+ 2 млрд рублей эффекта: как мы трансформируем работу с проектами в СИБУРе

Всем привет! Мы — команда трансформации процесса реализации проектов в СИБУРе в составе Ярослава Будаева, Анны Ермаковой, Николая Горбунова и Михаила Прущака, а также Алексея Плеханова. Недавно в компании завершилось внедрение новой модели управления проектной работой, от которой мы ожидаем получить эффект более 2 млрд рублей на горизонте только этого года (дальше — больше). В этой и следующих статьях расскажем о нашем опыте.

Для начала пару слов о том, как эволюционировал процесс управления проектами в компании. Еще в 2019 году проектов у нас было не так уж и много — 76. Однако с каждым годом эта цифра увеличивалась, и на 2021 год в работе их было уже больше 200. Вместе с ростом количества проекты становились сложнее, требования к срокам тоже росли, а управляемость совсем даже не увеличивалась.

Поэтому мы пошли по пути быстрых изменений и в 2021 году внедрили новую систему принятия решений:

  • Разделили проекты по сквозным процессам (логистика, продажи и т.д.) и применили принцип портфельного управления. Каждый портфель получил Владельца и Менеджера процесса, а также Управляющий Совет Портфеля, который принимает решения в рамках запуска, финансирования и оценки результатов работы портфеля
  • Трансформировали ФУОП (Функция «Управление организационными проектами»). Это подразделение, из финансового контролера преобразовалось в полноценный Офис Трансформации СИБУРа

Что получили в итоге? Более гибкую и прозрачную систему с возможностью отслеживать ход работ по проектам в стандартной форме (подробнее можно почитать в статье коллег). Но это был только первый шаг.

Вместе нашим командам - команде Ярослава Будаева по трансформации процесса реализации проектов и ФУОП удалось запустить в этом году полноценную систему Управления Изменениями (Change Management) СИБУРа: система принятия решений, процессы, гейтовая и ролевая модель, система мотивации, методология. Фокусом следующего 2023 года для нас будет обеспечение приживаемости системы, набор корректировок по результатам обратной связи и дальнейшая автоматизация процесса управления проектами».

Михаил Трегубенко, Директор Функции Управления Организационными проектами

Сейчас перед нами стоит задача достичь к 2025 году 29+ млрд рублей экономического эффекта за счет реализации оргпроектов (автоматизация, реинжиниринг процессов или, как мы называем это в СИБУРе, CHANGE), которых в 2022 году у нас уже больше 300 (!). Из-за резкого роста количества проектов устоявшийся за долгое время процесс оказался уже не таким эффективным. На пару десятков проектов его еще хватало, а когда их стало больше 200 — появились сложности. Поэтому мы перешли к следующей ступени эволюции. Трансформации операционной модели работы с проектами.

Начали, как водится, с диагностики. Провели много встреч, в которые вовлекли всех заинтересованных лиц: заказчиков, руководителей проектов, команды. В результате выявили три блока проблем.

+ 2 млрд рублей эффекта: как мы трансформируем работу с проектами в СИБУРе

1. Размытая ответственность и несбалансированность мотивации по проекту

Раньше в Корпоративном центре не всегда было однозначное определение ролей и зон ответственности в проектных командах CHANGE. Из-за этого по одному организационному проекту существовало несколько центров принятия решений. Например, 35% проектов имели двоевласти между РП от Бизнеса и РП от IT.

Кроме того, часть команды вовлекалась в работу по остаточному принципу, так как участвовали еще и в решении линейных задач, которые ставили в приоритет, например, всего у 20% наших проектов было Единое ответственное лицо (ЕОЛ, по сути функциональный заказчик и центр принятия решений) с достаточным уровнем вовлечения для выполнения проекта в срок.

