«И чему вы меня научите за 5 минут»: как предприниматели зарабатывают на микрообучении — рынке с потенциалом в $404 млрд

Исследование рынка микролернинга: как идея учиться по 10 минут в день создаёт рынок, который ежегодно растёт в среднем на 13,2%.

Придумываем с командой edstore
Придумываем с командой edstore

Привет! Я — Александр Бубнов, продакт-менеджер в edstore и автор телеграм-канала «учись учиться» о том, как учатся взрослые. Мы создаём приложение-маркетплейс коротких курсов в формате сторис-карточек.

Для разработки приложения нам нужно было понять, как учатся взрослые — те, кто едва находит время на хобби и спорт и вряд ли может позволить себе потратить целый день на учёбу. В таком контексте родился запрос на более ёмкое обучение. Сейчас такой формат принято называть микрообучением или микролёрнингом, кому как удобнее.

Поговорили с игроками рынка EdTech и узнали, как микрообучение помогает лучше запоминать новое, где его применить и какие проблемы классического образования оно решает.

Что такое микрообучение: ролик в TikTok или серия сторис

Микрообучение помогает решить конкретный запрос — закрыть пробел в знаниях. Например, не изучить основы фотографии, а освоить съёмку десертов для ресторанного меню. Оно подходит специалистам, которые неплохо разбираются в своей профессии, но хотят постоянно обновлять знания и навыки.

Понятие микрообучения появилось в 2000-е годы: у бизнеса возник запрос на непрерывное и быстрое обучение сотрудников. Традиционные форматы — недельные или более длительные курсы — не отвечали этому запросу.

Тогда возник новый формат, в котором обучение происходит небольшими порциями и почти не отнимает времени в течение рабочего дня. Например, это могут быть десятиминутные уроки. Такой формат начали развивать в США и Канаде: в 2010 году запустили платформу Grovo, в 2011 году — приложение Axonify, а в 2012 году — платформу Degreed.

Обучение короткой законченной итерацией существовало и до онлайн-образования много веков назад. Другое дело, что с ростом темпа жизни выросла потребность в микрообучении как в инструменте

Максим Спиридонов, основатель холдинга «Нетология-групп» и бизнес-клуба Reforma

Когда большинство людей перешли на смартфоны, формат микрообучения «пробрался» в приложения для самостоятельного обучения чему угодно — от иностранных языков до SMM.

Методика микрообучения подразумевает:

  • разбивку образовательного контента на небольшие самостоятельные единицы (уроки длительностью до 10 минут), где каждый урок — законченная глава в книге;
  • освоение отдельного микронавыка.

Микрообучение можно применить в любом формате:

  • видеолекции;
  • ролики в TikTok;
  • вебинары;
  • электронные книги;
  • подкасты;
  • мобильные приложения;
  • скринкасты (записи экрана);
  • инфографика.

Например, образовательный ресурс TED-Ed lessons использует анимированные видео длительностью 5–10 минут, а платформа для изучения языков DuoLingo — короткие упражнения.

Формат микрообучения возник и продолжает развиваться на рынке коммерческого образования, почти не затрагивая академическое. Есть данные о том, что в промежутке с 2021 до 2026 года рынок микрообучения будет ежегодно расти в среднем на 14,2%.

Мы в edstore разрабатываем приложение — маркетплейс курсов в формате микрообучения. Мы взяли привычный паттерн — свайп сторис — и соединили его с образовательным контентом. Авторы курсов смогут создавать уроки прямо из приложения, а пользователи — учиться хоть в метро по дороге на работу.

Кто создаёт проекты в формате микрообучения и зарабатывает на этом миллионы

На рынке работает два типа игроков: платформы с готовым обучающим контентом и платформы для самостоятельного создания курсов.

Мировой рынок

В 2018 году рынок микрообучения составил $1,3 млрд, в 2019 году — $1,5 млрд. Прогнозируют, что к 2024 году он достигнет $2,7 млрд при среднегодовом темпе роста на 13,2%. При этом в 2020 году глобальный рынок EdTech составил $227 млрд. По некоторым прогнозам, к 2025 году он вырастет в 1,8 раза и достигнет $404 млрд. Это составит 5,2% от мирового рынка образования, который оценивается в $7,3 трлн.

