Бесплатный маркетинг для стартапа: 4 шага на пути к успеху

О маркетинге уже сказано много слов, но зачастую статьи содержат в себе материалы, которые присущи большому бизнесу. Но что делать стартапу? Какие действия предпринять, когда у тебя в кармане 0 на рекламу?

Бесплатный маркетинг для стартапа: 4 шага на пути к успеху

По статистике, 9 из 10 стартапов «умирают». И из них 20% прекращают свое существование в первый же год запуска. Причин такого развития событий много, одна из них – на паре-тройке фаундеров лежат все задачи, в частности – маркетинг. По статистике, один из фаундеров чаще всего айтишник, никак не связанный с маркетингом. Поэтому все активности по части рекламы остаются на оставшихся членах команды, которые ищут варианты, что же предпринять.

В этом материале я постаралась агрегировать стартаперский опыт и сформулировать 4 шага с нулевым бюджетом, которые могут помочь сдвинуться с места.

Шаг 1. Заявить о себе на стартаперских площадках

У вас уже есть идея, есть название, логотип, опционально MVP (минимальный продукт), теперь нужно завести аккаунты вашего проекта на ключевых площадках, которые будут работать потом на вас как при общении с будущими инвесторами, так и при поиске early-users (первых пользователей).

Первым делом идем на F6S. Это крупнейший в мире портал для стартапов, на котором представлено более тысячи акселерационных программ и фондов со всего мира.

Создаем там профиль вашей компании и после регистрации получаем симпатичную карточку с вашей информацией и доступ к акселераторам из любой точки мира. Там же есть раздел с промо-кодами на различные системы, например, AWS, HubSpot и др.

Пример профиля на F6S.
Пример профиля на F6S.

Далее создаем профиль на AngelList (Angel.co). Это онлайн-платформа и база данных стартапов, бизнес ангелов и тех, кто ищет работу в стартапах. AngelList активно используется инвесторами со всего мира. В созданном профиле вы сможете рассказывать об успехах вашего проекта и разместить вакансии.

<p>Пример профиля компании на AngelList.</p>

Пример профиля компании на AngelList.

Следующий шаг – профиль на Crunchbase. Это онлайн-платформа с информацией о стартапах, принадлежащая TechCrunch. Тут вы сможете создать свой профиль для поднятия так называемого credibility – уровня доверия к вашему проекту. В профиле будет информация о стартапе, основателях, ссылки на публикации о проекте, данные об инвестициях.

<p>Пример профиля на Crunchbase.</p>

Пример профиля на Crunchbase.

Шаг 2. Засветиться и регулярно постить в стартаперских блогах и чатах

В этом пункте речь пойдет о стартаперских платформах, где можно активно рассказывать о своем проекте, давать ссылки на обновления и пытаться привлечь пользователей прийти к вам на сайт.

IndieHackers – сообщество, где можно не только создать профиль своего проекта, но и пополнять его новостями – размещать некие milestones с датами, публиковать посты в разные подгруппы и генерировать дополнительный трафик на свой сайт. При обновлении новости о вашем проекте она автоматически отобразится на странице Products, пока ее не сместят новости других стартапов.

<p>Пример страницы с продуктами на IndieHackers.</p>

Пример страницы с продуктами на IndieHackers.

HackerNews от YC. С моей точки зрения, не совсем однозначная площадка, больше похожа на желтые страницы с ужасной версткой. Тем не менее это онлайн-платформа, созданная глубокоуважаемым фондом Y Combinator. Зарегистрировавшись, у вас будет возможность размещать два типа новостей – просто заголовок с линком на ваш сайт, статью, новость или заголовок и расширенное описание к нему для запуска дискуссии. Выбиться в лидеры на странице можно только благодаря голосованию, которое происходит в реальном времени. Если никто не проголосует за вашу новость, примерно за 5 минут она переместится уже на вторую страницу. Поэтому на этой площадке рекомендуют размещать, чтобы соответствовать аудитории и вызвать у нее интерес, ссылки на ваши статьи о технологиях, разработке, аналитику, а не на промо-коды на Черную пятницу, например.

<p>Скриншот первой страницы HackerNews.</p>

Скриншот первой страницы HackerNews.

