Как сделать стартап или что делать, чтобы гора родила хотя бы холм (для чайников)?

Недавно со мной связалась одна крупная компания с предложением реализовать одну идею. Во время общения я спросил: «Почему вы верите, что у данной идеи будет успех?». На что получил достаточно «серьезный» аргумент: «топ-менеджер, который будет курировать данный проект, говорит, что это сработает». Здесь стоит упомянуть, что данный топ-менеджер раннее не занимался запусками крупных стартапов и крупных IT проектов. Да, и для компании этот проект был своего рода «дисрапт-идеей». Я столкнулся с неким эффектом дежавю. В своей жизни я часто слышал подобную аргументацию. Обычно, она оказывает давление на линейного сотрудника авторитетом повествующего, а инвестиционные комитеты крупных компаний выделяют деньги на доверии данным топ-менеджерам. Но, к великому сожалению (или счастью), стартапы не «летят» только потому, что топ-менеджер этого захотел.

В данной статье я решил изложить основные паттерны и принципы, по которым, в большинстве случаев, должен развиваться стартап или проект. Конечно же бывают экстремумы, но они встречаются достаточно редко, и я бы не хотел на них опираться. Также, данная статься не должна восприниматься как универсальный лайфхак для достижения успеха, который подходит на "все случаи жизни". Данная статья не углубляется в такие аспекты как: юнит-экономика проекта, финансы проекта, аналитика рынка и конкурентов и так далее. Более детальный анализ данных аспектов я затрону в своих следующих статьях.

С чего все начинается? (Идея)

В июле 2008 года инженер по имени Гэррет Кэмп, стоя в центре Сан-Франциско, на перекрестке улиц Секонд-стрит и Саут-Парк, опаздывал на свидание. Тогда он уже был внесен в черный список двух крупных таксопарков Сан-Франциско (часто уезжал на другом такси, за то, что автомобили этих таксо-парков опаздывали). На то время Гэррет, уже продавший свою компанию eBay за 75 млн долларов, думал о следующем стартапе. И тогда его озарила новая идея: «Я подумал: «Почему бы мне просто не вызвать машину по телефону?». Гэррет знал, что в каждый айфон встроен GPS-чип, полупроводник, отправляющий на спутник данные о своём местоположении. «Ну и я рассудил: «Окей, предположим, один айфон находится в автомобиле, и у него есть GPS-датчик, а второй айфон ты держишь в руках. В таком случае диспетчерам больше не придётся записывать адреса. Можно всё упростить до одной кнопки в приложении – «Подберите меня». Таким образом появилась идея уже ставшей «единорогом» компании Uber.

Таких историй зарождения идеи было очень много. Но большинство из них терпят фиаско от нехватки ликвидности (если речь идет о стартапе) или вынуждены быть вечно дотационными и существовать за счет «авторитета топ-менеджера» (если речь идет о крупной компании).

Что идет после идеи? (Команда)

После зарождения идеи нужно набрать команду единомышленников. Каждый IT стартап изначально сталкивается с нехваткой трех основных компетенций, которые будут основополагающими в дальнейшем становлении и росте компании:

  1. Изменение основной идеи и продуктовая работа;
  2. Разработка;
  3. Фандрайзинг и операционная деятельность;
  4. Что-то специфическое для индустрии.

Исходя из этого команду нужно формировать так, чтоб ее члены включали в себя данные компетенции и удовлетворяли четырем основным принципам:

  1. Члены команды должны покрывать требуемые выше компетенции;
  2. Члены команды должны быть знакомы и знать сильные и слабые стороны друг друга еще до основания;
  3. Внутри команды должна быть сформирована общая химия;
  4. Персональная ответственность каждого и договоренности должны быть обговорены еще до начала реализации стартапа.

Команда Spotify формировалась именно по этим четырем принципам и исходя включала в себя обозначенные выше компетенции. Изначально, идея по созданию бесплатного музыкального плеера принадлежала Даниэлю Эку, который позже поделился данной идеей с финансистом, Мартином Лорентсеном (отвечал за инвестиции). На тот момент Даниэль и Мартин уже знали друг друга и работали год в компании TradeDoubler. Далее Даниэль приглашает своего университетского знакомого и гениального кодера – Андреаса Эна, который отвечает за разработку плеера. Чуть позже к команде присоединяется также давний знакомый Дэниэля, Людвиг Стригеус – основатель uTorrent и создатель всей архитектуры Spotify.

