Перейти на тарифную модель и получить целую новую отрасль в ЖКХ

Перейти на тарифную модель и получить целую новую отрасль в ЖКХ

Архипелаг — это ежегодный проектно-образовательный интенсив для технологических компаний и стартапов. Про самые перспективные мы рассказываем в блогах на Дзене и Хабре, а теперь еще и на VC.

В этот раз в фокусе необычный проект — это технологическое изобретение, а стратегически важная программа. Владимир Кондратьев, эксперт АСИ по направлению «Городское развитие», вместе с экспертами предложил взять под контроль ситуацию с ливневками по всей стране: найти пользователей, определить для них тарифы на оплату и направить эти деньги на развитие городской среды.

От юриста до создателя новой отрасли

По образованию я юрист. Продолжаю вести дела юридической компании «Кондратьев и партнеры», которую в 90-х основал мой отец. Эта компания обслуживала первое акционерное общество в СССР — «КАМАЗ».

Сейчас наш основной фокус — разработка тарифных моделей и организационно-правовое сопровождение инвестиционных проектов в области тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения.

Из юридических наши компетенции переросли в экспертизу на стыке права, техники, финансов и управления.

Пять лет назад мы были в Петрозаводске, и там нам рассказали про проблему ливневок. Это система, которая отводит дождевую воду. Она включает лотки, дождеприемники, трубы, пескоуловители. Конструкцию ливневки устанавливают под наклоном, чтобы все стоки стекали одним потоком в сторону водосброса.

<p>Прямой выпуск (без очистки) ливневой канализации в Воронеже</p>

Прямой выпуск (без очистки) ливневой канализации в Воронеже

Система ливневок в Петрозаводске была в неудовлетворительном состоянии: ее никто не ремонтировал, а за ее использование никто не платил.

Мы провели исследование и нашли легальный и надежный платежный механизм, который даст дополнительный внебюджетный источник финансирования для содержания системы, — это тариф на водоотведение поверхностных сточных вод.

Так мы начали начали разрабатывать проект программы модернизации ливневых систем водоотведения страны. Если ее примут, города России получат внебюджетные источники финансирования и «зеленые» инвестиции на развитие городской среды, а в дальнейшем родится новая отрасль с производствами и рабочими местами.

Ситуация с ливневками в России
Ситуация с ливневками в России

Темой ливневок в России никто не занимается

Мы не нашли ни в одном документе федерального уровня ни одного упоминания системных мер поддержки ливневых систем в России.

Если в Москве и Санкт-Петербурге выделяют 15 млрд рублей в год, то в остальной России — всего 3 млрд. В регионах не хватает бюджетных средств на содержание системы и компетенций, чтобы перевести систему в тарифную форму и начать получать с юрлиц плату за пользование инфраструктурой ливневок.

В среднем от 60 до 90% ливневых систем находятся в аварийном состоянии.

О проблеме ливневых систем из презентации проекта
О проблеме ливневых систем из презентации проекта

Идеальный план нашей программы — пройти четыре этапа:

  1. Перевести города на тарифную модель. Единицы городов России, которые ее используют, уже получают внебюджетные средства в казну. Мы формируем продукт для тех регионов, которые смогут перейти на тарифный режим, привлекать в бюджет ресурсы и впоследствии получить федеральные меры поддержки.
  2. Распространить практику на всю Россию. В идеале мы хотим привлечь все регионы страны и получить быстрый результат при минимальной поддержке государства.
  3. Создать комфортную городскую среду и снизить ущерб. Вода с асфальта и крыш в 99% случаев без очистки стекает в ливневки, они забиваются, это приводит к затоплению дорог. В России нет статистики, какой ущерб это приносят гражданам и городской казне. Все эти завалы, непрочищенные каналы, из-за которых падают деревья с подгнившими корнями, — в программе мы будем считать последствия в деньгах. Ну и, конечно — вода размывает дорожное полотно. Из-за этого требуются более частые и дорогие ремонтные работы на дорогах.
  4. Создать новую отрасль. Глобальный результат — новые высокопроизводительные рабочие места, регулярный заказ на производство и укладку труб, «зеленое» финансирование и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

В России 1117 городов, из них не больше 100 имеют строчку в бюджете про ливневку. В остальных — систему никак не финансируют, а значит, и ремонтировать ее не на что.

