Вся правда о продуктовых командах в американских компаниях

Вся правда о продуктовых командах в американских компаниях

В крупных американских компаниях довольно часто можно встретить чёткое понимание продуктовой команды.

Продуктовая команда — это команда, которая занимается развитием продукта. Ее главная цель — это улучшить метрики, понять пользователя и предоставить ему наиболее восхитительный опыт, при этом воздействуя на бизнес-показатели.

В этой статье я расскажу:

  • Из кого состоит продуктовая команда в компаниях в США
  • О коллаборации продуктовой команды между собой и другими
  • И про ротацию продуктовой команды

Составляющие продуктовой команды

Каждая продуктовая команда состоит из трех лидеров, их часто называют триада (triad):

  • Product Leader
  • Engineering Leader
  • Design Leader

Ниже я расскажу чем занимается каждый член продуктовой команды.

Product Leader

Продуктовый лид является связкой между бизнесом, инженерами и дизайном. Он отвечает за продукт и синхронизирует работу всей команды.

В его зону ответственности входит формирование стратегии, планирование (квартальное, полугодовое, годовое), проведение интервью с клиентами, приоритезация инициатив, ведение каждой инициативы, коммуникацию как внутри команды так и за её пределами, разруливание возникающих проблем, работу с данными и анализ метрик, ведение беклога. Он также может отвечать за вывод продукта на рынок, его масштабирование, и многое другое.

По сути, продуктовый лид отвечает за успех той или иной инициативы, чтобы она была выполнена в срок и принесла пользу как клиент, так и бизнесу. Если же по ходу выполнения возникают риски — за то, чтобы пересмотреть скоуп и спланировать релиз, но в ограниченном объёме (чем-то придётся пожертвовать и это вполне возможно надо будет зарелизить позже).

Как правило продуктовый лид взаимодействует с разными людьми и командами и воздействует на них не имея никого из них в подчинении. Influence without authority.

Design Leader

Дизайн лид отвечает за продуктовый дизайн и пользовательский опыт. В его зону ответственности входит подготовка всех визуальных составляющих для каждой инициативы — мокапы, интерактивные прототипы, адаптация под устройства.

Он участвует в проведении интервью с клиентами, исследовании поведения пользователей (тепловые карты, карты кликов), проводит опросы, проектирует то, как пользователь будет взаимодействовать с интерфейсом.

А когда инициатива находится в работе, дизайн-лид сверят то, что сделали инженеры с тем, что планировалось получить на этапе дизайна. И конечно же он участвует в анализе полученного результата и разработке предложений по тому, как улучшить пользовательский опыт.

Вся правда о продуктовых командах в американских компаниях

Довольно часто у дизайн лида в триаде также нет никого в подчинении. Он также использует силу убеждения и данные, взаимодействуя с коллегами.

Engineering Leader

Инженерный лид отвечает за техническую реализацию инициатив, как клиентской части (front-end) так и серверной части (back-end).

В его зону ответственности входит управление подчиненной инженерной команды, оценку ее трудоспособности за выбранный промежуток времени.

Он проводит декомпозицию по каждой инициативе, а также технический груминг, на котором вместе с инженерами он обсуждает как именно те или иные задачи будут решаться. В его же зоне — мониторинг производительности, трекинг ошибок и их разруливание.

Вся правда о продуктовых командах в американских компаниях

Как правило, у инженерного лида есть команда разработчиков, которая и занимается технической реализацией (execution).

Коллаборация продуктовой команды

На этапе планирования продуктовый лид много и часто работает с дизайн лидом. Они вместе обсуждают инициативы, совместно оценивают насколько острые проблемы планируется решить и проблемы ли это вообще.

Без закапывания в аналитику тут крайне сложно взаимодействовать. Поэтому они вместе смотрят на данные, на результаты исследований и приводят описание инициатив к единообразному виду, чтобы было понятно по каждой инициативе — какую проблему мы решаем, кто целевая аудитория, что в скоупе, а что нет, на какие метрики будет оказано влияние, какие изменения для бизнеса это повлечет и т.д.

При планировании часто может потребоваться подключить к коммуникации одну или несколько кросс-функциональных команд. Может быть нужна помощь в определении их части работы (и тайминга), выявления зависимостей или потенциальных рисков, или декомпозиция задач на составляющие завязанные на другие команды. В основном, такую работу ведёт продуктовый лид, подключая для обсуждения когда нужно дизайн и инженерного лида.

Продуктовый лид отвечает за приоретизацию задач в скоупе, и как только он понятен и приоритезирован — в дело включается инженерный лид. Он проводит оценку трудозатрат и определяет, что может быть сделано за конкретный период времени с учётом имеющихся ресурсов. После его шага становится понятным на чём фокусироваться, а у чего есть большие шансы быть перенесенными на потом. Таким образом, каждый из членов триады участвует в том, что будет сделано в заданный период времени, какие проблемы решаем, какой результат это принесёт для бизнес и клиентов, как это будет выглядеть визуально, и каким образом это будет реализовано.

Ротация продуктовой команды

Каждая продуктовая команда отвечает за развитие определенного направления бизнеса. Триада работает вместе полгода-год. При этом бизнес может адаптироваться к реалиям жизни (вспомним COVID-19), кто-то из сотрудников может уйти из компании, перейти в другой отдел, в компании может быть реорганизация или просто смена приоритетов.

В случае, если у кого-то в триаде меняется зона ответственности, в такие моменты происходит ротация продуктовой команды. В ней могут поменяться как дизайн лид, так и инженерный лид, так и оба. И тогда продукт-менеджеру нужно снова устанавливать продуктивные взаимоотношения со своей новой триадой. И уже с ней продолжать приносить пользу клиентам и бизнесу.

В зависимости от компании, ее размера, дробления юнитов внутри нее, внутренней кухни продуктовые команды могут координировать несколько по-другому и выполнять немного отличающиеся задачи. В этой статье я описал типовой взгляд на продуктовую команду в США, чтобы дать представление как это работает на самом деле.

Об авторе

Lead Product Manager @ Cisco, ex-PM at Acumatica, MightyCall, WordDive

Подписывайтесь на мой телеграм-канал Beyond the Hype. Я делаю его полезным для продукт-менеджеров и других членов команд по запуску продуктов, кто ищет работу за рубежом, удалённо или с релокацией. Делюсь личным опытом и знаниями.

О чем я пишу:

Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе публикаций!

2 комментария

Скоуп, релиз, лид, продУкт... Вы на русском умеете разговаривать?

Если вам интересно работать в американской компании - вам придётся выучить английский. Уж простите, без него никак.