Что не так? Почему уже пятый копирайтер не может справиться с вашей задачей

На основе своего опыта расскажу, как формулировать задачи копирайтеру так, чтобы он точно сделал, что вам нужно. Лайфхаки подойдут и для сотрудничества с другими фрилансерами — дизайнерами, разработчиками и так далее.

Дисклеймер: объясняю очень просто, без терминов, которые заказчику не нужны. В некоторых моментах возможен сарказм.

Что не так? Почему уже пятый копирайтер не может справиться с вашей задачей

Самое главное

Если вы считаете, что «Напиши красиво, тыжкопирайтер» – это идеальное ТЗ, то вы ошибаетесь. Вы же не говорите, например, парикмахеру: «Постриги меня как-нибудь красиво» или дизайнеру интерьера: «Нарисуй мне какой-нибудь стильный дизайн». Вы приходите к специалистам со своими хотелками и обсуждаете их уже на месте.

Если вы не имеете абсолютно никакого представления о том, что вообще писать, и хотите услышать все это от копирайтера, то можете пойти двумя путями:

  1. Полностью довериться копирайтеру и его чутью – пусть он на основе своего опыта напишет так, как надо. Но здесь есть проблемка: не все копирайтеры настолько хороши, что способны лучше вас угадать потребности вашей целевой аудитории.
  2. Попросить, чтобы копирайтер самостоятельно проанализировал конкурентов и целевую аудиторию. Но это будет дороже, чем простое написание текстов.

Хороший специалист сразу пришлет вам бриф или задаст наводящие вопросы. Пожалуйста, не игнорируйте это и отнеситесь со всей ответственностью – только совместная работа даст на выходе отличные тексты.

Подход «Я плачу деньги и ничего не делаю, а вы давайте старайтесь» уже давно не работает. И пока вы будете спихивать всю исследовательскую работу на копирайтера, ваши конкуренты, сотрудничающие со своими подрядчиками, вас обойдут.

Итак, о чем нужно рассказать копирайтеру перед началом вашего сотрудничества

Ваша целевая аудитория

Это не обязательно стандартные «женщины, 25-45, Москва». Например, в ваш новый фитнес-клуб ходят все – там есть и стандартный тренажерный зал, и занятия для беременных, и детская комната, и зумба для пенсионеров. С первого взгляда сложно определить конкретную целевую аудиторию.

Но если мы посмотрим на это подробнее, то увидим, что фитнес-клуб достаточно дорогой, расположен вдали от метро, но поблизости от пары крупных ЖК. Из этого уже можно выделить целевую аудиторию: живущую в одном из ЖК или поблизости, с уровнем дохода выше среднего.

Задачи, которые должен решать текст

Это очень важно. Хотите ли вы продать определенную услугу, рассказать о продукте или сделать статью для повышения лояльности к вашей компании – подход к тексту будет различным. Да, в результате любой текст должен вести к продаже, но то, каким способом он будет делать, многое решает.

Где он будет опубликован

Каждая площадка, будь то Дзен, VC, блог компании или профильный форум имеет свои особенности, начиная от стилистики и заканчивая размером текста. Копирайтеру очень важно знать, куда в конечном итоге пойдет его текст.

Для текста на сайт: требуемый объем

Как правило, дизайн сайта предполагает некоторое количество текстовых блоков, а в них – некоторое количество текста. Так вот, если вы не пришлете копирайтеру макет сайта или не укажете, в какое количество знаков нужно уложиться, он попросту не сможет выполнить эту задачу. Допустим, у вас для описания товара на сайте отведено 300 символов, а копирайтер напишет 1000. Вы, конечно, сможете разместить это на сайт, но первоначальной красоты уже не будет.

Примеры конкурентов

Если у вас уже есть пример, который вам нравится, то проще всего переслать его копирайтеру и написать: «Слушай, хочу вот так». Если такого нет, то можно хотя бы обозначить, в какой стилистике вы хотите текст. Если не получается – что ж, опытный копирайтер сможет сам это определить, исходя из предыдущих пунктов.

Уже имеющиеся тексты

Даже те, которые вам не нравятся – при этом нужно конкретно сказать: «Вот это описание не зашло, оно очень скучное, в нем много технической информации – нашей аудитории надо попроще и помолодежнее». Вообще, любая информация, где прослеживается необходимая стилистика, будет полезной.

Строго говоря, хороший копирайтер сам должен задать вам эти наводящие вопросы, если вы не предоставили данные. Если он ничего не спрашивает об аудитории, целях текста и его размере – скорее всего, он хочет побыстрее заработать, а качество текста его не очень волнует.

Но эта статья даст вам возможность подготовиться перед диалогом с копирайтером, чтобы начать сотрудничество как можно быстрее.