Частое явление, когда в проектах, которые включают создание или доработку ИТ-продукта, участники команды от бизнеса и от ИТ воспринимают себя отдельными «бизнес-единицами» с собственными задачами, сроками и приоритетами. Мышление в логике «мы-они» усложняет командное взаимодействие и приводит к увеличению сроков реализации проектов. Например, проекты повышения результативности процессов нужны бизнесу, чтобы перейти в первые квартили. Для них ИТ разрабатывают программный продукт, считая конечной целью его выпуск, а не решение конкретной проблемы бизнеса. Как итог — вечный процесс перекидывания «горячей картошки».

Еще одна проблема: у нас не было прозрачной системы мотивации команд. При целеполагании всего 40% ставили себе цели по проектам, в которые были вовлечены на 50% и более. Весьма распространенный комментарий: «Все мои цели — это операционные задачи бизнеса, а проекты я делаю по остаточному принципу».

В результате можно было реализовать проект всего лишь на 50%, но при этом получить высокий балл при оценке результативности; и наоборот — полностью реализованный классный проект с большими эффектами не гарантировал высокий балл при квартальной/годовой оценке.

2. Необъективные статусы по проектам

Здесь столкнулись с тем, что оперативно собрать достоверную информацию по проекту иногда тот еще квест. Нужно запросить презентацию у одного, дополнить экселькой от второго, а у третьего по телефону узнать статус по задаче. Из-за этого команды кучу времени (иногда до 40%) тратили на составление отчетов, которые в итоге еще и зачастую оказывались не совсем верными. В результате многие наши статусы становились «арбузными» — зеленые снаружи, а по факту красные внутри. Происходило это главным образом из-за того, что не было единого источника данных с информацией по проектам и цепочки регулярных встреч (ритуалов) для оценки статусов и принятия управленческих решений. 70% (!) коллег в календарях не имели встречи по ключевым ритуалам о которых расскажем в следующей статье.

Так например, всего у 30% проектов была Дорожная карта на весь его жизненный цикл. А вот что коллеги говорили, когда их спрашивали о планировании проектов (мы, конечно, выбрали самые драматичные ответы): «Если я буду фиксировать планы, то мне придется их исполнять».

3. Отсутствие единой методологии

Как и говорили выше, каждая команда работала с проектами, опираясь на собственные представления о прекрасном. По сути, все Руководители проектов опирались на личный опыт и делали проекты, опираясь на личную дисциплинированность.

Плюс не по всем процессам проектного управления были шаблоны управленческих документов и набор обязательных шагов, что делать на каждой из фаз гейтовой модели. Как следствие — пропуск необходимых действий, что приводило к множеству типовых ошибок по достаточно простым на первый взгляд моментам.

Пять таблеток для лечения и целевые эффекты

Опираясь на лучшие мировые практики и опыт трансформации процессов в капитальном строительстве, мы сформировали для себя следующие таблетки по лечению выявленных проблем:

А. Разработка и внедрение ролевой модели: единая управленческая вертикаль без дополнительных «слоев» управления и контроля

Б. Апгрейд системы проектной мотивации: прямая связка между результатами организационного проекта и оценкой ответственных за его реализацию

С. Внедрение единой и прозрачной системы ритуалов: портфельные ритуалы и ритуалы на уровне управления отдельными проектами для принятия необходимых управленческих решений

D. Определение общей методики проектного и портфельного управления: стандартный для всех орг. проектов набор фаз и контрольных точек (гейтов) на всем жизненном цикле от «идеи» до «пост проектного мониторинга»

E. Автоматизация портфельного и проектного управления: процесс не на бумаге, а в системе, от и до

+ 2 млрд рублей эффекта: как мы трансформируем работу с проектами в СИБУРе

Принимая вовремя все наши таблетки и обеспечивая их усвояемость (читай приживаемость), компания получит более 2 млрд рублей к EBITDA только в ближайший год за счет:

  1. Ускорения проектов на ранних стадиях Discovery (скорость бега)
  2. Повышения дисциплины реализации проектов в срок до 90% на фазах реализации Delivery (качество бега)
  3. Уменьшения трудоемкости процесса и высвобождения времени участников работы над проектами для других задач (вес процесса в трудочасах)

В следующей статье расскажем, что именно мы делаем, чтобы достичь результат, про который говорили выше.

