Заботиться об окружающей среде становится труднее?

Что предпринимают те, кто по-прежнему старается это делать.

Заботиться об окружающей среде становится труднее?

Неопределённость в экономике заставляет экологические стартапы и некоммерческие проекты корректировать планы и перестраивать организационные процессы. Чтобы понять, как сервисы по утилизации мусора, фудшерингу и бережному потреблению приспосабливаются к новой реальности, вдохновляют сотрудников и строят планы, поговорили с их руководителями.

Никита Никишкин

Основатель сервиса управления отходами «Убиратор»

«Убиратор» — онлайн-сервис для корпоративных клиентов, позволяющий сдавать вторичное сырьё (картон, бумагу, книги, журналы, пластиковые бутылки) на переработку. Принцип его работы схож с агрегатором такси: заказы на вывоз отходов через приложение распределяются между самозанятыми водителями.

Бизнес по утилизации отходов — один из наиболее стабильных. Отходы с предприятий сами по себе никуда не денутся, поэтому спрос на их вывоз будет всегда. Из-за этого «Убиратор» в безопасности, даже несмотря на существенные колебания цен на вторичное сырьё. В этих условиях закрылись небольшие конкуренты, которые работали нелегально. И у нас появились новые клиенты, которые лишились подрядчика по утилизации вторичного сырья.

Мы воспользовались релокацией некоторых сотрудников, чтобы изучить потенциал рынков стран СНГ, Турции и Индии. На основе собранных данных разработаем дорожную карту по развитию в новых странах. В другой ситуации для этого потребовались бы существенные затраты: на билеты, отели и выплату командировочных. Бизнес при этом не пострадал от релокации сотрудников: существенная часть команды всегда работала удалённо.

В этом и следующем году планируем масштабировать бизнес внутри страны и подготовиться к выходу за рубеж. Наши технологические решения во многом не имеют аналогов, а команда — очень энергичная. Из-за этого мы уверены, что сможем стать крупнейшим игроком по обращению с вторичным сырьём на развивающихся рынках.

Александра Кумпан

Исполнительный директор АНО «Фудшеринг»

«Фудшеринг» — экологический сервис по спасению продуктов питания, которые не успели реализовать организации розничной торговли и общепита. Волонтёры проекта забирают товары с истекающим сроком годности и передают своим подопечным — пенсионерам, многодетным семьям, людям в трудной жизненной ситуации. Это позволяет рационально использовать пригодные в пищу продукты, которые собираются отправить на свалку.

Сейчас «Фудшеринг» спасает более 11 тонн еды в месяц и помогает 3,5 тысячи человек на регулярной основе. Предотвратить образование такого объёма пищевых отходов удалось за счёт расширения сотрудничества с сетью «ВкусВилл», а также подключения малого и среднего бизнеса. Кроме того, мы запустили проект с крупнейшим российским ритейлером X5 Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»).

В сложные периоды спрос на инициативы, подобные нашей, только растёт. Приоритеты бизнеса смещаются, но фокус на социальные и экологические проекты остаётся. Мы планируем выйти в новые регионы по модели франшизы: такой потенциал есть, потому что к нам регулярно обращаются активисты из разных частей страны с просьбой организовать фудшеринг в своём городе.

С привлечением новых партнёров возросло количество волонтёров. Для их координации мы автоматизировали часть процессов через доступные инструменты — боты в Telegram, онлайн-таблицы, планировщики. Формированием культуры ответственного обращения с продуктами «Фудшеринг» занимается уже год. Мы делаем рассылки для экспертного сообщества, рассказываем про успешные кейсы.

Тушев Сергей

Сооснователь, директор по развитию экоцентра «Сборка»

«Сборка» управляет пунктами приёма вторсырья в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, развивает музей рециклинга, магазин, сервис вывоза вторичного сырья и лекторий. Помимо этого экоцентр занимается внедрением раздельного сбора отходов в офисах, экологическим просвещением и консалтингом для коммерческих компаний, в том числе для производителей, ритейлеров и застройщиков.

Мы пересмотрели некоторые форматы работы для получения прибыли. Основным источником доходов «Сборки» были проекты с коммерческими компаниями. Весной значительную часть пришлось приостановить или отменить. Сильно по нашей бизнес-модели ударил и уход с рынка международных компаний. Из-за этого силы пришлось перераспределять. Например, мы превратили обычную экскурсию по музею и экоцентру «Сборки» в практико-ориентированный мастер-класс. Это позволяет получать дополнительный доход.

Мы не смогли увеличить команду, но стали уделять больше внимания психологическому состоянию работников. После открытия третьего филиала экоцентра в Санкт-Петербурге количество задач выросло, но набрать больше людей не получилось. Из-за этого мы сместили фокус на мероприятия по профилактике эмоционального выгорания сотрудников. У меня есть психологическое образование и опыт работы с такими случаями — это помогает.

Получилось привлечь новых волонтёров. С маркетологами крупных компаний мы запустили совместные проекты по оптимизации упаковки. Некоторые их сотрудники стали нам помогать.

Интерес к экологическим проблемам растёт, а значит, наша работа остаётся полезной и востребованной. Мы получаем много запросов от компаний на экологизацию, внедрение раздельного сбора, проведение лекций и квестов — сотрудники «Сборки» не всегда успевают их обрабатывать. Ещё пять лет назад всё было совсем не так: даже при взаимодействии с крупными компаниями часто приходилось объяснять, зачем вообще всё это нужно.

Более 10 лет правительство Москвы проводит конкурс на соискание экологических премий. Сервис «Фудшеринг» уже становился его победителем.

В этом году заявку можно подать до 7 ноября. Для поддержки будут выбирать проекты в области охраны окружающей среды и комплексного благоустройства природных и озеленённых территорий.

В конкурсе в области охраны окружающей среды есть четыре номинации:

  • Лучший реализованный проект с использованием экологически чистых и энергосберегающих технологий.
  • Лучший эколого-образовательный и эколого-просветительский проект.
  • Лучшие журналистские материалы, теле- и радиопередачи об экологии Москвы.
  • Лучшие достижения в области охраны окружающей среды представителей общественных экологических объединений.

За первое место в номинации выдадут премии по 400 тысяч рублей, за второе место — по 100 тысяч рублей. В числе критериев отбора — инновационные подходы, актуальность и новизна, вклад в охрану окружающей среды, отмечают в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Участвовать можно как с готовым проектом, так и с его идеей.

1212
27 комментариев

Вроде как экология и ее сохранение должны быть на первом место, но что-то про неё вспоминают не часто. Интересно, что случилось со стартапами в этой теме?? Почему всё стоит на месте и не двигается?(((

17
Ответить

Про экологию вспоминают только тогда, когда хотят вам продать что-то экофрендли. .

5
Ответить

денег там нет

1
Ответить

Лично наблюдал за хлопцами на набережной в Сочи которые забирали рассортированный (наверное) мусор из четырех маркированных урн в один контейнер. И это учитывая огромные проблемы с мусором в Сочи (полигона ТБО нет, мусоровозы возят мусор по серпантинам за ~200 км в другие населенные пункты, а это 8-10 часов дороги в одну сторону). Вот пока существует такая реальность об неё любое хорошее начинание разбивается, что с раздельным сбором мусора, что с утилизацией аккумуляторов, вообще не важно. Государству плевать, так сказать, на государственном уровне

5
Ответить

Экология хаха смешно)

3
Ответить

Хаха, мне тоже

Ответить

Вроде и защитников больше сейчас , а вроде и вредителей ещё больше становится

2
Ответить