{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Лоукост — бизнес-модель, которая работает, когда денег нет, а красиво жить хочется

В ближайшие несколько лет реальные доходы типичного жителя нашей планеты сократятся. Но человек — существо хитрое. Даже если денег становится меньше, снижать качество жизни он не хочет. В таких условиях компаниям придется применять смекалку. Например, развивать лоукостерную бизнес-модель. Что такое тру-лоукост — разбираемся на примерах.

Небольшое вступление. Почему я пишу про лоукост именно сейчас.

Политические события нынешнего года повлияли (и продолжают влиять) на экономику и бизнес-среду целых стран и регионов. Где-то рушатся цепочки поставок и схлопываются рынки сбыта, в других странах кризис энергоресурсов и инфляция, помноженная на стагнацию. В некоторых более удачливых местах нашей планеты проблемы не столь фундаментальны, но и им перепадет по инерции…

Короче говоря, в мире рецессия. На счет нее есть разные прогнозы — одни утверждают, что мир ждет жесточайший беспрецедентный кризис, прогнозы других чуть менее радикальны.

Очевидно одно — доходы среднестатистического жителя земного шара вряд ли будут расти в ближайшие годы. Во всех странах. А вот цены расти будут, и еще как. Из этого можно сделать один не очень веселый вывод — подавляющее большинство людей станут беднее, а покупательская способность упадет.

Однако это совсем не значит, что люди резко согласятся снизить качество жизни и отказаться от выработанных годами потребительских привычек. Большинство клиентов скажут компаниям: «Дайте мне то же самое, только дешевле». И как тут быть? Ведь магия вне Хогвартса незаконна.

Вариант первый — ответить клиенту, что «хотеть не вредно». Хотите — платите, а не хотите — не надо. Вариант второй — попытаться более гибко отреагировать на клиентский запрос. И таким образом получить конкурентное преимущество на рынке и сохранить уровень спроса на свою продукцию. Или, чем черт не шутит, даже вырасти на падающем рынке.

От этого легендарного фото веет много чем, в том числе предпосылкой к росту лоукостеров

Но как это сделать, не жертвуя маржинальностью и финансовыми показателями? Один из рабочих вариантов — бизнес-модель «лоукостер». В этой статье мы разберем, что такое лоукостерная модель, какие типы лоукостеров бывают, какие модели часто ошибочно принимают за лоукостеры, разберем яркие кейсы лоукостеров в различных индустриях, а также прикинем, за счет чего лоукостер можно соорудить на любом рынке.

Что такое лоукостер.

Для большинства слово «лоукостер» ассоциируется с самолетами, где коленки упираются в спинку кресла перед вами, и где вам придется полчаса доказывать, что ваш кошелек проходит в ручную кладь. Это не мудрено — именно авиаторы первыми стали четко отстраивать лоукост от традиционного «дорогого» потребления.

На самом же деле лоукостерные бизнес-модели можно встретить в любой отрасли — от банкинга и ecommerce до производства мебели и автомобилей.

Лоукостер в вакууме в транспортной отрасли. Хотя если серьезно, то нифига это не лоукостер, т.к. под нож пускается ключевое свойство продукта - безопасность (об этом ниже).

Дать краткое и емкое определение лоукостера весьма непросто, потому что лоукостеры бывают разные. Но давайте попробуем:

Лоукостер — компания, доводящая до возможного минимума конечную стоимость продукта для потребителя, при этом не снижая ценность и потребительские свойства данного продукта.

А теперь пройдемся по разным вариациям и оттенкам:

Первая вариация лоукостера — суровый аскетизм.

Вообще говоря, можно выделить два больших типа лоукостерной бизнес-модели:

Первая — No-frills (без излишеств, без шелухи). Из конечного продукта и клиентского пути удаляются компоненты, шаги и функционал, которые не несут критической важности. В итоге продукт и процесс его покупки/потребления становится таким, чтобы клиент получал ключевую ценность, а продукт продолжал выполнять свою функцию. Но не более того!

Здесь важно соблюсти баланс, чтобы продукт был максимально удешевлен и доступен, но его внешний вид и процесс покупки или потребления не вызывали резких приступов тошноты. Иначе в один прекрасный день можно обнаружить, что у вас не лоукост-супермаркет, а октагон из картонных коробок, в котором покупатели дерутся за последний качан капусты товарного вида.

Чаще всего в модели no-frills нет инновационных технологий или творческого подхода к ключевым процессам (все это есть во второй модели, но о ней позже). Просто достигается минимизация некритичных затрат с помощью оптимизации.

Эпический пример no-frills — знаменитая инициатива «Победы» по установке стоячих мест в самолете.

Самолет для авторитетных людей. Следующая стадия - "передаем за полет" и "никуда не полечу, пока самолет не будет заполнен".

Ладно, на самом деле, новость о стоячих местах «Победы» в 2018 г. была уткой. В самолет нельзя запихнуть произвольное количество пассажиров — не позволят нормы безопасности (иначе придется прорезать дополнительные аварийные двери в самолете, а при сильной турбулентности пассажиры отобьют свои экономные головы о верхние панели) . А раз безопасность страдает, то это уже не лоукостер, а явное ухудшение критичных характеристик продукта.