Северная Америка — наиболее развитый рынок, на который приходится значительная доля платформ и пользователей.

Карта развития рынка микрообучения в разных регионах. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.marketsandmarkets.com%2FMarket-Reports%2Fmicrolearning-market-127184631.html&postId=525157" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Карта развития рынка микрообучения в разных регионах. Источник

Ключевые игроки:

  • Axonify — канадская облачная платформа, которая помогает среднему и крупному бизнесу обучать сотрудников. Используя искусственный интеллект, Axonify анализирует поведение, производительность и знания сотрудников, чтобы обеспечить персонализированное обучение, отвечающее их потребностям. Axonify стартовала в 2011 году. За 6 раундов инвестирования она привлекла $35,2 млн. Годовая выручка компании — $36,2 млн.
  • iSpring Solutions — международная компания-разработчик программного обеспечения для электронного обучения со штаб-квартирой в США. Компания запустилась в 2001 году, а облачный инструмент разработки для создания курсов микрообучения iSpring Page открыла только в 2020 году. Годовая выручка компании — $45,2 млн.
  • SkillSoft — американская компания, которая производит программное обеспечение и контент для систем управления обучением. Запущена в 1998 году. В компанию проинвестировали $395 млн, годовая выручка — $476,5 млн.
  • Cornerstone OnDemand — американский поставщик программного обеспечения для разработки облачных технологий и технологий обучения, стартовавший в 1999 году. Годовая выручка — $346 млн.
  • Degreed — американская компания, запущенная в 2012 году. Предоставляет решения для микрообучения сотрудников компаний любого размера. Работает на облаке в виде SaaS-продукта и мобильного приложения. В компанию проинвестировали $390 млн. Годовая выручка — $142,9 млн.
  • Qstream — американский поставщик решения для мобильного микрообучения, открытый в 2008 году. В компанию проинвестировали $22,3 млн, годовая выручка — $11,3 млн.
  • EduMe — американский разработчик систем микрообучения для бизнеса. В январе 2022 года привлёк $20 млн, а ранее — $5 млн.
  • Duolingo — американская платформа для изучения языков, запущенная в 2011 году. Использование платформы бесплатно, она финансируется венчурными партнёрами. Общая сумма инвестиций — $183 млн. В основе платформы — подход, основанный на анализе больших данных: пользователь учит язык с помощью упражнений, система запоминает его ошибки и сложности и использует их для формирования индивидуальных уроков.

Российский рынок

Российские создатели компаний в сфере EdTech не выделяют микрообучение в отдельный рынок. Это один из инструментов, который используют наряду с другими, например, с геймификацией.

В России микрообучение использует несколько образовательных площадок. Расскажем о самых крупных:

Skill Cup — российская платформа для обучения, открытая в 2021 году. Все курсы платформы построены в формате микрообучения. На запуск ушёл $1 млн. Изначально фокус проекта был направлен на корпоративных клиентов (платформой воспользовались BMW, Tele2, Danone, hh.ru, Mail.ru), в том же году платформа заработала и для частных лиц. Ежемесячно количество пользователей Skill Cup увеличивается на 20%. По собственным оценкам компании, рост может составить 100–120% в год. Доходимость корпоративного обучения на Skill Cup — 98%. В Skill Cup пользователи не создают курсы самостоятельно — создатели программы сами находят экспертов и продюсируют их курсы.

E-learning center — российская компания, которая с 2003 года разрабатывает онлайн-курсы на заказ. Также у неё доступна библиотека готовых курсов. Среди клиентов компании — «Газпром», Adidas Group, PWC и «Банк России».

Units — российская платформа по быстрому освоению навыков, запущенная в 2019 году. Программа состоит из двухчасовых сессий с инструкторами на разные темы. После сессии студент приобретает один новый навык.

