Заработать на спамерах: как мы создали приложение для борьбы с назойливыми звонками

История о том, как мы разработали приложение для себя, а пользуются им тысячи людей. Теперь и наши бабушки знают, кто им звонит.

Привет! Мы – компания Деасофт, занимаемся автоматизация бизнес-процессов. Однажды мы решили отклониться от привычного курса и разработали мобильное приложение для борьбы со спам-звонками Кто звóнит. Идею подсказала сама жизнь.

Объявлять войну спаму нужно красиво Деасофт
Объявлять войну спаму нужно красиво Деасофт

Как появилась идея

Одна из наших руководительниц в разговоре с коллегами поделилась своей проблемой – с утра до вечера ей названивают из салонов красоты, магазинов, колл-центров. Все началось после того, как она опубликовала в интернете объявление о продаже какой-то вещицы.

Впрочем, директор оказалась не единственной, кому звонят спамеры – вести с ними нежелательные беседы приходится всем. Самый неприятный инцидент произошел с бабушкой одного из сотрудников – телефонные мошенники вынудили бедную женщину отправить им деньги.

Мы решили защитить наших близких от подобных случаев. Так родилась идея создать приложение для борьбы с телефонным спамом и мошенниками. Правда, наша команда предполагала, что этим инструментом будет пользоваться только узкий круг пользователей, и о выходе на рынок речи не шло. Но рынок посчитал иначе.

Команда “Кто звóнит”

Сергей Весовой – программист, знает JavaScript, PHP, Python и другие языки. Умеет кодить с закрытыми глазами, правда, не всегда уверен, что это будет работать.

Петр Загребельный – продакт-менеджер. Знает два языка – общечеловеческий и программистский. Вот уже 6 лет руководит проектами. Помогает Сергею писать код с закрытыми глазами.

Антон Соколов – системный архитектор и идейный вдохновитель. Знает язык UML и паттерны программирования, рисует замысловатые диаграммы, которые помогают Петру и Сергею работать вдвое эффективнее.

Используем человеческий фактор

Нельзя сказать, что мы начинали с нуля. У нас оставалась наработка с прошлого проекта – приложение, позволяющее обращаться к общей телефонной книге. Но легче от этого не было, потому что без базы номеров пользы от такого приложения мало. Найти контакты спамеров оказалось задачей нетривиальной.

Здесь нельзя было идти по пути банального парсинга, потому что подобных номеров нет на страницах в социальных сетях или досках объявлений. Тот факт, что спамеры периодически меняют номера, еще больше усложнял задачу.

Мы провели опрос на айтишных ресурсах, чтобы выявить потребность в приложении для борьбы со спамом. Спрос оказался большим. И некоторые пользователи даже предлагали добавить в базу спам-номера, с которых им когда-то звонили. Так мы поняли – базу пользователи смогут собрать сами. Нужно лишь предоставить им инструмент.

Веб-сервис "Кто звонит" Деасофт
Веб-сервис "Кто звонит" Деасофт

Буквально за пару дней мы разработали веб-сервис “Кто звóнит”. Почему так быстро? Потому что можем и умеем! К тому же в начале реализации проекта веб-сервис был для нас не целью, а средством. С его помощью мы предоставили пользователям возможность проверять и добавлять номера, оставлять к ним отзывы.

Нам не пришлось мотивировать людей участвовать в создании базы, за нас это делали оппоненты. Вам когда-нибудь звонили спамеры утром, когда вы только прилегли после ночной смены или с трудом уложили спать неспокойного ребенка? Человеческий фактор, с которым мы привыкли бороться в нашей основной деятельности, здесь, наоборот, дает больше плюсов, чем минусов.

Петр Загребельный, Продакт-менеджер

Так примерно за месяц мы собрали более 5 тысяч номеров спамеров. В дальнейшем наша команда продолжала создавать продукт вокруг проблем и потребностей клиента, что на языке бизнеса именуется как “customer development”. Наши пользователи хотели получать информацию о неизвестных номерах не только после звонка, но и во время входящего вызова.

Реализация приложения

Мы попросили коллег и родственников протестировать программы для iOS со схожим функционалом. Помимо скучного дизайна, большого веса и неудобного интерфейса, удалось выявить еще несколько системных проблем.

  • Сомнительные условия. Не все приложения оправдывали свою стоимость. В некоторых случаях программы не работали. Но на условиях платной подписки пользователи теряют по 900-1500 рублей в месяц.

  • Большинство приложений по своей сути являлись справочниками номеров организаций. При этом проблему спам-звонков они не решают.

С учетом ошибок конкурентов мы определили наше главное преимущество – всегда актуальная база номеров, созданная настоящими людьми, а не случайные номера, найденные в интернете. Имея нашу наработку и растущую базу, мы приступили к созданию приложения iOS “Кто звóнит”.

Деасофт
Деасофт

Как это работает

В мобильном приложении пользователи могут проверять номера, читать и добавлять к ним отзывы. Вам не придется каждый раз запускать программу – большинство задач путем простых действий можно выполнить прямо в журнале звонков.