<p>Города России, где уже используют тарифную модель управления</p>

Города России, где уже используют тарифную модель управления

Кто будет платить за ливневку

Чтобы тарифная модель заработала, нужно определить, кто потребители ливневки и сколько стоков они сбрасывают в систему. Важно объять всех, кто не только подключен к ливневкам, но и сбрасывает воду в дождеприемные колодцы по естественному уклону: по земле, дорогам и другим поверхностям.

Дождеприемный колодец собирает и отводит стоки, улавливает мусор, ветки и листьев, чтобы не засорялись трубы. Источник: ttps://ecokompozit.ru
Дождеприемный колодец собирает и отводит стоки, улавливает мусор, ветки и листьев, чтобы не засорялись трубы. Источник: ttps://ecokompozit.ru

При этом каждому виду поверхности присваивается свой коэффициент стока. Например, если дождевой сток приходит в колодец по земле, то коэффициент ниже, так как часть воды впиталась в землю. Если по асфальту — коэффициент выше, потому что вода никуда не впитывается и наносит урон покрытию.

Жители города за ливневку не платят

Граждане, управляющие компании и ТСЖ по действующим правилам за услугу водоотведения поверхностного стока не платят. Это юридическая константа. Поэтому плательщиками в тарифной системе будут все, кроме граждан.

Платят промышленные предприятия, заправки и магазины, федеральные учреждения и муниципалитеты — то есть собственники земельных участков, зданий и сооружений, с которых собираются дождевые, талые, поливомоечные и прочие виды стоков.

Для бизнеса платить за ливневку — недорого

Как показали исследования и расчеты, для плательщиков тариф не будет чувствительным. Смысл в том, что с каждой организации собирают небольшие платежи, которые складываются в значительные суммы на содержание и модернизацию, — мы называем этот принцип «с мира по нитке, голому рубаха».

Например, у одного из самых больших торговых центров Санкт-Петербурга «Галерея», расположенного возле Московского вокзала, плата за ливневку составляет всего около 40 тыс. рублей в месяц — для здания площадью 192 000 м2 это вряд ли будет существенно.

Что мешает перейти на тарифную модель

Мы встречались с администрациями городов России, с частными операторами и банками, запустили пилотные проекты и нашли барьеры перехода отрасли на тарифную модель.

Как выяснилось, 98% водоканалов и администраций не имеют технической информации о сетях и абонентах: сколько канализационных выпусков (систем труб), какой объем стоков, кто пользуется системой водоотведения. Никто не считал, какие мероприятия нужно провести, чтобы эти стоки собрать, отвести и почистить. При этом города растут и нагрузка на старую инфраструктуру с маленькой пропускной способностью каждый год увеличивается.

Единицы водоканалов и администраций, которые хотели все это выяснить, столкнулись с проблемой, что у них нет нужных знаний, денег и времени на техническое обследование систем, определение абонентской базы, расчета объемов стоков, оформление прав и разработку эффективной программы модернизации.

Например, по опыту Великого Новгорода, на создание абонентской базы в 1000 потребителей ушло пять лет.

Как вычислить абонента и присвоить тариф

В проекте на Архипелаге-2022 мы предложили создать облачный сервис «ГИС Ливневка», который сможет дистанционно определять и предоставлять водоканалам юридически значимую информацию об абонентах — кто и сколько должен заплатить за пользование ливневкой.