Reddit. Это онлайн-платформа, напоминающая что-то между социальной сетью и форумом, может помочь рассказать о вашем продукте или услуге в процессе коммуникации с другими участниками сообщества. Неприятная вещь этой площадки – чтобы сделать пост в сабреддите («ветке», посвященной какой-то определенной теме), необходим определенный уровень кармы, который нужно набрать путем комментирования других сообщений. После того как кармы будет достаточно, вы сможете публиковать записи, например, спрашивать в сабреддите Entrepreneur советы по вашему бизнесу и фидбек. Можно найти «ветку», посвященную вашему конкретному бизнесу и там вступить в дискуссию. Личный совет, будьте аккуратны при публикации постов, не делайте их слишком рекламными, не нарушайте правила сообществ, читайте правила каждого сабреддита, так как буквально за неверное слово можно попасть в бан модераторами, которые следят за каждым.

<p>Скриншот сабреддита Entrepreneur.</p>

Скриншот сабреддита Entrepreneur.

Дополнительно можете поискать различные каналы в Slack и Discord, посвященные вашей тематике. Иногда для вступления в них необходимо приглашение уже от существующих участников или заполнение формы на сайте.

Шаг 3. Запуститься на Product Hunt или любой другой подобной площадке из вашей отрасли

Если ваш продукт уже готов к презентации пользователям, вам есть что показать и заявить, то отличный вариант моментальной генерации трафика на сайт – публикация вашего проекта на ProductHunt. Это площадка, на которой ежедневно проходит некий онлайн-баттл между стартапами. От вас требуется: придумать концепцию запуска, подготовить набор креативов, текстов и найти хантера (опционально), который «запустит» ваш продукт.

Само размещение длится 24 часа (начинается в 00:00 по Тихоокеанскому времени) и оформлено в виде списка проектов, который составлен, исходя из ранжирования по числу лайков от сообщества. Продуктом дня станет тот проект, который наберет максимальное число голосов. В процессе голосования пользователи могут кликнуть на переход на ваш сайт и конвертироваться в покупателя.

Кроме того, по моему опыту, размещение на PH может работать как «снежный ком». Например, после запуска одного из продуктов эффект в формате бесплатных публикаций в различных блогах о нас существовал еще 8 месяцев, приводя новых пользователей. Дополнительно обязательно воспользуйтесь разделом Discussions на сайте. Там можно рассказать о вашем опыте, продукте или попросить фидбек.

Более детально про запуск на PH можно прочитать в моем другом материале.

<p>Скриншот главной страницы Product Hunt.</p>

Скриншот главной страницы Product Hunt.

Шаг 4. Участвуйте в профессиональных комьюнити и бесплатных акселерационных программах

Нетворкинг наше все. Именно в процессе общения можно нативно рассказать о вашем проекте и получить обратную связь. А если это происходит еще и в рамках специализированных акселерационных программ, то это отличный шанс заявить о себе. Наилучшим вариантом для этого является программа YC Startup School. Это абсолютно бесплатные 7–8 недельные курсы для фаундеров стартапов, которые позволяют не только послушать живые онлайн-выступления известных инвесторов, менторов и успешных предпринимателей, но и задать свои вопросы и в рамках Demo day в конце курса упомянуть свой проект.

Последний такой курс стартовал в июле 2022 года, за датой следующего можно следить на официальном сайте Школы. Кроме того, все участники имеют доступ к базе уроков, которые могут просматривать самостоятельно, а также к чату, где можно рассказать о своем проекте другим участникам, получить обратную связь и даже привлечь их поддержать вас, например, при запуске на Product Hunt.

<p>Главная страница YC Startup School.</p>

Главная страница YC Startup School.

Вместо заключения

Создание стартапа и его развитие – это огромный труд и времязатраты. В короткий промежуток времени необходимо сделать все – создать продукт, запустить маркетинг, найти инвестиции, показать рост (трекшен). Первые годы большинство стартапов используют свои собственные накопления, чтобы запустить хоть какие-то маркетинговые активности, например, контекстную рекламу. Но перед тем, как переходит к тратам, попробуйте протестировать бесплатные возможности, которые могут дать отличные результаты в короткие сроки.

99
1 комментарий

Стартапы - любовь. И мы это говорим не только потому что мы тоже стартап..

1
Ответить