«Хорошо, что у нас нет кота, пришлось бы и с ним всё согласовывать»: каково работать в лондонских компаниях

Особенности работы в новом коллективе и тонкости британских бизнес-процессов в разных профессиональных сферах.

«Хорошо, что у нас нет кота, пришлось бы и с ним всё согласовывать»: каково работать в лондонских компаниях

Артур Андреев, инженерия

Микроклимат в британских командах не может не импонировать. В каждой компании, где я работал, новичков старались принять максимально тепло, проявляли отзывчивость и даже лёгкую снисходительность на первых порах. Конечно, со временем от работника требуют максимальную отдачу, как и в любой другой стране. Благодаря местному менталитету на сотрудников никогда не кричат, даже если градус дискуссии повышается. По крайней мере я ни разу такого не замечал.

«Хорошо, что у нас нет кота, пришлось бы и с ним всё согласовывать»: каково работать в лондонских компаниях

Принцип набора кандидатов на работу в Англии, как и все бизнес-процессы в английских компаниях, — комплексный и многоэтапный, недостаточно просто отправить резюме и прийти на интервью. Здесь существует целая система отбора лучших из лучших.

После университета студенты поступают на graduate scheme при компании. Они работают около двух лет в статусе выпускника, их распределяют по разным отделам каждые три месяца, чтобы будущие сотрудники поняли принцип работы всей компании.

Инженер может оказаться в отделе продаж, а PR-менеджер — в бухгалтерии. После двух лет выпускникам могут предложить остаться в компании или уйти. Конкурс на такие престижные схемы (и на любую позицию в корпорации) большой, поэтому существует около пяти этапов отбора кандидатов.

  1. Подробное заполнение заявки в онлайне.
  2. Часовой тест, оценивающий логику, вербальные и математические способности (не важно, на какую именно позицию вы подаёте, хоть на уборщика по выходным).
  3. Предварительное офлайн-видеоинтервью.
  4. Интервью с HR-командой.
  5. И финальный пункт — оценочный центр. Кандидатов, которые дошли до этого этапа, приглашают в компанию, где в течение всего рабочего дня они выполняют групповые задания, а HR оценивает каждый их шаг, вплоть до количества ручек, которые они принесли с собой.

Конечно, в любой системе есть исключения. Можно пытаться попасть в компанию через знакомых менеджеров, но не во всех английских корпорациях это работает.

Бизнес-менталитет в Англии кардинально отличается от русскоговорящих стран. Например, я заметил, что в странах постсоветского пространства решения принимают за считанные дни, порой даже часы, а здесь принято полностью и детально изучать договор, поэтому часто процесс принятия решения в английских корпорациях затягивается.

Это трудно назвать минусом, такое изучение документов нередко избавляет обе стороны от последующих финансовых проблем, например, при тех же задержках.

Здесь распространена благотворительность. Многие компании за свой счёт приостанавливают работу целого отдела и отправляют работников на весь день помогать в социальных учреждениях. Например, мы пару раз ездили ремонтировать местную школу-интернат. Смена обстановки и ощущение того, что ты делаешь что-то для общества, помогают коллективу разгружаться морально, а это увеличивает продуктивность команды.

Наталья, банковское дело

Атмосфера рабочего Лондона производит большое впечатление на приезжих. Стеклянные небоскрёбы, люди в дорогих костюмах — всё это даёт тебе понять, что ты находишься в центре финансового мира.

Я заметила, что местные слишком ответственно относятся к своим обязанностям. Даже если работник сильно простужен, он всё равно придёт и сделает свою работу. Для русскоговорящих это кажется чем-то сверхъестественным, ведь мы привыкли болеть дома и под одеялом.

Сейчас некоторые английские компании стараются внедрить систему работы из дома, но это вряд ли сработает, поскольку британское нутро не позволит работнику остаться дома в понедельник в девять утра.

Знание языка тоже играет важную роль в британском бизнесе. Английский в Великобритании сильно отличается от интернационального английского. Я привыкла общаться на международном языке, поэтому даже спустя полгода мне всё ещё тяжело понимать британцев в пабах.

Тут множество акцентов и диалектов. Язык коллеги из Манчестера совершенно не похож на язык коллеги с юга. Я выбрала тактику — говорить прямо, если не понимаю, о чём идёт речь. Британцы относятся с юмором и пониманием, говорят, что им самим пора учить интернациональный вариант английского.

Александр Москвин, ИТ

«Хорошо, что у нас нет кота, пришлось бы и с ним всё согласовывать»: каково работать в лондонских компаниях

Начав работать в английской компании, я не заметил ничего экзотического или непривычного — стандартный офис для ИТ, опенспейс, большая компания, обычная бюрократия. Непривычна была только склонность англичан к длительным вербальным дискуссиям на рабочем месте. Одно дело посмеиваться над анекдотами и стереотипами, совсем другое — с этим работать.