Какие проблемы можно решить, раздробив уроки на мелкие порции

Проблема 1. Недостаточно времени на самообразование

С каждым годом снижается количество времени, которое работающий человек может потратить на развитие новых навыков.

В 2015 году исследовательская компания Bersin by Deloitte провела опрос специалистов из более 700 компаний. Оказалось, что в среднем офисные работники могут выделить всего 25 минут в неделю на обучение. Это несопоставимо с продолжительностью даже одной лекции.

В 2018 году LinkedIn провёл своё исследование, опросив более 4000 предпринимателей, наёмных сотрудников и управленцев. Респондентов спрашивали, что поможет улучшить их обучение на рабочем месте. Большинство называло основной проблемой нехватку времени.

Метод микрообучения позволяет её решить.

Проблема 2. Трудно концентрироваться на длинном контенте

В 2017 году докторант теории музыки в Университете Огайо Юбер Левилль Говен провёл исследование музыки, популярной в период с 1986 по 2015 годы. Он выяснил, что за эти 29 лет вступление сократилось с 23 до 5 секунд: вокал начинается раньше, чтобы быстрее привлечь внимание слушателей.

Потребители не готовы ждать: 40% пользователей закрывают сайт, если он не загружается в течение 3 секунд, а 66% рекламных роликов длится менее 30 секунд.

Ещё в 1999 году Journal of Educational Psychology выяснил, что короткий и увлекательный обучающий контент эффективнее длинного и сложного. Возможно, это связано с тем, что концентрация внимания снижается уже через 20 минут после начала обучения. Поэтому метод разделения контента на короткие, легко усваиваемые части помогает быстрее получить знания.

При этом существует парадокс. На глубинных интервью в edstore спрашиваем ЦА, как она выбирает курсы. Некоторые говорят, что выбирают курс по объёму и по количеству часов учебного материала, а не по качеству контента.

Проблема 3. Новые знания легко забываются

Человек забывает половину выученного материала уже через 20 минут после окончания урока. Через 9 часов процент усвоенного материала падает до 40% и за месяц — до 24%.

Кривая забывания Эббингауза. Так выглядит потеря усвоенной информации, если её не повторять. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.ncbi.nlm.nih.gov%2Fpmc%2Farticles%2FPMC6716752%2F&postId=525157" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Кривая забывания Эббингауза. Так выглядит потеря усвоенной информации, если её не повторять. Источник

Для запоминания можно повторять изученное — это известный со школы приём. Повторение создаёт более прочные связи нейронных сетей в мозге и переводит информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную.

Так выглядит процент запоминаемой информации, если её повторять
Так выглядит процент запоминаемой информации, если её повторять

Существует даже специальная техника — интервальное повторение. Тему разбивают на управляемые части и повторяют их с определёнными интервалами. Этот метод повышения запоминаемости используют в программах микрообучения.

Кроме того, короткие учебные материалы помогают избежать переутомления. Сейчас поясним, почему особенно важно делать перерывы, а не сидеть, пока не отвалится спина. Без отдыха обучение становится бессмысленным — человек хуже запоминает пройденное. По-научному это называется «потеря связи нейронов долговременной памяти».

Короткие учебные материалы решают эту проблему. Урок заканчивается ровно тогда, когда стоит сделать паузу и отдохнуть. Это помогает избежать переутомления и даёт мозгу возможность обработать информацию.

Создатель тренера по сну Артём Журавлёв уверен, что большой объём информации усваивается хуже. Поэтому программа для улучшения сна, которую он запустил с командой, состоит из 10–15-минутных занятий с тренером Sleepy.

В программе для улучшения сна используется около 20 приёмов, которые позволяют удерживать пользователей. Например, тренер Sleepy выполнен как характерный персонаж, с которым интересно общаться. Благодаря этим приёмам Sleepy доводил коэффициент удержания пользователей на 30-й день до 62%. Всего у Sleepy 40 тысяч платных подписок и 700 тысяч установок.