3030
16 комментариев

Интересное решение! Молодцы! Когда планируете пройти первую контрольную точку по эффективности этих решений?

2

Спасибо! Уже проходим и видим первые результаты, подробнее расскажем в следующих статьям, раскрывая детали внедрения

3

Статья интересная, но не совсем понятно 2 млрд, это на каком объеме, сколько % от текущей стоимости портфеля проекта? То, что это не мало - это факт! Но мы, внедряя похожее, на портфеле стоимостью более 200 млрд. не получили эффект , который исчислялся 10... 15...20%. Приведение текущего бардака через классические инструменты проектного управления, которые указаны в статье, дают эффект, но ограниченный. Основные векторы развития, которые заложены в предлагаемых мероприятиях - это про повышения осведомленности о состоянии портфеля, усиления контроля и обучение людей... Что у нас произошло после этого - люди начали завышать средние оценки длительностей работы, к этому прибавилось то, что невыполненные вовремя отдельные виды работ или не достижения в прописанную дату контрольной точке влекло за собой взыскания с ответственного за данную веху руководителя... Это привело к усилению "локальной" эффективности каждого руководителя и отдельных видов работ, тем самым провалив глобальную эффективность выполнения проекта в целом (локальная эффективность не ведет к глобальной). В совокупности получили увеличение сроков выполнения работ на длинной дистанции и сбои в "эстафетах" проекта. И такое наблюдаем повсеместно. Как выровняли ситуацию - ушли от расчет сроков по "среднему": пришласили людей, которые работают с неопределенностью, оценили вариабельность процессов планирования и исполнения, и начали работать в рамках границ "коридора" вариабельности процессов, которые присуще организации. Так же перестали оценивать выполнение и невыполнение отдельных задача, а оценивали в целом скорость проекта. Для это поменяли систему оценки прогресса по портфелю оставив "освоенной объем" только для отчета совету директоров... Итого- мероприятия которые у вас внедрили и внедряются очень классные, и очень эффективные, которые требуют не мало труда и энергии со стороны команды изменения (у нас на таком проекте не все выжили ;) ), но дальше надо готовится к работе с локальными проблемами в оценках и локальной эффективностью отдельных подразделений... Есть такое выражение: "мы не платим за звездную команду - мы платим за звездный результат!" и это именно то, что мы "словили" после внедрения классических и гибридных подходов в управлении проектами.

2

Андрей, вы перечислили много проблем, которые мы выявили в процессе диагностики и "граблей" на которые нам пришлось к сожалению наступить, в следующих статьях я как раз расскажу про сложности внедрения и как мы их проходили/проходим

Но одно могу сказать, что мы проживаем эволюционный путь трансформации, частно по разным объективным причинам, нельзя сразу пересесть на челнок, если ты всю жизнь использовал для передвижения самокат...

1

Наиболее интересен для меня 3ий пунк - за счёт чего сократилась трудоемкость процесса, если наоборот: добавились определенные ритуалы, обязательность планирования ), расчет КПЭ и пр?

1

Сергей очень хороший вопрос, действительно на первый взгляд кажется, что что-то добавилось сверх обычного режима (ритуалы, планы и прочие), но на самом деле мы стали работать эффективнее и производительность сотрудников (а следовательно весь процесс в трудочасах) выросла. Где-то за счет автоматизации рутинного функционала, а где-то за счет меньшего "футбола" при принятии решений

Например, раньше коллеги неделями могли согласовывать какой-то важный шаг, т.к. ЕОЛ был недоступен или вообще отсутствовал, а теперь есть регулярные ритуал Синхронизация, где все сложные моменты обсуждаются с ЕОЛом и эскалируются проблемы со стороны РП

Или другой пример, раньше надо было вбивать какие-то данные в разные презентации или эксели, а теперь на пилотах пилотируется система в которой весь процесс автоматизирует "от и до" и не надо перебивать данные и тратить драгоценное время на выяснение где и в какой системе правда

1