Кейсы релокации IT-бизнеса в Таиланд: успех и провал

Вступление

Тема релокации бизнеса, кажется, продолжает оставаться актуальной. Большая часть компаний останавливают свой выбор на странах СНГ, но есть и те, кто выбирает более экзотические варианты. За последние пару месяцев мы помогли релоцировать 3 компании в Таиланд, на Пхукет.

В сети полно информации о визах, жилье, налогах. Вы найдете сотни сайтов с этой информацией (правда, разной степени актуальности). Отыщите десятки предложений услуг по переезду, которые расскажут о классной жизни и работе на тропическом острове.

Я же хотела бы поделиться реальным опытом релокации двух бизнесов. Один позитивный, второй... не очень. Рассказать через что пришлось пройти этим компаниям, с какими трудностями пришлось столкнуться и к чему это привело.

Назвать компании, к сожалению, не могу. Это может повлиять на их положение в РФ и они попросили ограничиться общим описанием.

Немного обо мне

Меня зовут Таня, я живу на Пхукете с 2013 года (с небольшим перерывом на Испанию и Москву). За это время я успела открыть здесь несколько бизнесов и юридических лиц, продать один из них, открыть новый, помочь с переездом десятку друзей и нескольким бизнесам под ключ. Помимо релокации у меня цветочный салон на Пхукете. Если вы думаете о релокации своего бизнеса в Тай - напишите мне в инстаграм: @dvesta_flower_shool

Кейс 1: Успех

Компания лидер рынка в своем сегменте в РФ, SaaS-платформа. Фаундеры давно планировала развивать зарубежное направление и, наконец, получили дополнительные импульс и мотивацию. В России компания работала в смешанном формате офис/удаленка.

Цели релокации:

  • Вывезти (читайте спасти) часть сотрудников от прямой угрозы мобилизации
  • Вернуть привычный уровень вовлеченности и продуктивности тем, кто не может сосредоточиться из-за напряженной обстановки
  • Повысить HR-привлекательность бренда - это поможет выигрывать конкуренцию у сильных компаний на внутреннем рынке и может дать фору в хантинге в новую неизвестную компанию на зарубежном рынке
  • Открытие юрлица в Таиланде не требовалось

Жилье

Ситуация с жильем на юге Пхукета напряженная в связи с резко возросшим спросом. Первые приехавшие заложили на поиск жилья всего 5 дней. Это было довольно оптимистично, но все справились и нашли подходящие варианты.

Визы и язык

Запущен процесс получения ученических виз на 1 год с реальным изучением английского языка - многим прибывшим он действительно нужен.

Офис

В качестве рабочего пространства было решено арендовать виллу с бассейном. Фаундеры хотели, чтобы офис был местом, куда уже переехавшим хочется приходить каждый день. Для оставшихся же в РФ он должен был стать дополнительным стимулом к переезду.

Удалось найти пустую новую виллу с видом на джунгли. Это довольно редакая опция, тк 99% вилл на Пхукете сдаются обставленными. Здесь же хотелось обставить пространство именно под свои нужды.

В процессе переговоро возникла небольшая задержка с документами, но нам удалось получить все необходимые бумаги, чтобы обезопасить компанию.

Результат

После первых стрессовых недель все выдохнули, работа пошла своим чередом. Хотя, безусловно, были некоторые сложности с адаптацией. Не все оказались готовы водить байк, некоторым пока еще трудно устроить быт. Но те, кто выбрали Тай осознанно не испытали никаких проблем и получают удовольствие от процесса.

Планы на будущее

Увидев фотографии нового офиса и пообщавшись с первой группой релокантов, билет на Пхукет уже взяли еще несколько сотрудников. Многие начали думать о переезде в апреле-мае, когда ситуация с жильем на острове стабилизируется.

Кейс 2: Провал

IT-компания в сфере недвижимости по РФ. Среднеуровневая небольшая компания. В России компания полностью работала в удаленном формате

Цели релокации

  • Фаундеры в первую очередь хотели выехать сами с семьей, чтобы чувствовать себя безопасно и немного отдалиться от новостной повестки
  • Сохранить бизнес, эффективное управление, штат
  • Открыть юрлицо в Таиланде для попытки зайти на локальный рынок

Жилье

Фаундеры приехали на Пхукет еще в начале лета и вопрос жилья для себя решили быстро. После этого начался процесс релокации сотрудников. Для них был арендован 2-хэтажный дом-коливинг на 3 спальни. Остальные несколько человек планировали найти жилье сами уже на месте по прибытию.

