VSCO отказалась от лайков и комментариев ради свободы творчества: история успеха «плёночного» фоторедактора

Создатели начинали с шаблонов WordPress и придумали «асоциальную соцсеть», которой пользуются более 30 млн человек.

VSCO — приложение для обработки фотографий на мобильных телефонах, которое позволяет добиться максимально реалистичного эффекта плёночного фото. После запуска платной подписки на расширенный сервис компании потребовалось меньше года, чтобы достигнуть отметки в 2 млн подписчиков, а число фотографий с пометкой vsco в Instagram исчисляется десятками миллионов.

Первые шаги

Грец Лутце и Джоэл Флори не планировали разрабатывать полноценный фотосервис и конкурировать с Instagram. Разработчики будущего VSCO познакомились в 2011 году: Флори наткнулся на дизайнерские работы Лутце на сайте рок-группы Jimmy Eat World. Он предложил разработать брендинг для строительной фирмы своего отца, а затем вернулся к собственному бизнесу — портретной и свадебной фотографии.

Грег Лутце и Джоэл Флори disruptionmag
Грег Лутце и Джоэл Флори disruptionmag

В марте 2011 года они решили объединиться и открыть бизнес по продаже шаблонов для WordPress для фотографов. Чтобы финансировать бизнес, они открыли фотостудию для свадеб.

Позже партнёры решили создать собственную платформу. Они пригласили разработчика Заха Ходжеса и придумали концепт: создать инструменты, которыми бы они сами пользовались, если бы работали фотографами. Так появилась компания VSCO — Visual Supply Company.

Как запускался VSCO

Первой разработкой VSCO стали инструменты VSCO Film для Adobe Lightroom и Adobe Camera Raw — фильтры, которые стилизовали изображение под плёночную фотографию, снятую на Kodak, Fuji и плёнки других производителей. Фильтры продавали за $130, сейчас стоимость снизилась до $59. С момента релиза VSCO Film компания всегда работала в прибыль.

После запуска VSCO Film в компании возник вопрос, в какую сторону масштабироваться. Вместо закупки рекламы и дальнейшего продвижения Film, в 2012 году разработчики выпустили инструмент для Adobe Lightroom, который добавляет настраиваемые сочетания клавиш в приложение и таким образом сокращает время обработки изображений.

Business Insider
Business Insider

Компания продавала VSCO Keys за $79 новым пользователям, за $59,25 владельцам VSCO Film. В сентябре 2015 года VSCO прекратила развитие Keys и опубликовала исходный код приложения на GitHub.

В 2012 году на iOS появился основной продукт компании — мобильное приложение для съемки и обработки фотографий VSCO Cam (позже переименованное в VSCO), которое вышло на iOS и стоило $0,99. Основное направление было схожим с Film — пользователь мог использовать встроенные эффекты и фильтры, чтобы сделать максимально приближенное к «плёнке» фото.

Business Insider
Business Insider

Главная задумка основателей VSCO — показать людям фотографию, в которой на первое место встает сам кадр, освещение, постановка, а не резкость и насыщенность цветов.

VSCO отказалась от лайков и комментариев ради свободы творчества: история успеха «плёночного» фоторедактора

В 2013 году появилась версия 2.0, в которой VSCO Cam перешла на freemium-модель, сделав платными подборки фильтров. В декабре появилось приложение для Android.

Команда разработчиков хотела сделать качественное приложение для съемки мобильного фото, которое обладало бы уникальным дизайном, возможностями и было бы «приложением не для всех» — VSCO сделала ставку на профессиональных фотографов и креативных людей.

Дизайн VSCO Cam выполнен в плоском стиле, где на первом месте стоит фотография: Грег Лутце считает, что VSCO работает, как арт-галерея, где ничего не отвлекает от изображений и их обработки.

Разработчики сфокусировались на трёх задачах: создать минималистичный и удобный интерфейс, новую технологию обработки изображений с настоящими «плёночными» фильтрами и предоставить пользователям возможность смотреть работы других фотографов и вдохновляться ими.

За первую неделю VSCO Cam скачали более 1 млн раз, а в Instagram было опубликовано более 4 млн фотографий с хэштегом vscocam, который добавляется автоматически.

VSCO Grid: общество без оценок

Лутце считает, что должен быть баланс между истиной и творчеством: «Люди испытывают давление в социальных сетях и хотят получить одобрение со стороны. Они боятся быть честными — пробовать что-то новое, публиковать печальные, глупые моменты из жизни».