76% студентов и 56% аспирантов считают низкую мотивацию самым большим препятствием для онлайн-обучения. Из-за отсутствия мотивации многие бросают учёбу или переключаются на новое направление. Один из главных показателей успешности онлайн-школы — доходимость — процент студентов, прошедших обучение до конца. Сегодня в онлайн-школах хорошим показателем считается 20% доходимости.

Один из факторов, от которых зависит мотивация, — возможность контролировать ход обучения и отслеживать прогресс. Метод микрообучения позволяет наблюдать за собственными результатами и самостоятельно оценивать успеваемость.

Важная проблема многих EdTech-компаний в том, что они в основном думают, как продать свой продукт, считает Артём Журавлёв. Работа с ценностью отходит в лучшем случае на второй план. Их не так сильно интересует, дойдёт ли пользователь до своих целей. Зачастую компаниям даже выгодно, чтобы пользователь долго решал свою задачу и оставался их вечным студентом.

Чему можно научиться за 5 минут: сферы, в которых используют микрообучение

Микрообучение можно использовать везде, где информацию получится атомизировать до небольших кусочков, считает управляющий партнёр онлайн-школы Skyeng Александр Ларьяновский. И наоборот: фундаментальные науки, которые сложно раздробить на независимые части, не получится адаптировать под формат микрообучения.

Разберем три самых частых сценария.

1. Для корпоративного обучения

Бизнес чаще всего использует микрообучение для трёх типов задач:

  • Информирование об изменениях в работе. Например, о новых требованиях к составлению документов.
  • Инструктаж перед выполнением задачи: как защитить рабочий компьютер от атак, если забираете его домой, или как выкладывать товары на полках.
  • Развитие гибких навыков. Например, учить менеджера по продажам правильно общаться с клиентами.

Walmart планировал обучить сотрудников правилам производственной безопасности. Для этого он обратился в сервис микрообучения Axonify, который помогает бизнесу собирать курсы. Специалисты составили интерактивные блоки по три-пять минут. Когда более 75 тысяч сотрудников Walmart прошли обучение, компании удалось снизить количество чрезвычайных происшествий среди персонала на 54%.

Uber организовал обучение в формате микролёрнинга для своих партнёров-водителей, сократил время, затраченное на обучение, на 13% и повысил эффективность обучения на 8%.

2. Для самообразования

Часть курсов разрабатывают для самостоятельного получения навыков. Поскольку все учатся по-разному, платформы микрообучения помогают пользователям найти эффективный для них способ обучения и любое удобное время. Метод микрообучения помогает попробовать себя в чём-то новом, «пощупать» новую профессию или хобби и понять, стоит ли продолжать.

3. Для обучения предпринимателей

Крупный бизнес серьёзно смотрит в сторону микрообучения. Например, бизнес-клуб «Атланты» обычно проводит 200 мероприятий в год. Одна из целей этих ивентов — дать предпринимателям информацию для развития их бизнеса. Причём запросы у многих предпринимателей совпадают: как привлечь инвестиции, где найти операционного директора, почему не растут продажи. Основатели клуба решили собрать опыт успешных предпринимателей и систематизировать его в виде инструкций длительностью 10–20 минут.

Формат микрообучения — вдохновляющая возможность для игроков рынка образования быть интересными для своей аудитории. Мы считаем, что те, кто сможет учесть интересы аудитории и правильно донести ценность и формат микрообучения, получат свою долю рынка и лояльных клиентов.

Если у вас есть вопросы или предложения сотрудничества — пишите, мы открыты и готовы общаться.

4141
99 комментариев

Припоминаю я эти ваши микролёрнинги, хехе.

21

Отличная идея, добавим этот метод в наше приложение 😀

4

Помогло?

2

В нулевые на поприще изучения иностранных языков чего только не было — парад креатива (я скучаю).
Из любимого: купил тогда себе сборник дисков-самоучителя финского языка, с использованием "25-го кадра" :) Жаль за давностью времени потерялись :/

1

Поздравляю, вы прошли краткий курс по PR продвижению. С вас 5000₽.

12

а вы точно специалист по PR продвижению? а скажите что-то на PRовском

4