Но даже если команда подобрана верно и содержит в себе все ключевые роли, без профессионально проделанной продуктовой работы первоначальная идея обречена на то чтоб стать легендой с комментарием: «ну у нас не получилось…»

Начало реализации и тестирование гипотез.

Когда-то Стив Джобс сказал, что разница между успешными людьми и не успешными – настойчивость. В свою очередь Марк Цукерберг добавил, что математические формулы не возникают из неоткуда, их выводят с помощью большого количества гипотез и предположений.

Также и стартапы, они не возникают сразу. Я не видел ни один дисрапт стартапа, который сохранил свою первоначальную идею. Uber изначально должен был стать сервисом заказа лимузинов, Спотифай – обычным бесплатным музыкальным плеером, зарабатывающим на рекламе, а Facebook – сервисом по публикации фотографий.

Развитие стартапа должно соблюдать следующие этапы:

  1. Появление первоначальной идеи;
  2. Глубокая аналитика рынка – анализ конкурентов, анализ пользователей, "бенчмарки", история конкурентов. Ответ на вопросы: есть ли рынок?; почему рынок будет пользоваться моим продуктом? Где мои преимущества относительно конкурентов?
  3. Обсуждение идеи с рынком – не бойтесь делиться идеей, проводить опросы и кастдевы. Реализация важнее, идею никто не украдет;
  4. Изменение идеи (если нужно);
  5. Реализация демо-версии;
  6. Закрытая бета. На данном этапе вам нужно протестировать продукт, выявить метрики и собрать данные с пользователей относительно данных метрик и кастдевов. На данном этапе также требуется заложить гипотезы, которые придется тестировать на следующих этапах;
  7. Изменение идеи относительно собранной информации на предыдущем этапе;
  8. Релиз MVP;
  9. Закрытый релиз – тестирование MVP закрытым пулом пользователей. Проведение количественных и качественных исследований;
  10. Если предыдущий этап был признан успешным относительно количественных и качественных исследований, то открытый релиз на определенное ГЕО или часть аудитории/клиентов.

Но это еще не все…

После того, как MVP реализован, далее наступает этап работы с аудиторией. Если предыдущий этап можно сравнить с попытками нащупать выход в комнате без света, то на данном этапе к вам в комнату уже просачиваются частички световых волн.

После того, как релиз продукта был осуществлен, у основателей есть прекрасная возможность поработать с первыми клиентами. Количественные и качественные исследования – это то, что должно сопровождать стартап на всем этапе его развития. На данном этапе с помощью метрик и обратной связи от пользователей можно увидеть основные проблемы и требуемые изменения стартапа.

Если метрики не соответствуют тем, на которые вы надеялись, то команде нужно:

  1. Измерить размер несоответствия с изначальными параметрами;
  2. Подумать, возможно ли достижение данных параметров минимальными изменениями чтоб увеличить метрики до соответствия?
  3. Если невозможно, то провести качественные исследования для понимания в какую сторону нужно сделать пивот.

Если метрики соответствуют желаемым параметрам, то далее нужно двигаться к поискам точек достижения положительной юнит-экономики для того, чтоб в последствии выйти на возможное масштабирование.

Что еще стоит рассмотреть?

Данная статья не включает в себя следующие аспекты, которые также чрезвычайно важны:

  1. Как проводить исследование рынка?
  2. Как выбрать верные метрики?
  3. Как правильно проводить исследования?
  4. Как делать пивоты?
  5. Как считать юнит-экономику?
  6. Как вывести стартап в положительную юнит-экономику?
  7. Как масштабировать команду?
  8. Из чего должна состоять структура команды?
  9. Как осуществлять фандрайзинг?

Ответы на все вопросы выше я отображу в следующих статьях.

22
4 комментария

,,Идею никто не украдёт" Вероятно, у Вас есть примеры интересных идей, которые были опубликованы в полном объёме до начала реализации?

Ответить

Не обязательно публиковать идею, чтоб ее можно было украсть. Уж тем более не обязательно ее публиковать в полном объеме. Рассмотрим пример Spotify: разработка плеера занимала около 2-х лет. За это время команда уже пообщалась со всем рынком - sony, warner, universal и другими компаниями. Люди в этих компаниях максимально компетентны для реализации подобных идей. Но никто идею Spotify не украл.

Ответить

👍🏻👍🏻👍🏻

Ответить

Структурно и по делу👌🏻. Спасибо 👍🏻

Ответить