Он признает, что, «как и большинство людей, публикует всё, что представляет собой гламурное “я”, игнорируя то, что большую часть жизни ходит в спортивных штанах».

По мнению Лутца, такая тенденция особенно популярна среди подростков: в 13-14 лет они живут социальными сетями и беспокоятся, как они в них выглядят. Если фотография за несколько минут не получила должного внимания — её удаляют. Подростки устают от беспокойства, которое возникает из-за желания быть нужными своей аудитории. Им нужно место, где их никто не будет судить.

Hall Pass — подборка фотографий из школ Later
Hall Pass — подборка фотографий из школ Later

По мнению Флори, такое давление оказывается на всех: от художников, писателей и подростков до корпораций — популярность оценивается количеством лайков и подписчиков.

VSCO Grid Later
VSCO Grid Later

VSCO не планировала конкурировать с Instagram, так как делать ещё одну обычную социальную сеть разработчикам было неинтересно и, по их мнению, неправильно. Вместо этого VSCO сделала ставку на развитие творческого сообщества, в котором люди не будут бояться публиковать фотографии.

Компания внутри приложения выпустила собственную издательскую платформу VSCO Grid. Отличие от Instagram и других социальных сетей в том, что VSCO Grid отказалась от лайков, отображения числа подписчиков и комментариев к фотографиям, решив, что это ограничивает работу фотографа.

Bubble Forum
Bubble Forum

Пользователь может только посмотреть автора фотографии, её метаданные и детальные настройки примененного фильтра.

«В музее вы не найдете человека, который пишет что-то рядом с произведением искусства или наклеивающего на него стикер. Мы хотим добиться похожего результата, чтобы в центре внимания всегда был фотограф и его творчество» — объясняет Флори.

Авторы считают, что ценность фотографий в их качестве, а не в количественных показателях, о которых приходится заботиться в Instagram, отвлекаясь от процесса съёмки. В качестве примера Лутце и Флори приводят foodporn — одну из «визитных карточек» Instagram-фотографов: фотографии получают много лайков, но творчество в процессе создания таких снимков практически отсутствует.

Later
Later

VSCO Grid служит не только для публикации изображений — это полноценная платформа для любителей фотографии. Еженедельно кураторы Grid выпускают дайджесты лучших фотографий, вместе с пользователями публикуют обучающие статьи для новичков, делятся пресетами для разных сценариев съёмки.

Команда VSCO постоянно привлекает молодых художников и дизайнеров, а также консультируется с популярными фотографами.

travelandleisure
travelandleisure

В интервью Fast Company Лутце заметил, что многие считают, что у VSCO хороший маркетинг, но по его мнению, сообщество просто любит процесс создания новых фотографий, а VSCO предлагает им хорошие инструменты для решения задач.

С ним соглашается менеджер сообщества VSCO+Partnerships Картер Мур — сообщество пользователей появилось органично: люди знали VSCO по инструментам для фотоприложений и легко влились в новое направление мобильного фото.

Развитие VSCO

VSCO называет VSCO Grid свободной для творчества, без социализации и рекламодателей в привычном понимании. Тем не менее многие пользователи отправляют фотографии в Instagram и другие социальные сети, чтобы получить обратную связь.

VSCO — один из самых сильных брендов в Instagram: фирменный хэштег использовался более 230 млн раз и уступает по популярности только хэштегу art.

Business Insider
Business Insider

В 2014 году VSCO Grid получил развитие — компания открыла блог-платформу VSCO Journal, в которой пользователи сервиса могут оставлять записи из текста и фотографий. Это упростило публикацию обучающих статей, подборок фотографий, дало возможность фотографам больше рассказать о себе.

В 2016 году аудитория VSCO превысила 30 млн активных пользователей, а компания привлекла $40 млн инвестиций. Часть денег VSCO потратила на развитие инструментов редактирования изображений и повышение вознаграждений по программе Artist Initiative, с помощью которой финансирует начинающих художников.

Работа одного из победителей Artist Initiative
Работа одного из победителей Artist Initiative

VSCO X

В январе 2017 года VSCO запустила VSCO X — сервис для профессиональных фотографов и тех, кто хочет открыть доступ к 130 фильтрам, дополнительным инструментам и учебным материалам. Стоимость годовой подписки — $20. Также разработчики обновляют и ежемесячно добавляют пресеты и другие возможности в VSCO X.