Как общаться с копирайтером, чтобы он вас понял

  1. Не записывайте ТЗ в голосовых. Пожалуйста. Во-первых, у копирайтера не всегда есть возможность их послушать – иногда мы работаем в кафе, в шумном поезде, в гостях и т.д. Во-вторых, в текстовом сообщении вам будет проще структурировать свои мысли, а нам – понять их. В-третьих, если ТЗ объемное, очень сложно найти необходимый пункт в сообщении на 5-7 минут.
  2. Постарайтесь описать суть задачи в одном сообщении и как можно четче. Так намного легче найти сообщение с ТЗ в переписке и выполнить его по всем пунктам. Не нужно писать копирайтеру: «Давайте сделаем так... Или не так, я еще не решил...» Сначала решаем, потом пишем копирайтеру.
  3. Отвечайте на все вопросы. Копирайтер спрашивает вас не потому, что он глупый или не знает, чем заняться – информация нужна ему, чтобы как можно качественнее выполнить свою задачу. Не игнорируйте его, пожалуйста.
  4. Не дергайте копирайтера до дедлайна. Для некоторых заказчиков это открытие, но у успешных копирайтеров расписан каждый день. Он не будет в восторге от того, что его постоянно отвлекают от работы. И да, даже если он фрилансер, то, как правило, вечером и на выходных он хочет провести время с семьей, друзьями или любимыми сериалами. Если копирайтер ответил вам в нерабочее время – классно, значит, он не против потрудиться на выходных. Если нет – что ж, не обессудьте и подождите понедельника.
  5. Четко формулируйте правки. Текст может не понравиться по абсолютно разным причинам: стилистика не соответствует образу компании, нечетко указано УТП, нужно сделать больше упор на определенные свойства и т.д. Четкое указание того, что нужно переделать, сэкономит время и вам, и копирайтеру, которому не нужно будет угадывать, что же именно вам не понравилось.

На самом деле, сейчас у многих заказчиков может возникнуть резонный вопрос: «А зачем нам вообще думать о каком-то копирайтере? Клиент всегда прав, мы платим деньги, не хватало еще думать о том, удобно ли копирайтеру слушать наши голосовые».

Я это все прекрасно понимаю. Но вот у вас есть задача – вот вам нужно ее качественное решение. Из цепочки «заказчик-задача-копирайтер» выбросить заказчика никак не получится. Вы, конечно, можете оставить копирайтера с задачей один на один, но качественное ее решение вам никто не гарантирует. Гораздо проще заранее собрать всю необходимую информацию, грамотно подать ее копирайтеру и наслаждаться своими новыми шикарными текстами.

1010
7 комментариев

Год работал в стартапе где СМО только постфактом говорил, что ему не нравится и еще он говорил, что ца - все люди.. Я долго спорил, задавал вопросы и предлагал разное. Но мне сказали, что я не софтскилл гай и мы в итоге попрощались. И это лучшее что со мной могло случиться.
Потому что за год работы с подобными людьми ты все меньше и меньше начинаешь ценить себя.

Все правильно. Работа - всегда совместное творчество.

6
Ответить

Когда я была юна и только начинала копирайтить, то очень часто сталкивалась с руководителями, для которых ЦА – это все люди. Грешным делом, думала, что это со мной что-то не так, раз я не могу понять, как написать крутой текст «для всех» ))

1
Ответить

Сейчас активно развиваем PR-департамент в компании и ещё хотим сказать, что для копирайтеров (да и для других специалистов, от которых вы ждёте результата) очень важно донести боли ЦА. Чего они хотят? Чего боятся? О чём мечтают? Да, можно описать ЦА максимально подробно: мамы в декрете из небольшого города. Но ещё лучше рассказать об их проблемах, которые удалось выявить при коммуникации: недосып? прохлада в отношениях с мужем? боязнь быть плохой матерью? И сразу же возникающие решения этих проблем, которые может предложить Ваш продукт. Готово уже 80% работы. Останется обернуть это в грамотный чёткий текст без воды, который бьёт точно в цель. Очень хотелось бы, чтобы как можно больше заказчиков и руководителей прочитали эту статью. Спасибо за неё.

3
Ответить

Большое спасибо за такой развернутый комментарий!

Ответить

Аллилуйя! Наконец-то кто-то это сказал!
А то встречается реакция от "а тебе зачем это знать? вот задание, пиши" до "мы сами не знаем, но за исследование платить не будем".

2
Ответить

Почему уже пятый копирайтер не может справиться с вашей задачейПотому, что 90% копирайтеров пишут ужасно.

Ответить

Вообще вы правы 😁

Ответить