Практические проблемы реализации маркетплейса

После того как мы разместили статью о правовой модели маркетплейса (те, кто не читал, могут прочитать ее тут), нам поступило огромное количество вопросов. И мы решили тему маркетплейсов продолжить.

В этой части обсудим основные практические проблемы, которые возникают у маркетплейса.

1. С чего начать

Прежде всего следует определить основные направления развития проекта:

– Кто будет пользователями (продавцами и покупателями).

– Какой функционал хотите замкнуть на себе. Например, одни площадки готовы максимально участвовать во взаимоотношениях пользователей: готовить товар к продаже, участвовать в доставке, разрешать возникающие споры. Другие же, наоборот, ограничиваются размещением товара на площадке и участием в расчетах. Планируемый функционал важно заранее продумать, чтобы отразить в договорах.

– Какие товары (услуги) вы планируете реализовывать. Следует помнить, что есть товары (услуги), запрещенные к дистанционной торговле или ограниченные в обороте. С одной стороны, маркетплейс, не являясь продавцом, не несет за это ответственность, но с другой – негативные последствия могут коснуться и площадки: банки откажутся работать, а прокуратура может заблокировать сайт через суд.

– Как осуществляется подписание договоров с поставщиками (покупателями), являющимися юридическими лицами (ИП). Решение этого вопроса зависит в большей степени от статуса вашего контрагента: чем крупнее, тем меньше шансов, что он будет соглашаться с публичной офертой, размещенной на вашем сайте (скорее всего, его юристы захотят изучить документ и внести в него правки).

– Как проект монетизируется. Определив, с кого и за что планируете брать деньги, вы поможете юристам выбрать договоры, которые подходят для вашего бизнеса.

2. Налоги

2.1. Что будет доходом маркетплейса

Чаще всего маркетплейс участвует в расчетах между продавцом и покупателем и пропускает через себя довольно большой денежный поток.

Тут возникает вопрос: а что будет доходом для маркетплейса и с чего платить налоги?

В первой части статьи мы упоминали, что налогообложение зависит от выбранной формы договора.

Если с продавцом вы заключили агентский договор, в предмет которого в том числе входит участие в расчетах, то денежные средства, проходящие транзитом через площадку, не будут учитываться в налогооблагаемой базе.

Все полученное в результате сделки, совершенной в интересах принципала, является собственностью принципала (ст.ст. 974, 996, 1011 ГК РФ).

Доходом маркетплейса признается только его комиссия, взимаемая с продавца, и вознаграждение, взимаемое с покупателя (если отношения с покупателем возмездные).

2.2. Статус налогового агента и НДФЛ

Этот вопрос актуален для площадок, на которых продавцами товаров будут физические лица. Мы привыкли, что если перечисляем физическому лицу денежные средства, то должны удержать НДФЛ, выполняя функции налогового агента.

Но такой вариант крайне неудобен для площадки:

– во-первых, требуется собрать большое количество персональных данных, а значит, увеличивается нагрузка по обеспечению конфиденциальности таких данных;

– во-вторых, статус налогового агента означает значительную организационную нагрузку и риски (ведь штрафы ложатся на налогового агента).

При этом вопрос, является ли площадка налоговым агентом, до сих пор вызывает жаркие споры. НК разделяет два понятия: источник дохода (т. е. лицо, которое непосредственно платит) и источник выплаты (т. е. лицо, которое участвует в расчетах и перечисляет денежные средства конечному получателю). Статус налогового агента лежит именно на источнике дохода. Это подтверждают и многочисленные письма ведомств, которые прямо указывают, что посредники, в том числе участвующие в расчетах с физлицами, налоговыми агентами по НДФЛ не признаются, поскольку не являются источником дохода (см. письма Минфина России от 21.06.2018 N 03-04-06/42656, от 09.06.2018 N 03-04-05/39853, от 02.08.2013 N 03-04-06/31086).

Поэтому на текущий момент агрегаторы не являются налоговыми агентами, если их функция – только участие в расчетах. Конечно, чтобы максимально минимизировать риски, необходимо очень четко отражать функцию маркетплейса во всех договорах с участниками платформы.

3. Работа с банками

Если маркетплейс участвует в расчетах, одной из ключевых задач является подключение интернет-эквайринга. При этом может возникать ряд проблем:

– Не все банки и платежные системы охотно работают с маркетплейсами, так как, по сути, маркетплейс не всегда может контролировать, какие товары реализуются на площадке, а банкам это не нравится.

– Не все банки и платежные системы готовы работать с маркетплейсами, у которых поставщики – физические лица. Более того, банки обратят внимание на то, какими товарами торгуют эти физические лица. Если речь идет о продаже собственных вещей или сделанных своими руками – это одна ситуация. А вот если физическое лицо осуществляет по сути предпринимательскую деятельность, продавая ранее купленные где-то товары – такая деятельность будет незаконной и, скорее всего, в подключении платежей площадке откажут.