Давайте разберем несколько успешных бизнесов по модели No-frills:

  • Продуктовый ритейл. Модель так называемого «склада с кассой» используется во многих странах. Встречаются как менее радикальные варианты, когда выкладка и интерьер торгового зала упрощаются, но сохраняются некие элементы эстетики. Пример — немецкий Aldi, который является одним из первопроходцев No-frills торговли. Есть варианты похардкорнее, когда выражение «склад с кассой» стоит понимать буквально. Думаю, многие хоть раз заходили в знаменитый Светофор или бодро растущий проект X5 Чижик. Благодаря экономии на аренде помещения, убранстве интерьера, POS-выкладке и зарплате сотрудников, привычные продукты из потребительской корзины доступны прайс-хантерам по более приемлемым для них ценам.
Да-да, это магазин. Вам не показалось.
  • АЗС. Голландская TinQ предлагает более доступное топливо за счет полного самообслуживания. На самих заправках нет ни души из персонала. Помимо этого, многие процессы автоматизированы. Разумеется, чтобы клиенты слишком сильно не выходили из зоны комфорта, компания скрупулезно поработала над описанием процесса — подробный мануал есть на сайте, а сами АЗС утыканы разнообразными указателями и пояснениями.
  • Фитнес. В британском PureGym вы не сможете поплавать в бассейне или отмокнуть в сауне после плотной тренировки. Ресепшена тоже нет, все регистрации и оформления только онлайн. Вместо кафе — вендинговые аппараты. Кулеров с водой тоже нет — берите бутылку с собой. Но зато цена доступнее, чем в большинстве других спортивных клубах. При этом ключевой компонент продукта (сам фитнес-зал, разнообразие и качество тренажеров) ничуть не уступает конкурентам в среднем ценовом сегменте.
  • Автомобили. Безусловно, мировым лидеров по no-frills автомобилям является Индии. В этой стране очень любят так называемые «табуретки с мотором». Можно выделить несколько моделей — Suzuki Maruti Alto, Eicher Polaris и множество других. Но даже на их фоне выделяется Tata Nano — самый дешевый автомобиль в мире. Tata Nano в базовой комплектации можно купить за 2000 баксов. В машине экстремально слабый двигатель (хотя когда на нее смотришь — удивляешься, что он вообще есть) , по три крепежных болта на колесах (обычно минимум четыре) , нет усилителя руля, уплотнителя дверей. В общем, много чего нет. Но все критически важные элементы на месте. На самом деле, проект Nano сложно назвать успешным — ребята перегнули с удешевлением, в результате чего было продано лишь несколько автомобилей. Однако подобные (но чуть менее экстремальные) аналоги пользуются в Индии большим спросом.
Зато не пешком, и проблем с парковкой нет.
  • Авиация. А вот где No-frills последние годы чувствует себя королем, так это авиа. Да-да, большинство лоукост-авиалиний работают именно по модели «без излишек». Невозвратные билеты, полностью платный колл-центр или его отсутствие, аскетичное убранство салона, максимальное (из дозволенного правилами безопасности) число сидений, платный багаж, отсутствие трапезы на борту. По подобной схеме работает множество авиакомпаний по всему миру — от Ryanair до Победы.

Вторая вариация лоукостера — инновации и смекалка против аскетизма.

Тем не менее, не одним аскетизмом живы лоукостеры. Есть компании, умудряющиеся удешевить продукт без явного кост-каттинга. Но для этого нужно применить творческий подход. Например, внедрить принципиально новый процесс, предложить альтернативный взгляд на клиентский путь, или же переработать продукт так, чтобы он был не хуже по своим свойствам, но дешевле в воссоздании.

Такой подход можно условно назвать «лоукост на инновации». Давайте разберем несколько примеров:

Начнем с зубров. Многие говорят, что секрет популярности IKEA в скандинавском hygge-дизайне, весьма приятных глазу торговых залах и фрикадельках. Но на самом деле вся соль в другом. Просто-напросто ИКЕА первой додумалась переложить сборку мебели на плечи покупателя. Она максимально упростила и стандартизировала свои изделия, за счет чего смогла продавать мебель в плоских коробках. Можете представить, сколько логистических затрат удалось сократить. Оптимизировать расходы на торговый зал это тоже помогло — ведь покупателю не нужно тратить рабочее время продавца (и, соответственно, деньги компании) . Достаточно просто пройти на склад с высокими паллетами, найти нужную коробку и пробить ее на кассе. А потом собрать самостоятельно дома. Если совсем все плохо (допустим, если вы гуманитарий 90 левела) , то можно отдельно вызвать платного сборщика. А годный маркетинг и флер минималистичного nordics лишь доделали свое дело.

Интересно, чему основатель IKEA Ингвар Кампрад рад сильнее - тому что больше не нужно самому собирать мебель, или тому, что его состояние составляет дохрена миллиардов долларов?

Итак, ИКЕА подмяла рынок благодаря тому, что выкинула из клиентского пути элемент, который десятилетиями казался незыблемым. Примерно то же самое в конце 10-х решил провернуть один российский пивовар. Но только в финансовом секторе. Олег Тиньков сообразил, что банку, в общем-то, не так уж и нужно отделение. Вот эти все девушки с цветными платочками на шее, сидящие за стойками, тоже не очень нужны. Уровень цифровых технологий тогда был далек от нынешнего, но даже его вполне хватало, чтобы выпускать карточку в приложении, получать ее курьером и далее вести все контакты с банком дистанционно. Достигнутая экономия пускалась на крайне вкусные (на тот момент) условия кэшбэка, что, по сути, существенно удешевляло пользование картой для клиента. Разумеется, такой кэшбэк работал лучше любой рекламы.

Некоторые скажут: «автор, давай что-нибудь поновее, а то каких-то динозавров разбираешь». Поновее тоже будет, но пока вопрос на засыпку:

Какая компания была первым настоящим лоукостером?

Что ж, если не брать в расчет всякие совсем уж притянутые за уши примеры из истории (хотя чем рабы на плантациях плохи как пример сокращения затрат на персонал?), то первым тру-лоукостером в истории можно назвать знаменитый автомобилестроительный концерн Ford.

