Демобилизация бизнеса. А вы там еще живы?

Не знаю, как у вас, но мой бизнес напрямую зависит от того, насколько хорошо живется нашим предпринимателям. Вместе с ними мы выдержали несколько волн пандемии, где-то даже стали сильнее. И вот ровно месяц назад пришла она. Поэтому хочется спросить у людей бизнеса: "Аууу, как вы там?"

Ниже - разговоры нашей команды с предпринимателями о том, как чувствует себя их бизнес и как они прошли (проходят) мобилизацию.

Сейчас мобилизация, кажется, близится к своему завершению, о чем официально заявляют первые лица ряда регионов (но не государства). Будут ли следующие этапы – неизвестно. Известно другое: то, что происходило этот месяц, определенно сказалось на бизнесе. И если не в материальном выражении, то в психологическом точно.

Мобилизация для бизнеса? Или показалось?
Мобилизация для бизнеса? Или показалось?

«Часть сотрудников у меня уехали сразу»

Сложности у бизнеса возникли в первый же день после объявления мобилизации: компании столкнулись с оттоком специалистов. Кто-то увольнялся, кто-то уезжал за границу, чтобы работать удаленно. К этому прибавился и призыв сотрудников, которым приходили повестки из военкоматов.

Никита Янковой, участник Комбат-туров, сооснователь инженерного и IT-бизнеса (Cofounder и DCEO IT-платформы Checkadvisor, владелец и руководитель OOO «Частная пожарная охрана», Nirmax), президент общественной организации «За безопасный город» (Москва):

«Часть сотрудников у меня уехали сразу – буквально за несколько дней. При этом как парни, так и девушки, которые последовали за своими мужьями. Часть ребят я переустроил из инженерной компании в нашу IT, которая зарегистрирована в реестре Минцифр, часть осталась в инженерной компании. Троих сотрудников уже забрали по повесткам. А недавно пришла повестка главному инженеру. Это тот человек, с которым я проработал бок о бок 8 лет. И это ощутимая потеря.

Когда ты и так больше полугода находишься в турбулентности после начала СВО, а у тебя еще и людей забирают, это значительно утяжеляет рабочий процесс. Но надо продолжать идти вперед, что мы и делаем. Кроме того, продумываем варианты оптимизации процессов. Так, часть людей мы вывели на аутсорсинг. В общем, процесс идет. То, что сейчас происходит, делает нас сильнее и развивает креативность. Хотя период, конечно, непростой».

Никита Янковой, Checkadvisor, OOO «Частная пожарная охрана», Nirmax
Никита Янковой, Checkadvisor, OOO «Частная пожарная охрана», Nirmax

Об оттоке специалистов говорит и Сергей Терещенков, участник Networking.Camp, собственник и генеральный директор ООО «Лазертаг», производящего оборудование для военно-тактических игр (Смоленск):

«В течение первых трех дней после мобилизации из компании уволилось 6 человек. Но это допустимые потери. Сотрудники могут пообещать, что будут работать удаленно, однако все это создает определенные сложности.

После объявления частичной мобилизации мы подсчитали количество тех, кому у нас в компании теоретически могут принести повестки. Получилось, что призванных может быть 10% персонала. Поняли, что стратегически устоим, тактически – нужно будет более пристально решать вопрос с персоналом. А в итоге получилось, что повестки пришли всего двум сотрудникам. При этом у одного проблемы со здоровьем, он сейчас проходит медицинскую комиссию. А второй пришел по повестке в военкомат – и его отправили домой, мол, повестка уже аннулирована».

Самое тяжелое для любого бизнеса, по мнению предпринимателей, это их собственный призыв. «На плечах руководителей держится вся финансовая махина предприятий. Я не верю в существование организаций, которые без руководителей способны развиваться. Они будут что-то делать, но за это время конкуренты их догонят, обгонят и, возможно, заберут долю рынка. Потом тяжело отвоевывать свои позиции. А на рынке высокотехнологичной продукции – очень сложно. Если ты на месяц прекратишь свои разработки – отставание будет очень серьезным», - отметил Сергей Терещенков.

Сергей Терещенков, ООО «Лазертаг»
Сергей Терещенков, ООО «Лазертаг»

«Замену сейчас искать сложно»

Постоянно общаясь с предпринимателями, наша команда давно поняла одну простую истину: каждый собственник бизнеса и топ-менеджер очень трепетно относится к подбору персонала. И это естественно. Поэтому в нынешних условиях могут возникнуть трудности с заменой тех, кто уволился или был мобилизован. Особенно это касается ключевых или узкоспециализированных позиций.

Никита Янковой: «Что касается мобилизованных сотрудников, то замену сейчас искать сложно. Реально сложно. Мы не берем абы кого, мы набираем качественных ребят. Те позиции, которые мне нужны, например, главный инженер, главный снабженец, – это позиции для ресурсных людей, людей со связями и большим багажом знаний. К сожалению, за две секунды таких не найдешь».

С ним согласна и Татьяна Тутатчикова, участница Комбат-туров, руководитель кондитерского и хлебопекарного производства – компании «Малинники» (Абакан), директор проекта "Береги Хакасию":

«Первая волна мобилизации прошла, у нас все на месте. Но неизвестно, что будет завтра. Если наших мужчин, которых у нас много в пекарском деле, заберут – очень сложно будет найти им замену. Ведь это очень тяжелый труд. Мы печем хлеб на закваске. Обычный хлеб готовится три часа от замеса до выпечки. А у нас от замеса до выпечки проходит двадцать четыре часа и больше, т.е. две смены. Это трудоёмкий процесс, напряженная работа: надо делать закваску, заварку, много полуфабрикатов, чтобы просто получить хлеб. У нас очень высокая квалификация пекарей. За три дня такому никого не научишь».