Визы

В первые месяцы было решено использовать штамп по въезду на 45 дней + туристические визы на 3 месяца. В дальнейшем планировалось открыть компанию и использовать новый формат LTR-виз на 5+5 лет.

Офис

Здесь пошли по пути эффективности и экономии, огранившись коворкингом, коих на Пхукете открывается все больше и больше.

Результат

Если фаундеры много раз были в Азии и знали чего ждать, то переезд сотрудников дался тяжело. Не все оказались готовы к текущим реалиям. Уровень дохода в компании не позволил снять комфортное жилье. Ожидания по стоимости жилья оказались иллюзорными с учетом поднявшегося спроса в последнее время. Снять что-то подальше от коворкинга, где можно найти качественное жилье за вменяемые деньги не могли - большая часть сотрудников не имела опыта вождения даже в РФ.

Такой стресс на старте вылился в довольно сильное напряжение, начал неустраивать быт, процесс адаптации затянулся, раздраженность некоторых людей нарастала.

Как итог - бизнес по факту пришлось свернуть. Конечно, не только из-за сложностей с релокацией, но и из-за ситуации на рынке в России. Часть сотрудников при финансовой поддержкой фаундеров вернулись в РФ, часть решила остаться на какое-то время в Таиланде. Фаундеры сконцентрировались на стартапе на местном рынке.

Главная ошибка

Фаундеры думали, что сотрудники также легко сменят локацию и быт, как они сами. Сотрудники в свою очередь поверили на слово руководству и особо не изучали место, куда переезжают. Их ожидания сильно не сошлись с реальностью.

Выводы

Бизнесу важно не просто помочь финансово и физически с переездом, но и подготовить сотрудников к местной реальности. Рассказать о нюансах и особенностях проживания в новом месте заранее и максимально подробно. Всегда быть на связи с релокантами, не оставлять их в одиночестве и оказывать поддержку в режиме live.

Лучше всего, чтобы на месте была принимающая сторона. И в этом вопросе я могу вам помочь. У нас уже есть опыт успешной релокации, почти 10-летний опыт жизни в Таиланде позволит закрыть практически любые вопросы от съема жилья и поиска офиса, до открытия юрлица. Если вашему бизнесу нужна помощь с организацией релокации - пишите мне в инстаграм @dvesta_flower_shool

1313
9 комментариев

Уровень дохода в компании не позволил снять комфортное жилье.Посмеялся.

4
Ответить

А что смешного?
Нормальные цены стартуют с контрактом от года.

Всё остальное от $1k. Если что-то приличное. Причем сюда же попадут и микро студии, то есть еще поискать нужно.

Я вообще не понял кто рассказывал про низкие цены в Тае, это вообще нифига не так, по моей корзине всё дороже чем в России.

2
Ответить

Странный выбор страны для бизнеса имхо, если на рынок ЮВА именно не выходишь.
Тем более ехать на острова.

2
Ответить

..и, наконец, получили дополнительные импульс и мотивациюдействительно промотивировали...и импульс тоже придали)

1
Ответить

За это время я успела открыть здесь несколько бизнесов и юридических лиц, продать один из них, открыть новый, помочь с переездом десятку друзей и нескольким бизнесам под ключ.Хм, чего то не договариваете. Фарангу вести легальный бизнес в Тае невозможно без ПМЖ. Или можно выйти замуж за тайца :3

И вообще, по моему мнению, Бангкок по-приятнее для всех этих дел, чем Пхукет.

1
Ответить

Мне кажется в том случае, где не получилось, просто не уделили должного внимания адаптации сотрудников - то есть привезли их, посадили вместо офиса на виллу и вперед работать.

А если дать им пройти курс в мотошколе дома, чтобы необходимость пересаживаться на байк не была шоком, потом не изолировать людей тут, а вливать в местное экспатское сообщество через неформальное общение, встречи, квиз-игры и прочие клубы по интересам)

Ответить