Мини-приложения как альтернатива мобильным приложениям в России

Февраль 2022 года. За две недели из App Store пропало около 7000 приложений. Это в два раза больше, чем обычно.

В результате в апреле 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин сказал:

«Нужно сделать свой интернет-магазин, потому что App Store и Google Play могут скоро лишить нас возможности скачивать приложения.»

Премьера поддержали эксперты. Интернет-технолог Никита Прохоров дал комментарии «Комсомольской правде»:

«Считаю, что свою экосистему всегда надо иметь. Когда запускалась платежная система «Мир», я, как и многие, относился к этому скептически, а теперь, как мы видим, абсолютно хорошая платежная система, которая работает стабильнее всего».

«Однако, даже не убирая приложения, организаторы «сторов» могут устроить проблемы разработчикам: отключать платные подписки, затем целиком платежные системы. Поэтому с точки зрения безопасности в долгосрочной перспективе очень правильно иметь и свои платежные системы, и свои магазины приложений»

«Идея вполне жизнеспособная и воплотить ее можно за ограниченное время, поскольку у России есть большое число высококлассных IT-специалистов, но важно не только создать магазин, но и доказать аудитории его жизнеспособность.»

«Для этого придется учитывать накопленный багаж знаний у текущих мобильных приложений: какая аудитория что предпочитала и что покупала. А потом туда нужно заводить разработчиков, и не только своих, но и зарубежных, потому что аудитория будет идти в те магазины приложений, где наибольший выбор, и брендов, и мобильных приложений.»

Прошло полгода. Мы уже увидели несколько решений для Android. И они работают — приложения устанавливаются, обновляются. Скоро даже начнут монетизироваться.

При этом решение для iOS кажется невозможным. Проблема в политике безопасности Apple: они запрещают устанавливать программы со сторонних ресурсов. Получается, что скачать приложения из российского магазина будет невозможно.

Но есть пути обхода

Первый вариант — джейлбрейк. Он открывает доступ к файловой системе и внутренним данным айфона. Понятно, что Apple такое не одобряет.

По сути джейлбрейк — это взлом устройства и потеря гарантии. Но он действительно дает возможность полностью изменять настройки системы, в том числе и те, которые действуют в App Store.

Джейлбрейк слишком проблематичен, чтобы рассматривать его как вариант для страны. С каждым обновлением операционной системы он сбрасывается, а в последнее время разработчики выпускают программу все реже. Кроме того, банки и другие крупные компании не пойдут на такое решение элементарно из соображений безопасности.

Вариант 2 — изменение сертификатов. Все приложения в App Store имеют сертификаты, которые позволяют их устанавливать и запускать на iPhone. В случае выявления подделки разработчик и все его приложения будут аннулированы в любой момент и в одностороннем порядке.

Упрощенный вариант — программа AltStore. Она все делает сама.

Программа использует возможность запуска приложений в тестовом периоде, который составляет 7 дней. И вот это время на тест постоянно сбрасывается. Так приложение продолжает работать в обход официального магазина приложений.

Apple пока закрывает глаза на эту лазейку. Но в любой момент её могут перекрыть.

Самый реалистичный вариант — создать веб-приложение магазина, в котором можно будет использовать другие веб-приложения. Оно тоже будет иметь иконку в главном меню и запускаться по нажатию.

Такое приложение может скачиваться НЕ через App Store, а все процессы проводятся внутри веб-интерфейса Фактически это все равно, что открыть сайт.

При этом если у компании есть мобильная версия сайта, то веб-приложение практически готово – это примерно 70% приложения. Остается только сделать интерфейс под экран смартфона – остальные 30% работы.

Опыт Ирана

Такой магазин есть, например, в Иране, который находится под санкциями несколько десятилетий. Иранский государственный магазин приложений называется Sibapp. Он работает как агрегатор различных сервисов, причем эти сервисы запускаются исключительно в браузере.

