Как подать в ЦБ жалобу на МФО или банк, если на вас незаконно оформили микрозаем или кредит

В современном цифровом мире многие услуги, включая финансовые, доступны дистанционно. Обратной стороной этого удобства является мошенничество: используя документы ничего не подозревающих людей, злоумышленники оформляют на них кредиты или микрозаймы, а деньги забирают себе.

Часто первая мысль, которая приходит в голову — это сразу подать в ЦБ жалобы на МФО или банк. Безусловно, у каждого пострадавшего есть право жалобы на МФО в этот высший орган регулирования и надзора в финансовой сфере. Однако в подобных ситуациях очень важна скорость, при этом сами кредиторы тоже заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее разобраться в проблеме.

Онлайн сервис альтернативного кредитования Moneyman (Группа IDF Eurasia) предлагает простой алгоритм действий для жалобы на МФО, если вы столкнулись с подобной ситуацией. Неважно, в какой именно микрофинансовой организации или банке на вас оформили мошеннический кредит или микрозаем, эта инструкция универсальна.

1. Запросите свою кредитную историю. Так вы сможете узнать полную информацию обо всех кредитах и займах, оформленных на ваше имя.

2. Напишите обращение в свободной форме, что вы не заключали договор и не получали денег, в финансовую организацию, в которой открыт кредит или заем. Укажите, что подпись в договоре подделана, либо идентификация пройдена не вами. Также укажите ФИО, дату рождения, паспортные данные и номер займа (если он известен).

3. Если ранее вы потеряли паспорт или его украли, приложите к заявлению копию справки из полиции. В этом же заявлении потребуйте провести внутреннее расследование и не требовать у вас долг по договору, который вы не заключали.

4. Кредиторы рассматривают такие обращения очень быстро, например, у нас в компании на это по регламенту отведено 5 дней, по факту срок рассмотрения составляет 1-2 дня.

5. Если вы не удовлетворены результатами внутреннего расследования, которое провел кредитор — обратитесь в саморегулируемую организацию (СРО), членом которой он является. Например, для МФО таких организаций две: это СРО «Мир» и СРО «Альянс».

6. Если обращение в СРО не дало нужного результата, то тогда уже имеет смысл обращаться в Центробанк. Это можно сделать онлайн через интернет-приемную. На рассмотрение обращения в ЦБ отведено 30 дней, все это время могут продолжаться начисляться штрафы и пени, если не выплачивать задолженность. Именно поэтому решить вопрос как можно быстрее в интересах самого пострадавшего, обратившись сразу напрямую к кредитору.

7. Учтите, что ЦБ после рассмотрения обращения будет сначала запрашивать информацию у кредитора. Ему (кредитору) нужно будет поднимать архивы, собирать документы и готовить ответ для регулятора. Все это отдаляет момент, когда можно будет взять в работу вашу проблему.

Что делать, если кредитор все равно отказывается списывать долг:

Тогда вам нужно идти в суд. Возьмите весь пакет документов по договору кредита или займа и подавайте иск на кредитора. В суде ссылайтесь на то, что договор заключен мошенником и подписан не вами. Чтобы проверить подпись на бумажном договоре, суд назначит соответствующую экспертизу. Выявить онлайн-мошенничество сложнее, но это тоже возможно, не бойтесь и отстаивайте свои права. После решения суда в вашу пользу кредитор прекратит требовать с вас оплату долга.

Что еще полезно сделать:

Информация в бюро кредитных историй поступает не сразу. Поэтому обязательно проверьте свою кредитную историю ещё раз — например, через месяц после первого запроса, чтобы убедиться, что вам списали мошеннический долг или у вас не появились новые задолженности. Если окажется, что за вами числятся другие кредиты или займы, которые вы не брали, процедуру оспаривания долгов придётся повторить с другими кредиторами.

Помните самое главное! Чтобы защититься от лжекредитов в будущем, надо беречь и сам паспорт, и его данные:

· никому и никогда не оставляйте паспорт в залог;

· не позволяйте копировать его без весомого повода;

· не отправляйте сканы страниц паспорта посторонним лицам;

· вводите данные паспорта только на защищенных сайтах надежных организаций и только когда без этого не обойтись (например, если вы покупаете билеты на самолет или турпоездку);

· никогда не сообщайте данные неизвестным по телефону или в соцсетях.

Берегите себя и свои деньги!

1919
1 комментарий

Основные способы решения перечислили, но если на вас оформили микрозайм не в одном МФО, то как тут быть?

1) Да, в первую очередь это написать в само МФО и доказывать что вы не брали деньги. Потом наверное обращаться в СРО. Дальше можно еще обратиться к финансовому омбудсмену и так далее по цепочке, вот здесь пример с образцами заявлений и адресами куда можно написать жалобу на МФО https://mikrozajm.com/voprosy-i-otvety/kuda-pozhalovatsja-na-mfo/

2) Решить проблему с чужим займом в МФО это еще полдела, а как дальше действовать если кто-то и дальше оформляет на ваши данные кредиты? Сейчас в одном мфо, завтра в другом, не будешь ведь каждую неделю заказывать выписку из реестра. И многие вообще про такое не знают и узнают о кредитной истории только тогда, когда к ним уже приходят за процентами по кредитам или в банке отказывают.

Думаю, нужно вспомнить кто и где мог слить ваши паспортные данные и затем уже обращаться в полицию иначе можно бесконечно доказывать МФО, что ты не видел никаких денег.

Ответить