О том, как процесс выглядит со стороны банков и платежных систем, мы спросили их самих.

3.1. Подключение

Олег Лагута, сооснователь Модульбанка(https://modulbank.ru),указывает, что для их банка работа с маркетплейсом не отличается от работы с любым интернет-магазином. У платежных систем есть стандарты оформления сайтов, и маркетплейс должен им соответствовать. Так, на сайте должны быть контакты, описание возвратов и доставки и т. д. Кроме того, маркетплейс должен следить, чтобы на площадке не продавались запрещенные товары.

С физическими лицами (поставщиками) ситуация сложнее. С одной стороны, с ними, конечно, будет работать только маркетплейс, но не банк. Но сейчас регулятор все сильнее усиливает контроль за переводами физикам и уплату ими налогов. Поэтому, скорее всего, такая схема будет работать только при тесной интеграции маркетплейса и банка – как минимум банк должен знать, что это за клиенты-физики, быть уверенным, что товар или услуга реально поставляется и не входит в список запрещенных. Кроме того, маркетплейсу, который работает с физиками, нужно проводить выплату им через онлайн-кассу.

Тинькофф-Банк (https://www.tinkoff.ru)отмечает, что для подключения оборот площадки должен составлять от 5 млн рублей в месяц. Маркетплейсы с поставщиками – физическими лицами не рассматриваются, так как перечисление возможно только на счета организации или ИП.

В Яндекс.Кассе (https://kassa.yandex.ru)есть свои особенности подключения маркетплейса:

– Маршрутизация платежей в рамках одного сайта. Маркетплейсу необходимо определить, какой заказ какому продавцу принадлежит, и передать эту информацию интернет-эквайеру для корректного перечисления.

– В зависимости от роли продавца и маркетплейса определяется доступ к функциям платежной системы. Например, взаимодействие площадки и продавца ограничивается информационно-техническими вопросами, а все обязательства по исполнению заказа или возврату берет на себя продавец. В таком случае функционал управления заказами находится на стороне продавца.

– Необходимость налаживания процесса подключения новых продавцов.

Нет смысла строить торговый центр и не сдавать помещения. Особенно если вы обладаете практически неограниченными площадями.

Для скорейшего размещения продавцов необходимо наладить поточный процесс подключения. Условия подключения заранее выстраиваются для ускорения типовых подключений.

Если продавец на маркетплейсе – это физическое лицо, то изменения касаются сразу трех факторов:

1. На площадке используется иная технология переводов (С2С). Оплата заказа переводится не на расчетный счет, а на банковскую карту или кошелек Яндекс.Деньги. 2. В таких типах сервисов площадка часто выступает гарантом сделки между физическими лицами и может на своей стороне подтвердить или отменить сделку (используя функции платежной системы).

3. Подключение новых продавцов со стороны платежной системы несколько автоматизируется. Продавец вводит в специальной форме данные банковской карты, а сервис Яндекс.Деньги передает маркетплейсу зашифрованный токен.

Для работы с НКО «Монета» маркетплейсу необходимо зарегистрировать продавца в этой системе, предоставив данные о продавце. В базовом варианте это делается с использованием API, но есть и другие, более простые способы.

Данные самые обычные: стандартный набор для открытия расчетного счета.

Продавцу не нужно предоставлять копии документов – достаточно информации и сведений. Расчетный счет при этом не открывается.

Продавец соглашается на сайте маркетплейса с договором-офертой НКО «Монета».

В соответствии с офертой продавец поручает маркетплейсу совершать следующие действия:

– зарегистрировать продавца в НКО «Монета»;

– управлять приемом платежей.

При этом конечным получателем платежа может быть как субъект предпринимательской деятельности, так и физическое лицо.

3.2. Блокировка расчетов

Даже в случае подключения маркетплейса при расчетах с поставщиками – физическими лицами проблемы могут настичь площадку позже.

Из-за повышенного внимания регулятора к таким расчетам банк может принять решение закрыть расчетный счет и до момента открытия счета в другом банке средства маркетплейса и расчеты будут заморожены. Когда новый счет в другом банке будет открыт, деньги переведут туда и текущий счет закроют.

Таким образом, для начала работы с банками (платежными системами) нужно:

– Разместить на сайте документы, регулирующие деятельность площадки, контактные данные. Лучше на сайте помимо документов разместить правила работы платформы, в которых будет прямо указан перечень товаров, запрещенных к размещению на сайте.

– Определиться с планируемыми объемами.

– Определится с тем, в каком статусе будут поставщики и покупатели. Если поставщики – физические лица, заранее обсудите это с банком.

66
5 комментариев

Ссылка на Монету неправильная.

Ответить

сейчас поправим)

1
Ответить