создаем волшебные леса и замки для детей, приглашаем взрослых побывать на борту космического корабля, оказаться в заснеженной хижине посреди июльского пекла и многое другое.

Квест «Тайна Бабы Яги» от Клаустрофобии
Квест «Тайна Бабы Яги» от Клаустрофобии

Наша сфера существует и развивается в России уже на протяжении девяти лет, и, видеть как точечная критическая ситуация перечеркивает всю индустрию в глазах будущих потребителей красным цветом — очень не хочется. К сожалению, не все СМИ разобрались в причинно-следственной связи. Многим из них нужна была настоящая сенсация — и они ее получили. Реакция была соответствующей. Современное информационное поле переполнено белым шумом, и, в условном «топе» задержаться способна только ярко негативная информация. Поэтому, новостные сервисы лишь выполняют свою работу — они никогда не расскажут о повышении трафика на наших проектах, но обязательно подсветят любой резонансный случай. Этот подход естественен и нормален, но, тем не менее, отталкивает наших потенциальных клиентов. Что касается государственного аппарата — в силу многих причин, что-то, получившее настолько большой общественный резонанс — проще запретить, чем разбираться в ситуации на рынке.

Как руководитель «Клаустрофобии», и как рядовой автор блога на vc.ru без больших охватов — перебить такую большую волну негатива я не могу. Однако, могу поделиться с вами реальной обстановкой и рассказать о квестах не как о комнатах страха, а как об интересных, и, порой, даже полезных продуктах, функционал которых, пока все еще недооценен российским рынком.

А, также, дать несколько советов потребителю, который собирается посетить квест впервые (и не только).

Тренд последних четырех лет — это создание квестов на территории торгово-развлекательных центров. Такое расположение позволяет привлечь очень разную аудиторию. Например, это прекрасно работает в случае, если мама и папа хотят уделить время шоппингу, а ребенку — не терпится скорее поиграть. Посещение часового детского квеста станет идеальным решением для всей семьи. А сделать это малыш сможет как с родителями, так и без: на всех детских проектах предусмотрено специальное сопровождение команды аниматором.

Клаустрофобия в ТРЦ «Щелковский»
Клаустрофобия в ТРЦ «Щелковский»

И именно квесты, расположенные в ТРЦ — демонстрируют пример полной гарантии безопасного посещения. Я могу утверждать, что регламенты арендодателя площадки на территории комплекса просто не позволяют отнестись к обеспечению безопасности спустя рукава. Если вы проигнорировали то или иное требование — администрация центра не даст проекту открыться и начать какую-либо коммерческую деятельность.

Поэтому, здесь мы можем зафиксировать совет для потребителя №1:

Обращайте внимание на территориальное расположение проектов.

И это не значит, что нельзя посещать квесты, расположенные в промзоне. Но, даже промзоны бывают разные! (Пример: проект Москва 2048 тоже находится в условной промзоне, но завод «Кристалл» уже давно не является промышленным кластером в стандартном понимании. Последние несколько лет «Кристалл» — это полноценная общественная зона с точками общепита, магазинами и даже музейными экспозициями,)

Следующее, на что стоит обратить внимание — это категория проектов и их возрастной ценз. Несмотря на то, что страшные проекты популярны, они всегда отличаются друг от друга уровнем страха, присутствием актеров и способами погружения. Если организаторы квестов готовы пойти на уступки клиенту, даже при наличии обязательного ценза на сайте 18+ (и здесь речь не про эротику! Имеются ввиду такие триггеры как кровь, нецензурная брань и тд.) — такая лояльность может сыграть клиенту медвежью услугу.

ИЗ ПОВШЕНКОВСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ПАРУ СТРАШНЫХ ФОТО

Современные технологии достигли достаточно высокого уровня, поэтому мистическая, таинственная атмосфера, к которой так стремятся подростки, может быть достигнута и без присутствия актеров. Либо же, специально для младшей категории посетителей, сейчас разрабатывают отдельные специальные версии проектов, которые позволяют сохранить тематику, но не вредят ни психике, ни безопасности несовершеннолетних.