На основе геоинформационных технологий сервис будет определять и передавать на облако данные:

  1. Высокоточную картографическую проекцию, которая отображает локальные участки земной поверхности с верными метрическими данными.
  2. Обработку цифровых моделей рельефов местности, выполненных с помощью высокоточного лазерного сканирования и ортофотопланов.
  3. Картографическое построение зон централизованного водоотведения поверхностных сточных вод с учетом рельефа местности и градостроительных условий.

Определив абонентов с объемами стоков и размер тарифа, мы сможем определить валовую выручку и разработать перечень мероприятий модернизации системы, например замену изношенных труб или увеличение их диаметров.

Чтобы подсчитать тарифы, мы используем Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» вместе с рядом правил. А также Приказ ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Эти расчеты подкрепляем обоснованиями и оформляем в тарифную заявку, которую отдаем на экспертизу и утверждение в органы тарифного регулирования субъекта.

Программа в цифрах

Чтобы запустить целую новую отрасль, нужна поддержка — это и подтолкнуло нас разработать проект федеральной программы.

В прошлом году мы анонсировали первую в России конференцию на тему ливневок и провели для нее расчеты. На начало 2021 года цифры получились такие: чтобы привести сети в 100 крупнейших городах России, за исключением столиц, к нормативному состоянию, нужно более 500 млрд рублей, а на строительство очистных сооружений уйдет больше 1,1 трлн рублей.

Сейчас цифры еще больше. Никто такие деньги сейчас не выделит. Поэтому мы предлагаем программу, которая будет работать на внебюджетных источниках.

По нашим оценкам, на подготовку 30 проектов нужно 3 млрд рублей.

Если мы сможем воплотить программу, 30 городов России за ближайшие пять лет смогут привлечь в модернизацию системы 100 млрд рублей с помощью займов Фонда содействия ЖКХ за счет средств ФНБ. Плюсом к этому система получит дополнительно 30 млрд рублей за счет платы за подключение объектов капитального строительства.

<p>Рассчитали проект программы модернизации для 30 городов без учета Москвы и Санкт-Петербурга</p>

Рассчитали проект программы модернизации для 30 городов без учета Москвы и Санкт-Петербурга

В первую очередь программа направлена на отвод воды — эти деньги помогут отремонтировать и проложить 6000 км сетей за 15 лет.

Так мы создадим новую отрасль с рабочими местами, инвестициями, производствами, налогами и комфортной городской средой без затопления дорог, зданий и машин.

Программу нужно воплотить

Сейчас наша главная задача — засветиться, показать преимущества программы и найти как можно больше заинтересованных лиц. Для этого мы участвовали в Архипелаге-2022 и в форуме Сильные идеи для нового времени, где получили положительные отзывы от экспертов и зеленый свет на дальнейшее сотрудничество с АСИ.

Получили рекомендательное письмо по результатам участия в форуме
Получили рекомендательное письмо по результатам участия в форуме

12 сентября 2022 года мы на Российской неделе государственно-частного партнерства провели профильную сессию и готовим «дорожную карту» модернизации ливневой канализации и Комплексную программу модернизации ЖКХ, которую разрабатывает Минстрой России. Программу должны разработать до 15 января 2023 года и собрать в ней мероприятия по модернизации до 2030 года.

1010
5 комментариев

"Граждане не платят. Заплатит бизнес."

Бизнес: схерали опять что-то платить? Налоги мы за что платим? Поднимем цену на свои услуги на %, пусть тогда клиенты (граждане) заплатят.

Автор может и неплохо шарит во всем этом, но явно не в экономике. Деньги у бизнеса берутся не из воздуха, а от тех же граждан в 98% случаев.

Давайте лучше Газпром и нефтедобывайки заплатят.

1

ЖКХ очень криминализованная сфера. Делать что-то интересное в сфере ЖКХ, значит быть готовым общаться с "такими" людьми, продавать им свои решения. Из статьи вижу, что ливневка это новый "вывоз мусора", читать "люди это новая нефть". Все это вызывает неприятные ассоциации. Пусть я буду не прав.

1

Как о Вас можно рассказать в своем городе?