Генри Форд был тем еще маньяком оптимизации, однако почетное место на пьедестале удачных «лоукостеров на инновации» ему принесло вполне конкретное изобретение — производственный конвейер. Знаменитый Ford T стал первым автомобилем в истории, собранным с помощью конвейера. Что сделало его доступным для тех людей, которые раньше о личном автомобиле и мечтать не смели. При этом качества «Модели Т» как конечного продукта нисколько не пострадали. Пожалуй, кроме цветовой палитры — как говорил дядюшка Форд "Модель Т выпускается в любом цвете, если этот цвет — черный" (на самом деле это не совсем так, но подавляющее большинство автомобилей действительно были черные) .

Как говорил Генри Форд: "Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы пожелали более быструю лошадь или Tata Nano".

А вот теперь упомянем парочку более свежих кейсов:

  • Нидерландский стартап Picnic доставляет еду по расписанию. Компания заранее агрегирует все заказы и составляет один длинный маршрут для курьера. В итоге все заказы потихоньку доставляет один курьер. Клиент, разумеется, не может выбрать абсолютно удобный для него временной слот. Ему дают лишь несколько опций на выбор — например, завтра в 6 вечера или послезавтра в 10 утра. Да, слегка дискомфортно, но для большинства вполне терпимо. А вот стоимость доставки за счет такого логистического маневра снижается в разы, что удешевляет конечную стоимость продуктов. Стартап успел поднять целый миллиард евро, что очень солидно.
  • Американский стартап Brandless. Как вы думаете, что он делает? (догадаться можно по названию). Правильно, продает в интернете товары без бренда. Совсем недавно агентство Interbrand выпустил топ самых дорогих корпоративных брендов. Если посмотреть на лидеров вроде Apple Google и прочих Coca Cola, то видно, что стоимость бренда составляет примерно 20-25% от стоимости всей компании. Можете представить, какую долю от стоимости продукции компаний в таком случае занимает премия за известный бренд. Brandless решает эту проблему. Стартап продает те самые «обычные» порошки из рекламы (и такие же «обычные» продукты питания, товары для дома, бытовую химию и много чего еще) — как от сторонних поставщиков, так и собственного производства. Производители не тратятся на рекламу и продвижение бренда, а Brandless гарантирует качество. Т. е. Brandless сам как бы выступает брендом-лоукостером, который потребители выбирают, потому что верят его дешевизне, так как внутри его продукции нет затрат на бренд. Такая вот занятная рекурсия затрат. Стартап жив уже 5 лет и прекрасно себя чувствует, периодически привлекая новые раунды.
Теперь вы знаете, что за "обычный порошок" был в этих чудо-рекламах из нулевых.

Отдельно стоит упомянуть компании, снижающие цены за счет эффекта масштаба. В первую очередь в закупках. На этом зиждется множество моделей. Ритейлеры, общепит, производственные предприятия и многие другие. Но есть большая разница — эффект масштаба так или иначе используют многие, но единицы выстраивают на нем свою бизнес-модель. И здесь особняком стоит один китайский маркетплейс:

PinDuoDuo представляет из себя площадку (по сути — соцсеть), где различные пользователи выставляют свои намерения о будущих покупках в некоем стандартизированном формате. Если сервис видит, что много пользователей пишет «куплю помидоры», то объединяет их покупку в одну, требуя от поставщика более низкую цену. В итоге получается взаимный выигрыш для обеих сторон — экономия для потребителя, дополнительный спрос в едином окне для поставщика. Компания суперуспешна в Китае — в 2021 г. через нее было продано товаров почти на 400 миллиардов долларов (!) .

Самозванцы — какие бизнес-модели любят мимикрировать под лоукост.

Думаю, из моего рассказа выше становится ясно, что лоукостер — это сценарий «хорошей» экономии. Когда клиент получает тот же (или почти тот же) продукт дешевле, но при этом компании не приходится жертвовать своей маржой.

Компании потратили немалые бюджеты, чтобы рынки воспринимали их лоукост-инициативы в позитивном ключе. Поэтому не мудрено, что под лоукостер частенько стараются «косить» бизнес-модели и типы продуктов, не имеющие к настоящему лоукосту ни малейшего отношения.

Явный пример — экономия через ухудшение критичных свойств продукта. Думаю, вы уже догадались, какой кейс я здесь приведу:

Весной Автоваз объявил о производстве Лады Гранта без подушек безопасности и ABS. Существенной экономии это не дало, а вот риск попрощаться с этим прекрасным миром за рулем такой «ласточки« возрос в разы. Кстати, как думаете, четкие пацанчики станут из-за отсутствия подушек меньше »валить боком» и поворачивать на ручнике?

Хотели "No frills" - получили "Cheap thrills". Или, как говорят любители BMW: "Лучше бы поворотники убрали".

Понятно, что это был не новый долгосрочный подход к продукту, а скорее вынужденная мера — чтобы заводы не простаивали в условиях разрыва цепочек поставок комплектующих. И вообще, уже летом заявили, что производство подушек и ABS локализуют. Но те «Гранты", которые все же успели выйти из под конвейера, назвать "лоукостом» язык не повернется.

Еще одна часто встречающаяся в природе разновидность фейк-лоукостера — ситуация, когда компания «инвестирует» снижение цены из своего кармана с целью наращивания доли рынка или сохранения паритета в конкурентной борьбе.

