Social Roles Cookbook: меняем свою роль в обществе

Проектный директор digital-агентства «Интериум» Айта Лузгина задается вопросом: каким человеком нужно быть, чтобы стать лидером мнений, и нужно ли быть человеком?

Из школьного курса обществознания мы помним, что социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса. История идет таким путем, что с каждым новым веком и годом возможностей изменения социального статуса становится все больше и больше. Это называется социальной мобильностью, и чем легче нам получить новую роль в обществе, тем выше эта самая мобильность.

К середине 2010-х годов порог входа в элитные круги стал ниже, социальные лифты работают проще, повысилась проницаемость между миром простых смертных и лидеров мнений. Благодаря интернету (и соцсетям) вы можете стать знаменитым, реализовать или продать идею.

Об этом, применительно к сфере моды, говорит Ева Чен – глава департамента моды Instagram:

«Instagram, безусловно, сделал моду более инклюзивной — особенно если сравнить с ситуацией лет десять назад […]. Ты можешь быть 20-летним парижанином с окраины города или 15-летним подростком из Польши, или 50-летней женщиной с Тайваня, как моя мама, например, — ты всегда можешь чувствовать себя частью комьюнити благодаря Instagram. Каждый может стать инфлюенсером.»

Путь от «ноунейма» к «инфлюенсеру» сейчас вполне понятен. При этом, как показывает практика, «ноунейм» не обязательно должен быть реальной личностью. В качестве примера очень рекомендую ознакомится с недавним кейсом, который всплыл в связи с расследованиями про русские ботофермы. Если вкратце, то русский бот из Твиттера стал влиятельным блогером среди республиканцев.

Источник: https://medium.com/dfrlab/how-a-russian-troll-fooled-america-80452a4806d1 
Источник: https://medium.com/dfrlab/how-a-russian-troll-fooled-america-80452a4806d1 

Этот аккаунт ретвитили высшие чиновники США, а после его блокировки в среде ультраправых активистов была запущена целая акция протеста против ущемления свободы слова.

В качестве еще одного примера — моя любимая цифровая модель @lilmiquela, которой отсутствие физического тела не мешает вдохновлять полтора миллиона подписчиков и работать с ведущими брендами:

Источник: https://www.instagram.com/p/BpIH3jADous/?taken-by=ugg
Источник: https://www.instagram.com/p/BpIH3jADous/?taken-by=ugg

В целом, типичный «трастовый» пользователь соцсетей имеет набор простых замеряемых характеристик, которые можно легко воспроизвести (количество постов, количество картинок в них, длина постов, длина сессии, периодичность публикаций, число комментариев в собственном аккаунте, число сделанных им комментариев и т.д.). Если бы был аналог теста Тьюринга для соцсетей, то многие боты его уже могли бы пройти — их практически невозможно отличить от живых пользователей. Особенно если они на английском языке; русскоязычные боты часто «палятся» на абсурдности текстов, эту проблему до сих пор не до конца решили. В некоторых соцсетях уже десятки процентов пользователей — это боты (например, Twitter), но мы говорим о новом уровне — не о простых пользователях, а об инфлюенсерах.

Чем же занимаются владельцы таких аккаунтов? Главное то, что услуги таких людей и агентств — это те самые социальные лифты, которые обеспечивают мобильность. Благодаря услугам цифрового пиара можно менять свою роль — можно приобрести имидж политика, профессионала в своей индустрии, стать интернет-селебрити, публицистом-интеллектуалом. При этом – все это поддается количественной и качественной оценке: можно обсудить с клиентом, какие цифровые показатели будут являться ключевыми в достижении цели. Это могут быть места в рейтингах, количествово упоминаний, медиаиндекс или даже конкретный финансовый успех. Все просто.

Кстати, если вы работаете с лидерами мнений или личным брендингом, поделитесь, какие критерии успеха вы задаете в работе с клиентами? А на сегодня пока все, остальные мысли по этой теме – в следующих статьях.

88
5 комментариев

Как предисловие к чему-то большому и интересному сойдет. А как статья - слишком размазана и не цепляет. Возможно в продолжении будет лучше, но не факт)

1
Ответить

Что за бред?!

Ответить

Где?!

Ответить

вы считаете, что интернет не может помочь с изменением социального статуса? примеров вокруг много

Ответить