Татьяна Тутатчикова, кафе-кондитерские «Малинники», проект "Береги Хакасию"
Татьяна Тутатчикова, кафе-кондитерские «Малинники», проект "Береги Хакасию"

С миру по нитке – или кто чем может помочь

Мобилизация отразилась не только на количестве сотрудников и необходимости разработки новых антикризисных планов, но и на психологическом состоянии коллективов. Расставание с близкими (при отсутствии гарантии их возврата живыми и здоровыми), общая фоновая тревожность, ядерная риторика высокопоставленных чиновников разных стран, страхи введения военного положения – всё это не лучшим образом сказывается на психике любого человека и в конечном итоге на работоспособности персонала.

Никита Янковой: «Психологический момент действительно присутствует. Важно работать с коллективом, успокаивать, подбадривать. Понятно, что все переживают – за себя, своих близких. Но я говорю: «Ребят, только благодаря тому, что мы с вами двигаемся дальше, развиваемся, у нас всё получится. Будем помогать всем тем, кого призвали, кто мобилизировался. Для того чтобы им помогать, мы с вами должны здесь сейчас работать».

При этом все предприниматели, с которыми пообщалась команда, готовы к оказанию как психологической, так и финансовой помощи коллективу, мобилизованным, их семьям.

Татьяна Тутатчикова: «Мы для себя уже решили: если наших ребят будут забирать, мы будем оказывать им материальную помощь. Будем помогать и семьям мобилизованных не из числа наших сотрудников. Вот сейчас к нам обратилась администрация с просьбой оказать поддержку семьям, где люди ушли на мобилизацию, например, кого-то устроить к нам на работу. Мы идём навстречу».

Сергей Терещенков: «Уже сейчас призванные россияне проходят обучение. Будем максимально им помогать: будем закупать прицелы, бронежилеты, каски».

Есть и другая сторона медали: с проблемами сталкиваются не только те, у кого мобилизуют сотрудников, но и те, кто мобилизованных снабжает. О трудностях и вызовах, с которыми приходится иметь дело производителям военной формы и снаряжения для туризма (а его сейчас можно найти в списках необходимых товаров для призывников – это спальные мешки, карематы, термосы, тактические очки, термобелье, наколенники, налокотники и прочие нужные в военных действиях вещи) рассказал Сергей Галетов, CEO ТМ «БЛОКПОСТ»:

«Основная наша задача и основная трудность, с которой мы столкнулись, - обеспечить максимальное присутствие товаров в торговых точках и не допустить роста цен, хотя многие производители стали их поднимать. Но это не говорит об исключительно спекулятивной истории. Просто тот товар, который был в остатках на складах, закончился буквально за несколько дней. И когда начали производить или завозить новые товары, оказалось, что сырье выросло в цене.

Когда пошел больший, чем обычно, поток покупателей, некоторые наши отделы работали без выходных – департамент логистики, склады, транспортные структуры. Поэтому у нас не было времени для обсуждения изменившихся условий и паники. Нам нужно было выполнять нашу прежнюю работу, только в максимально сжатые сроки и с абсолютной самоотверженностью».

Сергей Галетов, ТМ «БЛОКПОСТ»
Сергей Галетов, ТМ «БЛОКПОСТ»

В максимально сжатые сроки, по словам Сергея Галетова, пришлось скорректировать ассортимент в сети, добавить тактической одежды, оперативно отработать по мобилизационным спискам товаров. Также в компании было принято решение не сворачивать никаких программ лояльности и дать максимальную скидку по необходимым призывникам вещам, что позволило покупателям сэкономить денежные средства.

Отвечая на вопрос о том, как компания пережила (переживает) мобилизацию, Сергей Галетов ответил: «Мобилизованные у нас, конечно, есть. Но их не такое большое количество, чтобы были парализованы бизнес-процессы. Если у нас кого-то призывают, то мы стараемся максимально быстро таких сотрудников поддержать, а также распределить их нагрузку между оставшимися людьми».

От себя лично добавлю: нашу компанию мобилизация не коснулась – в численном выражении (коллектив у нас практически женский). Затронула психологически – так же, как любого другого человека. Но относительно быстро коллективу удалось вернуть свои мысли в рабочий режим. Штормит весь мир, но держаться нужно.

Мы в свою очередь и раньше понимали, что для стабилизации бизнеса нужны точки опоры, поэтому активно развивали клиентскую базу и партнерскую сеть за рубежом. Во многом благодаря этому на сегодняшний день чувствуем себя достаточно уверенно. Но спрос в России на наши услуги в моменте всё же резко упал. И только сейчас потихоньку всё восстанавливается.

Коллеги-предприниматели, делитесь в комментариях, как у вас сейчас обстоят дела?

1616
4 комментария

Сил всем в это турбулентное время!

2

Читала, что некоторые пекарни вообще могут быть на грани остановки (если будет "море (читай мобилизация) волнуется раз, море волнуется два") - потому что они не смогут заменить своих пекарей. А это, да, мужчины.

1

Здесь все еще малой кровью обошлись.

А почему Никита Янковой молчит о том, что в компании Checkadvisor по три месяца зарплату не платят "косвенно в связи с СВО"?