Информация о звонящем автоматически отображается на экране во время входящего вызова. Если на номер имеются жалобы, то пользователь будет предупрежден. Во время звонка появится метка “спам” или “мошенник” – в зависимости от категории, к которой он отнесен. Сейчас в базе более 500 тысяч номеров.

Информация о звонящем во время входящего вызова Деасофт
Информация о звонящем во время входящего вызова Деасофт

Некоторые не звоня́т, а зво́нят

Первая версия приложения была бесплатной. И поскольку проект носил не коммерческий, а социальный характер, мы практически не вкладывались в продвижение и рекламу. Ограничились ASO-оптимизацией, постами в соцсетях и публикациями о “Кто звóнит” на бесплатных площадках и ресурсах.

Пользователи встретили нашу программу довольно тепло, лишь иногда выражая свое недовольство неправильно поставленным ударением в названии. Но мы убеждены – спамеры вам не звоня́т, а назойливо зво́нят. И это нужно искоренять.

Монетизация

С ростом числа пользователей мы столкнулись с новой трудностью – не хватало рук на проверку и редактирование поступающих данных о спам-номерах. Тогда впервые зашла речь о монетизации приложения, дабы покрыть издержки и создать возможности для дальнейшего развития проекта.

Во второй версии приложения мы добавили функцию идентификации номеров во время входящего вызова, улучшили дизайн. Стоимость программы сейчас составляет 299 рублей. Веб-сервис по-прежнему бесплатный.

Целевая аудитория

Проект изначально создавался “для своих”, поэтому нашей целевой аудиторией были друзья и коллеги. Но когда приложение попало в публичную плоскость, мы обнаружили, что им пользуются люди из совершенно разных социальных групп.

Например, приложение “Кто звонит” востребовано у граждан, имеющих долги перед банками. В базу постоянно поступают номера коллекторов и отзывы о них. Другая группа использует приложение для проверки номеров на наличие жалоб перед совершением покупки в интернете, арендой жилья и т. п. Немало людей установили приложение, потому что им “повезло” стать обладателем номера с богатым прошлым.

В первый месяц после релиза приложения количество установок в день доходило до 100. “Кто звонит” удалось занять второе место в топ-чарте App Store по разделу “Справочники”, обогнав билеты ПДД и Библию. Средняя оценка пользователей – 4,5.

Второе место в топ-чарте Деасофт
Второе место в топ-чарте Деасофт

Планы

Доход от “Кто звонит” позволяет нам покрывать издержки и продолжать работу по улучшению приложения. По многочисленным просьбам пользователей мы готовим функцию блокировки спам-звонков.

Не будем скрывать, мы рассматривали вариант сделать “Кто звонит” исключительно коммерческим продуктом. Но желание продолжать историю про то, как общественность может влиять на развитие проекта, оказалось сильнее. Тем более, наши пользователи не просто пополняют базу новыми данными, но и делятся собственными идеями по улучшению приложения.

А вам надоели звонки от спамеров?
Да, нервов моих не хватает!
Нет, я понимаю, что это их работа.
Мне не звонят спамеры. Мне вообще никто не звонит.
Этот блок временно не поддерживается
1414
76 комментариев

В больное место прям попали. Программ таких действительно много, но они или являются справочниками, например, 2Gis, или просят довольно дорогую подписку.

2

Если вам кажется что подписка дорогая, проверьте не нищеброд ли вы? )

1

у "Кто звонит" нет подписок и скрытых платежей. Все честно!

Выражаю огромное спасибо коллегам за ЕЩЕ ОДИН КЛОН нашего продукта :))))
Вот вас-то и не хватало в 2018 году для ровного счета клонов, которое появилось в 2017.

а за время работы Наибастера с 2014 года вас таких умных былотуже несколько сотен.

Мало скопировать функционал NumBuster!, ребятки.
Мало запускать парсеры (вы, кстати, продолжайте - на этом рынке все друг друга парсят, все друг другу отгоужают фэйки по api - мы в эти игры с вами, с толпой "изобретателей" копиистов не играем, но будем и дальше водить вас по кругу.

Отдельная просьбочка.

Ввалите побольше денег своих инвесторов в рекламу и ASO - мы с удовольствием прокатимся на органике, которую вы, джентельмены удачи, сгенерите.

спасибо.

Кстати, встаньте в очередь за Касперскими, им очень хотелось, но так и не смогли даже приблизиться к Намбастеру по посещаемости, посему они до сих пор в бете и до сих пор бесполезны.

"Будем и дальше водить вас по кругу", "Прокатимся на органике" - судя по вашему комментарию коллега вы не только на органике катаетесь, да еще и на гидропонике. Бросайте это дело, ни до чего хорошего это вас не доведет.

Чет даже лень гуглить что у вас за программа.. пусть и дальше вы в наших глазах будете лидерам по гидропонике =)

3

Как запомнить ударение:
Зво́нят мудозвоны.

9

отличная интерпретация