Как оптимизировать сайт под голосовой поиск

Голосовой помощник – это бот, который распознаёт речь и выдаёт результаты или выполняет команды согласно полученному запросу.

Одна из задач голосовых помощников – поиск информации в интернете. А потому, одна из современных задач SEO – оптимизация сайта под голосовой поиск. Как это сделать, расскажем в этой статье.

Какие голосовые помощники существуют

Поклонники техники Apple уже давно знакомы с технологией Siri. На Android часто можно встретить Google Assistant – фраза “Окей, Google” давно стала мемом.

Как оптимизировать сайт под голосовой поиск

Помимо этого голосовые помощники есть у:

  • Яндекс – Алиса
  • Mail.ru – Маруся
  • Тинькофф – Олег
  • Сбер – семейство помощников Салют
  • Мегафон – Ева

И это только список самых популярных систем в России.

Согласно данным сервиса Just AI на 2020 год в России насчитывалось 52 млн пользователей голосовых ассистентов. А это 35% от всего населения страны. Из них ТОП-3:

  • Алиса – 45 млн
  • Google Assistant – 11 млн
  • Siri – 6 млн

Внимательные читатели заметили, что сумма приведённых цифр больше, чем 52 млн. Связано это с тем, что часть аудитории использует сразу несколько голосовых помощников.

Они незаметно интегрируются в нашу жизнь и объективно делают её более комфортной. Согласно прогнозам сервиса Just AI к 2026 году индустрия голосовых помощников в России может вырасти на 81%.

Прогноз по росту популярности голосовых помощников к 2026 году
Прогноз по росту популярности голосовых помощников к 2026 году

Особенности поиска голосовыми помощниками

Распознавание речи, используемое в голосовых помощниках, не весь текст воспринимает одинаково. В системе есть фразы, которые имеют более высокое значение. Например, во фразе “Парикмахерские рядом со мной” наиболее важной для поиска будет фраза “рядом со мной”, так как система понимает, что парикмахерские в другом районе города пользователю будут не актуальны.

В случае с поиском на компьютере или телефоне, система покажет результаты в форме классической поисковой выдачи.

В случае, если запрос отправлен умной колонке, голос озвучит только первый результат в поиске, если запрос не имеет гео-привязки. И ближайшее к вам предприятие, если запрос связан с местоположением. Например, на запрос “продуктовый магазин рядом со мной” колонка Алиса назовёт адрес ближайшего небольшого продуктового магазина, даже если на 50 метров дальше от него находится крупный супермаркет, который пользователю может быть более интересен.

Если же запрос слишком широкий, например, “лучшие школы английского”, голосовой помощник умной колонки предложит отправить вам результаты выдачи на телефон.

Какому бизнесу важно оптимизировать сайт под голосовой поиск

По-хорошему с учётом высоких темпов развития технологии, скоро оптимизация под голосовой поиск Яндекса и Google будет актуальна для большинства бизнесов. Но на сегодняшний день это:

  • Локальный бизнес: парикмахерские, магазины, нотариальные конторы, детские центры, курсы, школы и другие сферы, где важна гео-привязка.
  • Сервисы доставки еды. Голосовой помощник выдаст результаты как по запросу “доставка еды”, так и по более конкретным типа “доставка суши”.
  • Онлайн-сервисы и дистанционные услуги.

Как оптимизировать сайт под голосовой поиск

Голосовой поиск прежде всего используется на мобильных устройствах, к которым относятся и умные колонки. А потому для оптимизации сайта под помощников справедливы все те правила, что и для мобильного поиска (напомним, что выдача на мобильном может отличаться от выдачи на десктопе), а именно:

  • Высокая скорость загрузки сайта
  • Адаптивность сайта под просмотр на мобильных устройствах

Проверить скорость загрузки можно через сервис PageSpeed Insights. С его же помощью можно получить и рекомендации по исправлению ошибок для улучшения скорости загрузки ресурса.

Рекомендации по оптимизации сайта под мобильный поиск от PageSpeed Insights
Рекомендации по оптимизации сайта под мобильный поиск от PageSpeed Insights

Помимо этого, в голосовых помощниках отличается и форма запросов. Это нужно учитывать при оптимизации текстов:

  • Используйте длинные запросы, например, “школа танцев для девочек семи лет в химках”
  • Вставляйте ключи со сленговыми и разговорными словами, например, “плешка” для обозначения РЭУ Плеханова. При ручном вводе запроса люди больше склонны соблюдать грамотность и чистоту речи, чем в голосовых запросах. Например, в голосовом поиске вполне может быть запрос “кафешка рядом с плешкой”
  • Пишите тексты просто и лаконично, чтобы голосовому помощнику было также просто их озвучить. При составлении текста ставьте себя на место пользователя и проверяйте, как бы вы отреагировали на такой ответ от умной колонки
  • Подготовьте отдельные страницы или блоки на уже существующих страницах, которые будут отвечать на более широкие запросы пользователей

Для локальных бизнесов помимо оптимизации сайта рекомендуется максимально прорабатывать карточки организаций в Яндекс и Google Картах и поддерживать их в актуальном состоянии. Так вы повышаете вероятность выдачи по гео-запросам.

Заключение

Популярность голосовых помощников растёт высокими темпами во всём мире. Технология активно внедряется и в мультимедиа системы автомобилей – пожалуй, один из наиболее быстро растущих сегментов голосовых помощников после смартфонов, планшетов и умных колонок.

Количество пользователей голосовых ассистентов для автомобилей в 2021 году согласно сайту Voicebot.ai
Количество пользователей голосовых ассистентов для автомобилей в 2021 году согласно сайту Voicebot.ai

А потому и оптимизация сайта под голосовой поиск с каждым днём становится всё более актуальной.

Впрочем, исходя из рекомендаций, основная задача SEO’шника состоит в том, чтобы сделать удобный для пользователя контент и сайт. И если он понравится человеку, то и машине тоже.

5 комментариев

Виктор, статей на эту тему много, а технология одна, поэтому информация может показаться похожей