Яркий пример — индийский телеком Jio. В 2016 г. индийский миллиардер Мукеш Амбани (да-да, тот самый, чьи нефтеперерабатывающие заводы в этой году пачками закупают российскую нефть) выводил на рынок своего телеком-оператора Jio. Действовал он весьма радикально — решил со всей дури демпинговать всех конкурентов, на порядки снизив стоимость мобильного интернета для абонентов. Финансировался этот цифровой праздник за счет других бизнесов Амбани. В результате всего за пару-тройку лет число абонентов Jio составило 300 млн человек — это примерно как население США, ну или две России. Тогда Jio работал в убыток, но сейчас уже является вполне себе прибыльным бизнесом. Еще бы, когда у тебя есть 300 млн лояльных пользователей — монетизируй на здоровье.

Чтобы демпинговать индийский рынок телекомов, нужно иметь либо очень хорошую охрану, либо стальные яйца. Но скорее всего у мистера Амбани есть и то, и другое (и зубы еще неплохие).

Похожую ситуацию мы часто можем встретить и на других олигополистических рынках — т. е. рынках, поделенных между несколькими крупными игроками. Например, агрегаторы такси часто пытаются утянуть друг у друга клиентов через субсидирование стоимости поездки.

Да, и еще пару слов нужно сказать про дискаунтеры в ритейле. Их часто отождествляют с лоукостерами, но это не совсем синонимы. Дискаунтеры зачастую используют инструменты лоукостеров. Однако часто они прибегают и к приемам, которые для лоукостеров совсем не типичны — например, масштабные акции на товар-приманку, за которыми покупатели приходят в магазин, а хитрые уловки торгового зала заставляют их прихватывать и более маржинальные товары. Короче говоря, спутать легко, но все-таки это не одно и то же (вот неплохая статья, где можно подробнее глянуть про дискаунтеры).

Забыл какой-то крутой лоукостер? Пишите в комменты.

P. S. Про FixPrice помню, куда же без него. Но fix-модели — это отдельная большая история. И, возможно, тема для отдельной увесистой статьи.

Друзья, надеюсь и верю, что моя статья принесла вам пользу, либо как минимум помогла хорошо провести 10-20 минут своего времени. Буду рад вашим стрелкам вверх и активности в комментариях. Если статья попадет в топ и наберет много реакций, то я продолжу тему лоукостеров. А может и какую-нибудь другую занятную бизнес-модельку разберу.

Также буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал Disruptors, где я разбираю происходящее в глобальной и российской экономике, бизнес-среде, отраслях и компаниях (прибегая к здоровому сарказму и не привлекая внимание санитаров).

0
244 комментария
Написать комментарий...
Мистер Андерсон

Про победу у нас большинство людей не понимают что такое лоукостер и купив билет за 900 руб начинают качать права и возмущаться.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав

вообще иметь какие-то права - от лукавого

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Гарри

Я несколько раз летал на иностранных лоукостерах. Правда, в момент полета я этого не знал. Я узнавал, что это лоукостер, через какое-то время после полёта. Потому что их сервис ничем не отличался от обычных авиакомпаний. Там действительно не было какой-то шелухи, но всё остальное было на месте. Один раз в жизни воспользовался Победой и больше не хочу. Это точно не лоукостер. Потому что помимо шелухи они убрали ещё много чего, в том числе и человеческое отношение к пассажирам, т.е. к тем, кто им платит зарплату.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
NNIIKK55

Аэрофлотом иногда дешевле летать, чем этим "лоукостером"
Победе стоит перевести это понятие на русский и хорошо над ней подумать т.к. видимо она не совсем понимает её значение.
Ну и статью эту полезно будет почитать в принципе

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Борат Язь

Что-то ни разу не летал на Победе за 900 руб.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Кирилл Кириллов

Поддерживаю - одна из самых четких авиакомпаний. Проблема в клиентах - они почему то не хотят читать правила перевозки и хотят тот сервис за который не платили. Если набрать полный набор сервисов, то полет дороже чем у Аэрофлота, а если пофиг как с одним рюкзаком и не за день до вылета, то они обычно дешевле всех. Плюс они не ждут опаздунов а летают четко по расписанию.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
illusive man

потому что нужно терпеть, раньше терпели и мы потерпим

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Cidirw Cidirw

А так же проявлять свой стиль передвижения ,тоесть воспринимают самолет как межпоселковую маршрутку ,начинают с собой тащить баулы ,сумки ,вещи , причем в ручную кладь , даже если обычные рейсы не луо , тюсколько раз видел что люди берут билет с ручной кладью ,а тащат с собо баулы в салон , и стоит потом пихает это все в бардачок над проходом ,

Ответить
Развернуть ветку
romacap

И причём так не только с лоукостерами, к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Петров

Как раз слушаю "Мону Лизу Овердрайв" от Джуно реактора)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Токарев

Только Поледа часто продает региональные билеты на 700 км дистанции за 3 тыс руб, что уже не совсем лоукостер, а сервис так сеье

Ответить
Развернуть ветку
Режиссер Максим

Хз вообще как людям не стремно лоукостами в России летать, лично я вообще не пользуюсь ими

Ответить
Развернуть ветку
HankLA

Берут не потому что дешево, а потому что альтернатив нет. Все козырные по времени рейсы и направления заняты этим говном. Тоже самое в европе Wizz и тому подобное, еще хуже победы.

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Победа - это не лоукостер. Это простите нае... (обман).
Ranair летал до пандемии за 12-30 евро (и еще меньше, если в их клуб вступить) по Европе и Британии.
При цене эконома в 80-120 евро на те же направления.