К примеру, пользователям доступны общение внутри приложения, если два человека подписаны друг на друга, расширенное редактирование RAW, добавление рамок на фото, а также «рецепты»: подписчик сервиса может один раз настроить все параметры фильтра и обработки, сохранить их отдельно и нажатием одной кнопки применять сразу для нескольких фотографий в будущем.

VSCO отказалась от лайков и комментариев ради свободы творчества: история успеха «плёночного» фоторедактора

В основе VSCO новый механизм обработки фото SENS, который разрабатывали три года. Она позволяет использовать эффекты VSCO Film — цифровые копии цветной и чёрно-белой плёнки от Agfa, Fuji, Ilford и Kodak. Сейчас подписчикам доступно 28 различных плёнок.

VSCO отказалась от лайков и комментариев ради свободы творчества: история успеха «плёночного» фоторедактора

Для SENS была построена отдельная лаборатория, где профессиональные фотографы, инженеры и разработчики изучали и проявляли плёнки, чтобы создать алгоритм для цифровых снимков, который будет учитывать эстетические особенности плёночной фотографии.

31 июля 2017 года VSCO анонсировала инструмент для редактирования видео внутри приложения — пользователям дали возможность добавлять пресеты и инструменты к любому снятому на смартфон видео с помощью технологии SENS. Редактирование доступно только подписчикам VSCO X.

VSCO Discover

В феврале 2018 года VSCO запустила новую функцию Discover, основанную на искусственном интеллекте Ava. С её помощью пользователи получают персонализированные рекомендации, разделённые по тематикам и авторам.

Отношения с рекламодателями

VSCO используется брендами для продвижения с 2013 года. Компания отказалась от традиционной рекламной модели закупки рекламы у популярных пользователей.

По мнению Флори, если Instagram создавался для рекламы, то VSCO — для творчества, и контент должны создавать пользователи. Одна из форм рекламной интеграции в VSCO — фирменные бесплатные пресеты, которые можно скачать в ограниченный период времени.

Подборка фотографий по заказу сети отелей Marriott Later
Подборка фотографий по заказу сети отелей Marriott Later

К примеру, NikeLab ACG для продвижения новой линии одежды разработала городской пресет, который, по словам VSCO и Nike, хорошо подходит «для создания атмосферы шумного города, ярких огней и любых климатических условий». Другой проект Nike — набор бесплатных черно-красных фильтров. для продвижения спортивной одежды.

NIke VSCO
NIke VSCO

VSCO Connect

В марте 2018 года VSCO запустила закрытую бету-версию нового сервиса, который основан на Ava — Connect. Он предназначен для совместной работы компаний и фотографов.

VSCO Connect работает так: рекламодатель должен отправить в Connect короткое описание задачи, а Ava подбирает пять наиболее подходящих по эстетике и стилю фотографов. По словам VSCO, ИИ может не только анализировать цветовую гамму, но и общее настроение фотографий. Избранный фотограф в течение месяца должен выполнить условия контракта, если его всё устраивает.

Первыми клиентами стали Nike, Chobani, Timberland и PowerBar.

25 апреля 2018 года Флори объявил, что количество подписчиков на VSCO Pro достигло 1 млн пользователей, а 8 ноября 2018 года — 2 млн.

VSCO продолжает расти, а разработчики ищут новые способы развития компании и планируют выпускать собственные приложения для производителей смартфонов. 7 ноября 2018 года VSCO заключила сотрудничество с Samsung и выпустила VSCO for Samsung — версию приложения для магазина Samsung Galaxy Apps с четырьмя эксклюзивными пресетами «День-Ночь».

Флори считает, что каждый владелец смартфона, который ценит качественную камеру, может стать подписчиком VSCO X: если человек тратит сотни долларов на телефон, то может потратить и $20 для создания более креативных и красивых фотографий.

2626
13 комментариев
Комментарий удалён модератором

Да, можно делать вид, что твои фотки всем нравятся и тебя не комментят, потому что нельзя

3
Ответить

А разве фэйсбуки-инстаграмы так не выглядят?

3
Ответить

Не являюсь пользователем VSCO, но не могу не отметить, что их видение продукта достойно уважения.

17
Ответить

Тоже понравилась концепция. Особенно в части "без шаблонов соцсетей".

Ответить

Свобода творчестваВсе фото однообразные, как с фотостока

6
Ответить

Они однообразны в своем разнообразии.
Это как с хорошими винами или часами.
На первый/неискушенный взгляд - все одинаковые ;)

8
Ответить