Специальная детская версия страшного квеста «ДуракЪ» от Клаустрофобии. Название - «Приключения в деревне»
Специальная детская версия страшного квеста «ДуракЪ» от Клаустрофобии. Название - «Приключения в деревне»

Совет для потребителя №2:

Обращайте внимание на возрастной ценз квестов и не надейтесь только на сознательность организаторов. Если компания заботится о своих клиентах, сотрудники обязательно сообщат вам, с какими проектами детям лучше повременить. Если вам легко идут навстречу и пускают несовершеннолетних на проект 18+ (и здесь речь не про эротику! Имеются ввиду такие триггеры как кровь, нецензурная брань и тд.) — от игры лучше отказаться.

Также, несмотря на то, что квесты считаются довольно популярным развлечением, многие еще не успели посетить ни один из проектов в нашей индустрии. Для того, чтобы первый опыт не был смазанным и, в первую очередь, оказался для вас абсолютно безопасным — необходимо внимательно читать все дисклеймеры и сноски, которые оставляет организатор на своем сайте.

Стоит ознакомиться с отзывами от других посетителей, не только на странице непосредственной компании, но и на независимых сервисах вроде Яндекс или Гугл карт.

Если у вас есть особенности восприятия или ограничения по физическому здоровью — лучшим решением станет задать прямой вопрос организатору по телефону. Например: «Могу ли я посетить Квест Х, если у меня есть эпилепсия?». Уклончивый или неуверенный ответ не гарантирует вашей безопасности, а отсутствие предупреждений на сайте — уже нарушение.

Совет для потребителя №3:

Проверяйте независимые отзывы и читайте все сноски и предупреждения в описании проекта. Если вы не смогли получить четкий ответ на свой вопрос даже по телефону — такой квест лучше не посещать.

И два совета под звездочкой, следовать которым совершенно необязательно:

*Выбирайте тематику и жанр проекта, которые точно придутся вам по душе! Если легенда квеста вам не понравилась или вызвала сомнения — стоит выбрать альтернативу;

*Когда вы совершаете покупку на агрегаторе квестов, помните о том, что в рамках текущего законодательства, в случае критических ситуаций, ответственность будет нести не, так называемый, билетный сервис (как в случае, например, с такси и едой), а сам организатор.

Я постарался выделить главные базовые критерии, с которых нужно начинать бронирование того или иного проекта. Квест — ничем не отличается от любого знакомого и понятного вам развлечения. Профессионалы в нашей индустрии учитывают и возрастные категории, и физические ограничения, и даже психические особенности. К огромному сожалению, человеческий фактор — неизбежен. Но, он не может поставить крест на всей отрасли, потому что мировой опыт показывает обратный результат.

Одна из квестовых компаний в Гонконге совершила прорыв и перешла на режим работы по официальным IPO. А произошло это потому, что формат квестов действительно разнообразен и несет в себе широкий потенциал. Эти комнатные развлечения могут быть мини-версией декораций из популярного фильма, которые обязательно захотят посетить зрители, или же, нести в себе «сжатую» версию опыта, которому можно научиться только в искусственно созданной ситуации (Например, Клаустрофобия создавала первый в мире квест, посвященный важности донорства, совместно с Национальным Фондом Развития Здравоохранения). Также, множество важной информации лучше и нативнее всего познается в процессе игры — это позволяет трансформировать нашу индустрию и в образовательную среду.

Промо-материалы к квесту, посвященному важности донорства. Клаустрофобия в партнерстве с НРФЗ
Промо-материалы к квесту, посвященному важности донорства. Клаустрофобия в партнерстве с НРФЗ

Имея такое необъятное пространство для развития, мы просто не можем ассоциировать эту отрасль с «комнатами страха, в которых могут пострадать люди». Безответственность разрушает любую сферу, и, к сожалению продолжит это делать, если только организаторы не начнут менять отношение к своей работе и людям, которым они предлагают свои услуги.

3 комментария

Главный хоррор квест сейчас это или успеть перейти границу, или как выжить в окопе

1
Ответить

ничего не понятно, что там с этим хантинг случилось то

Ответить