Слишком часто мне приходится возмущаться и заявлять: «Давайте уже прекратим переговоры, примем решение и начнём двигаться в выбранном направлении». Но как правило, это бесполезно, поскольку британцам нужно обсудить условия в сотый раз, согласовать с ещё одним менеджером, выслушать мнения каждого работника.

Хорошо, что у нас в офисе нет кота. Пришлось бы согласовывать и с ним. Мне кажется, офисная бюрократия здесь точно такая же, как и везде, но смесь обычной бумажной волокиты и британской любви к долгим переговорам даёт гремучий результат, благодаря которому дела тянутся очень медленно.

За пару лет работы в английской компании я так и не привык к местному бизнес-менталитету. И я не уверен, хочу ли привыкать к такому ритму ведения дел. Конечно, условия комфортные — семичасовой рабочий день, возможность работать из дома, но сам процесс мог бы идти быстрее и эффективнее. Поэтому я не против вернуться в Россию.

Хелена Персион, управление и продажи

«Хорошо, что у нас нет кота, пришлось бы и с ним всё согласовывать»: каково работать в лондонских компаниях

В Англии, помимо опыта, обращаю внимание на личностный рост кандидата. Проблема большинства работников из стран бывшего СНГ в том, что они приезжают с комплексами и большим страхом перемен. Здесь такое отношение не поможет, поскольку работать в британских корпорациях тяжело.

Постоянно нужно выходить из зоны комфорта и развиваться, поэтому в коллективе быстро становится понятно, кто ты. Если ты стоишь на месте, не идёшь вперёд и не модифицируешься личностно, то продвижения по карьерной лестнице можно не ожидать.

Одна из главных особенностей местных бизнес-процессов — развитая гибкость частного бизнеса по отношению к клиентам и поставщикам. В английских компаниях работники фокусируются именно на клиентах и их нуждах, а не на выполнении плана, присланного верхушками компании.

Здесь считается нормальным пойти на уступки, включить дополнительный пункт в контракт или предложить разбить оплату на несколько блоков. В российской бизнес-этике гораздо меньше эластичности, поэтому процесс оформления даже маленькой сделки между нашей и российской компаниями может длиться до года.

На сроки влияет ещё тот факт, что в России при составлении и подписи контракта должен присутствовать корпоративный юрист, а бумага должна быть заверена всеми директорами без исключения. В Англии же развито корпоративное доверие, поэтому контракт может составлять и сам президент компании без юристов, что существенно ускоряет процесс оформления сделки.

Многие говорят, что в странах бывшего СНГ меньше бюрократии, но я с этим не соглашусь. В сфере высшего управления в украинских компаниях гораздо больше бумажной волокиты, чем в этой же сфере в Англии. Например, в украинских компаниях после каждой деловой встречи нужно составлять огромный протокол и получать подтверждающие печати под документом от всех директоров.

В Англии с этим проще, большинство документов стараются делать в онлайне и максимально укорачивать их. В британской корпоративной этике принято верить на слово. Если вы договорились о сделке, то она состоится, даже если вы не подписали подтверждающие документы.

Ещё одна особенность — профессиональная культура общения, которая в Англии кардинально отличается от постсоветских стран. Я заметила, что в русскоговорящих странах вежливость со стороны начальства принимают за слабость. Считается, что начальник априори не может общаться на равных с работником более низкого ранга.

Здесь всё работает иначе, поскольку вежливость — одна из главных особенностей британского менталитета. Например, женщину в статусе управляющего здесь воспринимают на равных, никто не выдаёт гендерные шутки или предрассудки, а это — несомненный бонус для карьеристок, желающих переехать сюда.

Анна Ильина, индустрия красоты

Русского человека может смутить то, что процесс согласования бюджетов внутри фирмы может тянуться месяцами. В Англии соблюдают правило «ответ в течение 48 часов», поэтому коммуникация между различными департаментами и отделами занимает много времени.

Электронное письмо, отправленное в обед без пометки «срочно», скорее всего, даже не откроют в этот день, поскольку официально работнику полагается двое суток на то, чтобы ответить.

Большой плюс в том, что здесь развита здоровая и честная конкуренция между компаниями в одном сегменте ввиду того, что в Англии не существует системы взяток. Конкурируя с кем-то, ты всегда можешь быть уверенным в том, что оппоненты не подкупили судей и результат будет заслуженным.

2020
33 комментария

Вот Наталья чешет. Русский работник привык болеть под одеялом. Сколько таких? Даже если и сам не придет на работу больной, то выведут и выжмут все

33
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

хз, на 1-2 дня остаться дома вообще никаких согласований не надо

Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

3
Ответить

мдааа... с Хеленой спорить совершенно нет никакой возможности и желания! 8-о

3
Ответить