Методы чтения

Методы чтения

На этот пост меня вдохновил Андрей Олегович Баумейстер и его видео «Как научиться читать?». Я компактизировал идеи Андрея Олеговича. Многое осталось за скобками, и каждый тезис, безусловно, заслуживает дополнительного раскрытия.

***

Осмысление — одна из основных задач потребления информации. И от нашей возможности декодировать символы конкретной информации зависит качество нашего осмысления. Усвоение новой информации, её осмысление, зависит от нашего знания различных знаковых систем (онтологий) и от пересечения их со знаковыми системами получаемой информации. То есть в новой информации мы «не увидим» смысла — смысл не воспримется — если нет связи между имеющимся у нас знанием и тем, что мы пытаемся воспринять. И это не зависит от способа получения информации — неважно, смотрим ли мы на произведение искусства, если искусством раньше не интересовались, или слышим ли незнакомый иностранный язык, или на родном языке слышим новую концепцию. Такая информаци не задержится в нашем мозгу.

Во время чтения мы:

* декодируем символы

* создаём значения и смысл

Сейчас существуют различные способы получения информации. Нам уже не обязательно читать книгу, мы её можем послушать. Чтение мы можем использовать ни только чтобы научиться, узнать новое, а, например, чтобы скоротать время или развлечься. Но всё-таки именно чтение, как работа с информацией, — самый подходящий инструмент для развития нашего умения мыслить и рассуждать. Базово под чтением мы понимаем процесс складывания букв в слова, а слов в предложения. За буквами и словами мы сначала должны увидеть символы и затем эти символы перевести (декодировать) в уже известные нам смыслы. Качество наших рассуждений зависит от большого количества связанных с этим факторов.

Между книгой и человеком всегда стоит человек

Допустим, мы уже научились критически относиться к информации в интернете (факт-чекинг и список проверенных авторов) и игнорировать информацию вообще не соотносящуюся с нами, не соответствующую нашим текущим потребностям. Что может помочь нам остановиться на определённом источнике? Совет того, кому доверяем. Конкретный человек, авторитету которого мы доверяем, или знающий нас учитель. Его совет может быть определяющим: он знает нас и знает, как-то или иное новое знание может быть воспринято нами на данном этапе. Такая рекомендация играет очень важную роль в нашем развитии.

Мы не догадываемся о своём невежестве

Находясь в современном фрагментаризированном мире мы находимся под влиянием бесконечного количества деконтекстуализированной информации. Стимуляция этой фрагментарности (социальными сетями и медиа) усугубляется нашем неумением работать с информацией как таковой. Потребление такой информации ведет к получению такого же бессвязного отрывочного понимания, в верности которого мы крайне убеждены. Но такое понимание плохо применимо для сложных рассуждений даже при условии хорошей внутренней собранности — умение сфокусироваться на отрывках не гарантирует понимания целостной картины. И (рекомендованная) книга, содержание которой разворачивается вокруг ограниченного количества идей, может помочь нам вписать искомое нами знание в уже существующий у нас контекст.

Вам не обязательно дочитывать книгу

То, как мы читаем, обуславливается нашими мотивами чтения. И если мы читаем для самообразования и понимаем, как новые знания встроятся в уже имеющиеся, необходимо придерживаться правил (метода) чтения.

  • Знакомство с книгой. Вначале нам нужно получить общее представление о книги. При первом прочтении мы не вникаем в каждый тезис, мы формируем общее понимание и определяем дальнейший принцип работы с этой книгой.
  • Главное и подчинённое. Не всегда нам нужна вся информация из определённой книги. Возможно, в данный момент нам будет достаточно какой-то главы или нескольких глав. Определив важное, мы концентрируемся на нём и уже при необходимости углубляемся в детали.
  • Последовательность и структура. Любой художественный и не художественный текст — это повествование. Уследить за развитием повествования и удержать связность картины (прошлого с будущим, причин со следствиями) нам помогает вводимая автором логика повествования.
  • Анализ и синтез. Сформировав общее понимание, оттолкнувшись от общей логики, выделив главное, мы обращаемся к смыслам и идеям книги. Мы простраиваем связи между ними, вокруг этих связей формируем свои смыслы и с ними работаем — встраиваем в необходимый нам контекст и синтезируем новые идеи и связи.
  • Визуализация и схематизация. Если все предыдущие операции работы над текстом проводились нами в уме, то на этом этапе мы формализуем прочитанное. Можно составить mind-карту прочитанного или выделив типы концепций (тезисы, герои, формализмы) привести книгу к набору таблиц, или использовать мышление письмом. Вынося пройденный нами материал во внешний кортекс (exocortex) мы помогаем себе разобраться в материале, а размещая свои размышления в публичном пространстве (в блоге, в социальных сетях) у нас появляется возможность получить обратную связь от других людей и уточнить собственные суждения и оценки.
  • Дополнение опыта. Через физическое переживание того, о чём мы читаем (например, изучая мемуары, мы путешествуем по местам жизни автора), мы дополняем созданные визуальные образы и подкрепляем их через другие органы чувств.
  • Устная беседа. Рассуждая над идеей, обсуждая новые знания с другими людьми, мы также создаём дополнительные связи в своём мозге, закрепляем это знание. Проговаривая новое, когда мы к нему ещё не привыкли, мы можем звучать неестественно, можем даже слышать комментарии в свой адрес: «ты говоришь как из книги». Но именно такое проговаривание — один из способов создания «дополнительной тяжести».
  • Повторение отложенное во времени. Не обязательно мы способны воспринять новую идею сразу. Иногда нам требуется прочитать текст два, или если нужно, больше раз. Можно это делать сразу по завершении прохода, можно спустя какое-то время — год-два. Это зависит от сложности текста, нашей потребности, нашей подготовки (усвоенных знаковых систем). Повторное погружение в уже пройденный материал -- это отличный инструмент наблюдения за своим развитием.
  • Практическое применение. Чтобы выполнялась функция чтения, то есть чтобы полученные знания были нам полезны, мы должны использовать «означенную», осмысленную информацию на практике. Новое знание влияет на наше понимание окружающего. На основании этого понимания мы корректируем стратегию своего поведения на разных уровнях — как индивида (личное стратегирование, отношения в семье), как у частника сообщества (моя работа, мой широкий круг общения), как члена общества (в каком государстве я живу). От кругозора, от знаний, которые мы получаем и осмысливаем, зависит сила нашего влияния на тот или иной уровень.

Каждое знание должно быть проектным

Работа с каждой новой книгой расширяет и наше специальное (проектное) знание, и наш кругозор. Работа таким методом возможна только при вдумчивом, метакогнективном чтении и осмысленном подходе к деятельности в общем смысле. Результат будет измеряться не количеством прочитанных книг, а качеством понимания. Понимая и примеряя новое знание мы учимся быть собой.

44
6 комментариев

всегда считал недочитывать книги своей плохой привычкой,оказывается правильно делалD

1
Ответить

я за то, чтобы чтение, как и любая другая деятельность, была обусловлена целью. Если вы осмысленно берётесь за том, а в процессе чтения выясняете, что ваша цель не приближается, то и дочитывать (доделывать задачу) не обязательно

Ответить

Интересно ) Где-то я уже видел подобную статью, но там не было такого разбора ))

1
Ответить

значит не такую:)

Ответить

Как говорил Вольтер : «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.»

Ответить

Удивительно, насколько глубоко чтение может влиять на нашу жизнь, и вместе с тем понимаю что это здорово, при условии сочетания тех пунктов, о которых говориться в статье)

Ответить