Разработчики могут создавать ссылки, по которым пользователи переходят к страницам их приложений в каталОге. В Sibapp есть почти всё, что можно ожидать от аналога App Store: скриншоты сервисов, пользовательские отзывы и оценки. Нет только кнопки для обновления, потому что пользователи переходят не в приложения, а на сайты.

За наполнением каталога следят государственные органы. Поэтому туда не допускаются сервисы, не одобренные властями.

Другой иранский магазин приложений — Кафе Базар. Это крупнейший магазин приложений для Android в Иране. В 2020 году его представители выступили на выставке цифровых технологий в Китае и рассказали о своих показателях.

  • оборот всего иранского игрового рынка в 2020 году составил $475 млн (согласно статистике AdColony Inventory);
  • на конец 2020 года в Кафе Базар находилось свыше 100 тысяч приложений, из которых около 18 тысяч — игры.
  • с платформой сотрудничало 20 тысяч разработчиков, многие из которых жили за пределами Ирана (Кафе Базар не раскрывает в отчете точные данные по иностранным разработчикам);
  • аудитория магазина приложений перевалила за 45 млн человек — это больше половины населения Ирана.
  • львиная доля пользователей Кафе Базар играет в игры — 30 млн человек;
  • На смартфонах играет как молодежь, так и люди в возрасте 35-40 лет.
  • по подсчетам Иранского центра развития электронной коммерции, в прошлом году иранцы потратили $21,1 млрд на онлайн-транзакции. Сколько из них потрачено в магазинах приложений не известно. Но нужно иметь в виду, что Google Play здесь нет, поэтому весь оборот мобильного рынка приходится только на местные магазины приложений;
  • за год выручка Кафе Базар от игр увеличилась на 30% по сравнению с 2019 годом. До какой суммы — неизвестно;

Опыт Китая

Перенесемся в Китай. Из-за цензуры в местном интернет-пространстве Google ушел отсюда еще в 2011 году. Поэтому китайские магазины приложений для Android давно стали нормой — их здесь сотни.

Тем временем App Store работает. Но правительство страны строго следит за контентом. Есть подозрение, что приложение угрожает жителям Китая — Apple получает требование ограничить его.

Из яркого на китайском рынке — WeChat. Это приложение объединяет возможности поискОвых систем, социальных сетей, мессенджеров и множества других сервисов.

Решение для России

Вернемся в Россию. Ещё в апреле 2022 года Ведомости опубликовали статью, в которой рассказали о планах российских банков после удаления их приложений из App Store и Google Play.

Ведомости приводят ответы представителей банков и экспертов. Все говорят о том, что лучшее решение для айфонов – веб-версии онлайн-банков.

Банки уже пошли по этому пути. ВТБ максимально адаптировал сайт для работы со смартфоном. Он выглядит в точности как полноценное приложение.

Хотя установленные ранее приложения продолжают работать, владельцам айфонов придется прийти к использованию веб-версий. Просто потому что эти приложения невозможно обновить или установить на новый смартфон.

Superapp и мини-приложения

Тем временем в России развивается формат веб-приложений. Их можно встретить в таких суперприложениях как VK, Яндекс Go и Тинькофф. Они дают возможность в рамках одной платформы решать разные задачи: от оформления ипотеки и страхования жизни до вызова такси и поиска рецептов. Такие сервисы называются «мини-приложения«. А магазин мини-приложений — »суперприложение” или »superapp”.

Суперприложения уже занимают значительную часть мобильного рынка, а пользователи привыкают к мини-приложениям. По прогнозу финансовой компании Morgan Stanley, оборот многофункциональных приложений Тинькофф, Яндекс, Сбербанк, и VK к 2025 году достигнет $134 млрд при среднегодовых темпах роста 21%.

Над созданием суперприложений также работают в Delivery Club и Магните. Даже государство подключилось: к концу 2022 года Минцифры планирует создать мобильное приложение для чиновников и сделать суперприложением портал Госуслуги.

Mini Apps

Итак, мы собрали всю эту информацию, провели анализ. В результате наша компания создала Mini Apps – альтернативу для мобильного рынка России.