У нас Победа иногда дороже аэрофлота, часто – не сильно дешевле, а сервис ВСЕГДА намного ниже аэрофлота.
Но чтобы при цене в Аэрофлоте в 3000 Победа стоила хотя рублей 750 - надо постараться найти. а когда у Аэрофлота начинаются акции, то Победа превращается в просто отвратную а/к

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Griby Lenina

Надо же так сокращать мат! Непонятно же: наеб, наебка или наебалово. А это все-таки разные вещи!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Volkerball

В начале зарождения Победы, когда они не могли с аэропортом чего-то поделить или они на летний сезон перенаправляли флот на курортные направления, то сразу начинались стенания "Победа вернись" и даже приходилось губернаторов подключать. На моей памяти это было и в Кирове, и в Улан-Удэ, из недавнего — Томск, наверняка есть и другие примеры. При чём на маршруте может оставаться даже 2 перевозчика (и Аэрофлот, и S7, к примеру), но один хуй — цены взлетают "чудесным образом" из разряда было 12 тыс., стало 30 тыс.

Мне вот только одно интересно — Аэрофлоту зачастую приходится демпинговать до уровня Победы не от хорошей жизни. А это значит люди, которые пишут и плюсуют комменты из разряда "никогда не буду летать Победой, если надо, то буду переплачивать за Аэрофлот", на самом деле 3.14здаболы?

Почему-то в Японии, где я живу практически 6 лет, Японские авиалинии(JAL) всегда держат цены в полтора-два раза дороже лоукостеров и всегда найдутся люди, которые готовы переплачивать за сервис. Ну или сами россияне понимают, что сервис в Аэрофлоте внезапно может превратиться в хуервис, и подсознательно не готовы переплачивать?

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Andrey Fedorov

Победа — это не настоящий лоукостер, и вот почему: на самом деле, основу бизнес-модели авиакомпании-лоукостера составляют не "побольше мест в самолете", "нет бесплатного питания" и "нет бесплатного багажа", а:

1. Однотипный парк судов -> снижение расходов на обучение пилотов, обслуживание и пр.

2. Минимальное время нахождение самолета на земле -> он зарабатывает, когда летает, а не когда стоит на земле (минимизировать хорошо бы даже время высадки посадки пассажиров вплоть до одновременного использования двух трапов — с одного пассажиры выходят, по другому заходят).

3. Уборка самолета силами бортпроводников, а не служб аэропорта.

4. Заправка водой и прочими расходниками на собственной базе, а не в аэропорту прилета.

5. Использование дешевых аэропортов.

6. Да, какие-то мелочи вроде питания и платной регистрации на стойке (самостоятельно — бесплатно).

Если лоукостер построен на этих принципах, то с сервисом у него, как правило, все в порядке, потому что экономия на другом.

—-

Пара фанфактов из моей работы в отделе маркетинга Пулково в середине нулевых:

1. Пулково тогда был вторым по стоимости аэропортом после парижского Шарль де Голля (тот тогда вроде бы был самым крупным аэропортом Европы по пассажиропотоку).

2. Росавиация жестко регулировала (и наверняка регулирует сейчас) стоимость билетов в целях протекционизма российских авиакомпаний. Одной немецкой авиакомпании прямым текстом сказали, что билет не может стоит 20 евро (хотя сами немцы хотели сделать 20), а должен 100, иначе российские авиакомпании не выдержат конкуренции и обанкротятся.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov
Однотипный парк судов

Так у Победы 44 новых (введены в эксплуатацию в 2014 году) самолёта Boeing 737-800.

Минимальное время нахождение самолета на земле
Уборка самолета силами бортпроводников, а не служб аэропорта

Разве Победа это не делает?

Использование дешевых аэропортов

В России особых вариантов так-то и нет. Если Пулково — дорогой, то совсем не летать в СПб что ли?

Если лоукостер построен на этих принципах, то с сервисом у него, как правило, все в порядке, потому что экономия на другом.

В «настоящем» лоукостере RyanAir даже вода платная, что они делают не так?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Алексей Подклетнов
Автор

Интересно, спасибо за коммент!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
new_comment

А почему российские авиакомпании не выдержат конкуренцию? Особенно Аэрофлот, которому приплачивает государство.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
C D

На самом деле разнотипный флот принципиально не приводит к удорожанию себестоимости (ну только если ты не Тушку к A320neo примешиваешь).

Ответить
Развернуть ветку
Олег Зонов

2. ха! так вот почему сейчас билеты в/из России такие дорогие!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин
Очевидно одно - доходы среднестатистического жителя земного шара вряд ли будут расти в ближайшие годы. Во всех странах. А вот цены расти будут, и еще как. Из этого можно сделать один не очень веселый вывод - подавляющее большинство людей станут беднее, а покупательская способность упадет.

Смелые заявления.

А между тем пишут, что

Global growth is forecast to slow from 6.0 percent in 2021 to 3.2 percent in 2022 and 2.7 percent in 2023.

Рост мировой экономики замедлится с 6% в 2021 до 3.2% в 2022 и 2.7% 2023. Рост замедлится, но не станет отрицательным.

Источник прогноза:
https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2022/10/11/world-economic-outlook-october-2022

Здесь (https://www.conference-board.org/research/us-forecast) предсказывают, что наибольший спад в покупательской способности в США уже произошёл в первом квартале года. И дальше хоть его рост под вопросом, но падения также не прогнозируется.

Про реальные доходы населения в зоне Евро предсказывают следующее (https://tradingeconomics.com/euro-area/disposable-personal-income):

Disposable Personal Income in Euro Area averaged 1506665.32 EUR Million from 1999 until 2022, reaching an all time high of 1995500.00 EUR Million in the second quarter of 2022

Реальные доходы европейцев достигли рекордного значения во втором квартале 2022 года.

Disposable Personal Income in Euro Area is expected to be 1881393.00 EUR Million by the end of this quarter, according to Trading Economics global macro models and analysts expectations. In the long-term, the Euro Area Disposable Personal Income is projected to trend around 1870105.00 EUR Million in 2023 and 1892546.00 EUR Million in 2024, according to our econometric models.

Согласно прогнозам совокупные реальные доходы населения в 2023 году сократятся с 1881393.00 млн евро до 1870105.00 млн евро. Это падение около 0.6%. И вырастут до 1892546 млн евро в 2024 году. Это рост почти на 1.2% по сравнению с предсказанными значениями на 2023.

Аналогичные прогнозы для Азии - прогнозируется замедление роста в 2022-2023 и возврат к прежним темпам в 2024 году.

Короче, вывод какой - фундамент у статьи кликбейтный.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Фига вы заморочились) но за выкладки спасибо!

Ну окей, пусть будет «рост дохода замедлится или будет стагнировать». Так уже менее кликбейтно?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сидор

Дискаунтеры были всегда - и во время падения покупательской способности и во времена расцвета.
Те же магазины-дискаунтеры в США были еще в 1890-х годах и до сих пор живы и даже очень.
Так же как и сегмент дорогих товаров и услуг. Он тоже жил, жив и будет жить, пока есть человечество. И не сильно проседать в любые кризисы.

Ответить
Развернуть ветку
Jill Can

можно тогда сразу 2024 D

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Gemis Juss

Да да, процентные ставки что в США, что в ЕС растут, но всё будет хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Gemis Juss

По прогнозам Conference Board, в ближайшие месяцы экономическая слабость усилится и распространится на всю экономику США, а рецессия начнется примерно в конце 2022 года. Этот прогноз связан с сохраняющейся инфляцией и растущим ястребиным поведением Федеральной резервной системы. По нашим прогнозам, в 2022 году рост реального ВВП составит 1,8 процента в годовом исчислении, а в 2023 году рост замедлится до нуля процентов в годовом исчислении.

Ответить
Развернуть ветку
Griby Lenina

Ага. Вот эти ребята.

Ответить
Развернуть ветку
Adam

есть теория, что эти ребята одного психологического типа, ЛИЭ, что отчасти объясняет их внешнюю схожесть (плюс генетика, но вопрос о ее связи с социотипами остается открытым).

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Roman K

Вооот! Я уже давно подметил их сходство!

Ответить
Развернуть ветку
Амин

Как мне кажется fix price работает по модели "самозванцы" качество плохое и цена соответствующая.
P. S. Очень интересная статья, красава автор. Подпишусь на всякий

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Спасибо! Не совсем) Фикспрайс насколько я знаю изначально работал на продавливании поставщиков редких одиночных позиций в Китае. Но нужно изучать. У Inc была хорошая статья по теме

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крот

всякие контейнеры и органайзеры на которые не хочется особо тратить деньги там можно приобрести,иногда книги там годные попадаются

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Не знаю насчёт обычного товара, но я заходил туда за леденцами Sula и шипучкой haas, для сравнения haas в каком нибудь перекрёстке или пятёрочке стоит около 200 руб, а в фиксе 90 руб

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Евгений Трофимов

там очень много всякой фигни для детей в разы дешевле, чем в каком-нибудь перекрестке. У меня средний чек в фп несколько тысяч рублей :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alex Melnikoff

он давно уже не фикс, при этом некоторые бренды там стоят дешевле, чем в других местах, видимо, на этом держатся. нонеймы там говно, и молотки пластилиновые, и печенье с пальмой

Ответить
Развернуть ветку
Иван Зимин

На удивление интересная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
new_comment

Пример Тиньковым некорректный.
Во-первых, идею банка без отделений Тиньков подсмотрел в США.
Во-вторых, основа ТКС - это раздача кредитов через почту (не электронную). Тинькофф спамил всех письмами с предложением кредитов. А про интернет Тиньков говорил, что "там сидят полторы калеки - это никому не интересно".

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

кредитки по почте и брс рассылал, думаю, что инновация все же в отсутствии отделений и возможности все решать удаленно. у банков с отделениями тоже есть колцентры, чаты и представители на каждом сайте, что не мешает им регулярно выносить мозг, что б люди тащились в офис

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дмитрий Беговатов

Про ФиксПрайс тоже было бы интересно почитать :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Да вообще фикс-модель тоже интересная тема, может позже разберу:)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кириллов

Проблема в том, что население не понимает что серви стоит денег, и владельцы компаний не понимают что такое сервис. В Московских магазинах есть 2 прикольные крайности - пятерочка с бегающими по звонку кассирами - раскладчиками товара и Азбука вкуса с оверпрайсом и полным безразличием к клиенту.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Родной

Понимаю такой бомбеж, да и согласен с ним))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Роман Величкин
Думаю, многие хоть раз заходили в знаменитый Светофор или бодро растущий проект X5 Чижик. Благодаря экономии на аренде помещения, убранстве интерьера, POS-выкладке и зарплате сотрудников, привычные продукты из потребительской корзины доступны прайс-хантерам по более приемлемым для них ценам.

Не сказано про гораздо более узкий ассортимент и включение в него дешёвых, и менее качественных товаров. Поддержка меньшего ассортимента тоже здорово снижает издержки.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Да, согласен, хорошой поинт. Забыл добавить. Но нужно отметить, что далеко не все лоукостеры сокращают ассортимент, хотя часто и делают это

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей Васючков

Поставил +, статья крутая, спасибо!

Очень метко подмечаешь важные штуки, прям классно!