Главный вопрос — чем Mini Apps может быть полезен бизнесу. Есть два основных сценария.

Первый – когда нужно открыть новый канал продаж, обойти конкурентов, по-новому заявить о своем продукте или услугах.

Второй сценарий – когда есть идея для самостоятельного сервиса со своей схемой монетизации.

Во-первых, когда мини-приложение попадает в каталОг Mini Apps, оно автоматически получает бесплатный трафик – без вложений в продвижение. Это не App Store или Google Play, где высокая конкуренция и большие затраты на рекламу.

Во-вторых, мы не ограничиваем и не планируем ограничивать разработчиков в выборе схемы монетизации. Вопрос о том, как зарабатывать на мини-приложении, остается полностью за разработчиком. Платформа позволяет монетизировать проекты любым законным способом и использовать любую легальную платежную систему.

В-третьих, процесс создания мини-приложения гораздо проще и дешевле, нежели разработка мобильного приложения. Чтобы разработать приложение под iOS и Android, нужно обладать специфическими знаниями этих платформ. Это сложнее, дольше и дороже. А интерфейсы мини-приложений можно создавать на базе стандартных HTML/CSS/JavaScript. Не нужно писать отдельную версию приложения для каждой операционной системы — только адаптировать его под разные экраны.

Процесс упрощается в разы. Специалистов по верстке миллионы, и стоимость их услуг не так высока.

Другой вопрос — почему пользователи должны прийти в Mini Apps. Любые инновации требуют времени. Люди не любят изменения и практически всегда относятся к ним скептически. Однако это проходит, когда появляется пользовательский опыт и формируется привычка. Главное, чтобы сервис удовлетворял потребности. Еще лучше, если он органично вписывается в жизнь.

Исходя из этого, преимущества для пользователей:

  • Взаимодействие пользователя с мини-приложениями практически не требует усилий: не нужно устанавливать их на устройство и следить за обновлениями — мини-приложения обновляются без загрузки и установки дополнительного программного обеспечения.
  • Mini Apps доступен на всех устройствах, будь то смартфоны на iOS или Android, планшеты или персональные компьютеры.
  • Безопасность. В условиях санкций пользователям порой приходится искать те или иные сервисы в браузере. Появляется опасность наткнуться на вирус или мошенников. Например, на сайт-зеркало, который украдет все деньги пользователя. Мы вручную проверяем каждое мини-приложение, чтобы создать безопасную среду.

Таким образом, Mini Apps — это каталог веб-приложений, которые позволяют решать повседневные задачи и интересно проводить время.

Во время работы над платформой мы поняли, что для пользователей мини-приложения должны восприниматься как что-то привычное, а для разработчиков — оставаться максимально простыми в создании.

Функционал может быть разным. Что вам необходимо? Посмотреть кино, заказать еду или вызвать такси? Все это можно сделать в одном приложении.

Для пользователей преимущества мини-приложений достаточно очевидны: не нужно устанавливать отдельные приложения и забивать память, не приходится следить за обновлениями сервисов.

Для бизнеса и разработчиков отдельный плюс – бесплатный трафик из каталога. Платформа открытая — сделать своё мини-приложение может каждый.

Разработка и содержание мини-приложений значительно дешевле, чем полноценные приложения. Независимые разработчики и малый бизнес получат возможность выпускать свои разработки для мобильных устройств.

Особенно важно, что оказавшиеся под санкциями компании смогут без риска повторной блокировки вернуться на рынок мобильных приложений, а пользователи снова смогут пользоваться привычными сервисами. Это особенно актуально для онлайн-банков.

Mini Apps рассчитан на наиболее широкую аудиторию – всех пользователей смартфонов. Планируется, чтобы они проводили в Mini Apps большую часть мобильного времени. Мы уже ищем и внедряем дополнительные стимулы. Однако очевидно, что пользователей заинтересует в первую очередь появление разнообразных мини-приложений.

1 комментарий

жесть

Ответить