P.S. Я еще никогда не видел такого плотного вхождения слова "Лоукостер" в один абзац)))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Алексеев

Начал читать статью, думал, будет что-то вроде бизнес-советов, как резать косты и делать все дешевле, а тут оказалась реально интересная статья))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Спасибо! Блин, возможно мне нужно было по-другому делать подводку, раз возникло такое ощущение

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander

Яркий пример лоукоста через инновации - это появление сервисов заказа такси. Дешевле, быстрее и лучше чем старые добрые таксопарки.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

Так тут ничего не зарезали, в мск вообще желтые даже приезжают

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Владислав

"Нидерландский стартап Picnic доставляет еду по расписанию. Компания заранее агрегирует все заказы и составляет один длинный маршрут для курьера. В итоге все заказы потихоньку доставляет один курьер."

Аналогичный описывали для Китая с год назад

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Какой?)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Это тоже весьма логично.., а не инновация.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan S

Спасибо, интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Mikaelyan

актуальная статья, и примеры интересные

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рыбаков

интересно, хотелось бы еще прочесть про fix

Ответить
Развернуть ветку
Родитель 1

Хорошая статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Тохид Асланлы

Было полезно

Ответить
Развернуть ветку
Личный ассистент руководителя

Крайне годно! Жду ещё разборы бизнес-моделей.

Ответить
Развернуть ветку
Тамара Трунина

Спасибо автору! Было интересно читать!)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Лоукост только из авиации? Мда, хоть бы подумали сначала, перед тем как коммент писать

Больше вам ответить ничего не могу, т.к. опаздываю на «бизнес-сходку»))))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Канаев

"В ближайшие несколько лет реальные доходы типичного жителя нашей планеты сократятся". Автор не стал затруднять себя поиском отправной идеи для своих размышлений, предоставив читателям право самим искать ответы на возникшие вопросы: почему доходы должны сократиться и кто это - типичный житель нашей планеты?
Ну и просто для расширения кругозора автора - в Голландии, если только это не АЗС на автобане, сложно найти заправку с персоналом. Тоже самое во Франции и Швейцарии. Мануал появляется на экране аппарата принимающего карты. С трудом представляю себе голландца гуглящего перед поездкой на на заправку: "Как самостоятельно заправиться на TinQ". Если автор пытался юморить, то голландцы оценят:-). Но тут вроде серьезные тексты выкладывают.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Вообще не обязательно) лоукост может быть что угодно

А вот термин "дискаунтер" как раз обычно относится к одной отрасли - торговле

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Наталия Я.

Ну обложка просто огонь😅

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

спасибо за статью. По указанной схеме, как мне кажется, сработали и РЖД со своим двухэтажный вагоном, среднее между плацкартом и купэ, а цена ближе к первому

Ответить
Развернуть ветку
SSN23

ЕМНИП, изначально двухэтажные и позиционировали на замену плацкартам.

Ответить
Развернуть ветку
Костя Соловьев

Супир

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Игумнов

ноукостер

Ответить
Развернуть ветку
Dima Katin

спасибо за статью очень познавательно

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Рожнов

Под кофеек в обеденный перерыв хорошо читалось, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

В том государстве где душа из края в край, не зайдут данные инновации. У нас нет золотой середины, а значит будет перегиб.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Good Mood Duck
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Бурлаков

Хорош пост и автор, подписка

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Черняева

Как во время вышла эта статья! Я зациклилась на моделях реального сектора, а тут сфера услуг "подкинула" идей. Есть над чем думать. Спасибо, Алексей! Обязательно пишите ещё даже если не сразу попадёте в топ. Успехов Вам!

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Про светофор наконец то разобрался, спасибо. И про авиакомпанию не рассказали, помойму они одни из первых кардинально удешивили авиаперелёты, многие пытались косить под них но не смогли. Название не помню. А за статью спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бацман

Даже Яндекс такси не забыли в конце)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Gunt

То есть ехать снаружи поезда - это красивая жизнь?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Погуглите термин «юмор»

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
WTF
В ближайшие несколько лет реальные доходы типичного жителя нашей планеты сократятся

Почему?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Деньги стали дороже, денег стало меньше. Компании стали меньше открывать новые проекты и больше закрывать нерентабельные. Людей стали уволнять, а новые меньше набирать. И это не в России или не только, а на Западе. Многие мировые корпорации заявились о массовом увольнении сотрудников. Грядёт гром. Нужно готовиться.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Была ещё, кажется, сеть немецких магазинов, которая одновременно снизила издержки и увеличила продажи за счёт снижения ассортимента. На каждую позицию товаров там представлены не десятки брендов, а около 5-6.

Продаётся это все под слоганом вроде "Мы уже отобрали для вас самое качественное, чтобы вам не нужно было выбирать".

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Не Aldi случайно?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Владимир

ну, я вообще не знаю где представлены десятккки брендов на каждую позицию товаров.. В обычных супермаркетах их обычно около трёх.. За исключением напитков, сыра и нарезки.

Ответить
Развернуть ветку
Чайханщик

"В ближайшие несколько лет реальные доходы типичного жителя нашей планеты сократятся"

Откуда информация? Чтобы соератились реальные доходы, нужна реальная всемирная рецессия. Которой, скорее всего, не будет. Так что я бы с такими заявлениями не спешил.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

Даже не повсеместная, а частичная уже может сказаться. Если цепочки производства глобальные, то просадка даже одной части может просадить всю.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бизонов

"...Про FixPrice помню, куда же без него..."
А как по мне, FixPrice к лоукостерам не имеет никакого отношения. Это, наоборот, "оверпрайскостер", так сказать. Да, у них на полках всего 5-6 ценников на кучу разнообразных товаров и кажется, что вот это стоит дёшево и т.д. Но если сравнивать их цены с ценами в других магазинах, то нифига не дешевле выходит. Та же канцелярия, например, дешевле в специализированных магазинах типа "канцтовары", где цены более гибкие. И вот - в фикспрайсе лежат разные блокноты по одной цене "59.90р", а в канцтоварах часть этих блокнотов можно купить дешевле. С остальной продукцией примерно такая-же картина. Но сама модель этих фикспрайс-магазинов выстроена грамотно, конечно. Людям внушили, что если ценник фиксированный, то это пример "стабильности" и надо покупать именно там. А то, что пару месяцев назад вот эти вот десять видов печенек стоили 59.90р, а теперь 69.90р, замечают только завсегдатаи (которым уже и карты лояльности фикспарйс придумал, понимая, что надо как-то удерживать клиентов в своей сети).

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kurilov

Все-таки у них есть позиции, которые стоят сильно дешевле, чем в других магазинах (даже по акции). Они заманивают ими, а зарабатывают как раз на тех примерах, которые вы привели. Хотя по такой схеме работают большинство сетей, на что покупатели реагируют соответственно: в 2022 году продолжило расти среднее число разных магазинов, посещаемых покупателями - до 5,8 за месяц (4,7 в 2021, данные Nielsen).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил В.

Собственные торговые марки любого крупного ритейлера почему-то не упомянули

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Да, выше уже писали, забыл)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Глеб Петров

По принципу "Брендлесс" работают те самые БАДы, рекламу которых видим на баннерах на сайтах. Увеличители членов, супержиросжигатели и т.д. Как-то месяц поработал в компании по арбитражу траффика. Насмотрелся на все это)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Дмитриев

Ожидаемо. Не встретил никаких откровений. Предоставляю услуги и видимо поэтому затруднился провести параллель с товаром. Я бы сказал короче - если Вы выстроили свои бизнес-процессы, правильно считаете себестоимость и хорошо понимаете/слышите Ваших клиентов, предлагайте им опции по выбору, так сказать на их кошелек. Только не забудьте предупредить о том, что ответственность за возможные негативные последствия "кастрированной" услуги с этого момента переходит к заказчику. Вспоминаем: дорого да мило, дешево да гнило; качественно и дешево на одной поле не лежат и т.д. и т.п. Уж сколько раз твердили миру, и вот опять...

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Плотникова

Форд хорошо все объяснил) "Когда в 1928 году к нему приезжают из молодой Советской республики и просят: дедушка Форд, помоги! — он спрашивает: а химическая, лакокрасочная промышленность у вас есть? — Нет. — А стекольная? — Нет. — А шинная? — Нет. — А вот такой сортамент металлов? — Нету. Тогда он говорит: парни, я старый человек и один раз уже сделал всё это в Соединенных Штатах, я создал и конвейер, и систему разделения труда, внутри которой этот конвейер возможен. Машина строится из деятельности, которая создаёт отдельные узлы и компоненты, вы не можете сделать миллион машин, если у вас нет 6 миллионов колес; если вы производите [всего] миллион колес, вам не нужно делать миллион машин: они будут без колес. Если производительность шинной отрасли не синхронизирована с производительностью автомобильной, у вас никогда не будет необходимой производительности на уровне автомобиля. Отдал им 30 тысяч чертежей, которые потом потеряли при перевозке из Москвы в Горький, отправил консультантов, которых потом выгнали в 1930 году, и сказал: а пока вы занимаетесь импортозамещением, я буду поставлять вам отдельные детали, которые вы ещё делать не можете. Поэтому, когда 31 октября 1931 года с завода в Горьком выезжает первый советский «форд», то он в полтора раза дороже и делается в полтора раза дольше. И так до сих пор".

Ответить
Развернуть ветку
Мария Мурм

Как же в СССР делали самолеты, машины, поезда. Люди ездили за счет своих предприятий в санатории, дети в пионерлагеря. Как же люди питались натуральной пищей, не импортной? Одевались в свою произведенную одежду? Как же так независели от капитала и импорта??? Может просто людям взять и организоваться без банков и псевдогосударств. У нас всё есть от ресурсов до мозгов, почему мы должны жить бедно с вытянутой рукой?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Мурм

Вчера в Москве уже столкнулось с лоукостером погребенной бесплатной медициной, предложила ноу-хау - определять диагноз по фотографии, думаю скоро к этому придем.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Капустин

Летал на RyanAir в 2011 году.
Посадка была такая: запускали сначала тех у кого "приоритетная посадка". Они садились куда хотели. Затем запускали остальных (меня) и мы садились куда хотели на те места, что были свободными. Специальной рассадки по разным концам самолета не было!

Была ли еда - не помню. Рюкзачок не мерили. Багажа у меня не было.
Никаких претензий к рианайру у меня не оказалось. Какой-то разницы кроме описанной я не заметил.

Победой не летал :)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Садртдинов

Уважаемый автор, спасибо за статью. Подскажите есть ли примеры лоукостеров в медицине? Может есть конкретные компании в России или за рубежом? Пишу сейчас бизнес план и стратегию новой клиники и думаю как раз над тем, какие шаги, функции и компоненты не несут критической важности в медицинской услуге?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов
Автор

Здравствуйте! Не знаю на счёт клиник, но что-то подсказывает, что элементы лоукоста могут использоваться в сервисах анализов вроде Invitro или Гемотеста. Возможно, стоит их модели глянуть

Ответить
Развернуть ветку
241 комментарий
Раскрывать всегда