Что происходит в закрытой социальной сети сотрудников Mail.Ru Group

И почему туда каждый день заходит половина компании.

Проблемы с коммуникациями сотрудников сопутствуют крупным компаниям: можно каждый день здороваться с коллегой в лифте и не представлять, чем он занимается. Работа над проектами Mail.Ru Group, как правило, ведётся в компактных командах, и сотрудники теряются в гигантской организационной структуре, когда нужно связаться с кем-нибудь ещё.

Интранет — это способ наладить взаимодействие между командами или отдельными сотрудниками. Делимся опытом: как мы построили сеть, которая объединяет всю компанию и помогает работникам развиваться.

Интранет: раньше и сейчас

Одним из первых внутренних сервисов в Mail.Ru Group был самописный менеджер задач. С увеличением штата компании до двух тысяч человек в нём обнажилась проблема поиска контактов коллег. Так появилось дополнение к таск-трекеру — контактная книга всех сотрудников с фотографиями, полномочиями и удобными способами связи.

Со временем она обросла функциями, отделилась и эволюционировала в полноценную социальную сеть — интранет, доступный только действующим работникам или аутсорсерам.

Страница профиля в интранете
Страница профиля в интранете

Главное не изменилось: там по-прежнему есть все. Страница профиля создаётся при приёме на работу, а её базовые поля автоматически заполняются из данных кадровой службы. Далее сотрудник сам вписывает удобные каналы связи, навыки и любимые виды спорта. Для разработчиков особый интерес представляют блоки с языками программирования и устройствами, которыми человек пользуется.

С момента создания интранета мы придерживаемся принципа нулевой модерации и обязательства давать обратную связь. Это связано с главной проблемой корпоративных сетей: если ограничивать общение рамками рабочих вопросов, сотрудники начинают скучать и уходят в закрытые чаты.

На мой взгляд, мы успешно решили проблему вовлечённости: дневная аудитория интранета превышает половину компании и генерирует 70 тысяч посещений, а за последний месяц в интранет зашло 92% сотрудников.

Александр Зинченко, Директор по управлению бизнес-процессами Mail.Ru Group

Поисковая строка интранета «всеядна»: можно найти правильные контакты, забыв все должности и фамилии, — по нужному языку программирования или, например, станции метро — удобно для тех, кто хочет скооперироваться в поездках.

Поиск работает эффективно благодаря формуле ранжирования, которая учитывает метаданные. К примеру, при поиске сотрудника сначала будут выдаваться наиболее близкие по организационной структуре.

Сергей Лихобабин, Руководитель подразделения внутренней разработки

Если нужна личная встреча, в сервисе есть информация об этаже, зоне и расположении за столом. За пару кликов можно получить такую же информацию о людях, которые подменяют ушедшего в отпуск сотрудника.

Всплывающее окно с расположением сотрудников за столом
Всплывающее окно с расположением сотрудников за столом

За восемь лет в интранете появилось множество дополнительных сервисов, и вот что можно сделать с их помощью.

Заявить на всю компанию о своих желаниях

Интранет не сразу стал популярен: когда он был контактной книгой, в него едва заходила треть компании. Создатели перенесли туда сервисы бронирования переговорных и заказа пропусков, но самый мощный рывок произошёл с появлением раздела идей. В нём каждый может обозначить наболевшую проблему или что-то предложить.

Вокруг интересной идеи сообщество объединяется, а ответственный за рассмотрение департамент её внедряет или отклоняет, поясняя решение в комментариях.

Традиционно самые популярные идеи связаны с офисом — они интересны практически всем. В первую неделю после запуска каждый пятый сотрудник проголосовал за создание представительства на Кипре. Чуть позже офис там действительно появился, а две из пяти самых популярных идей за всё время связаны с желанием не отдавать машину для мороженого после мероприятия.

<p>Пример идеи в специальном разделе</p>

Пример идеи в специальном разделе

Получить подарки за активности

Внутри интранета есть валюта — майкоин. Её можно получить за профессиональные усилия: написание статей, преподавание или поддержку исследовательских проектов. Валюта позволяет привлечь внимание к новым темам, о которых мало известно на рынке, — интранет мотивирует сотрудников обмениваться опытом.

<p><br /></p>


Потратить валюту можно несколькими способами. Во-первых, это сувениры, которых нет в корпоративном магазине, — популярностью пользуются тапочки и рюкзаки. Во-вторых, её можно перевести в качестве благодарности другому сотруднику. Если отправить десять монет, то такая посылка называется «шаурмибо» — смесь «спасибо» и «шаурмы», которую можно приобрести в кафетерии ровно на эту сумму.

Ещё пара возможностей — поддержать благотворительные проекты, сконвертировав каждый майкоин в сто рублей, или провести на корпоратив человека не из Mail.Ru Group.

Что происходит в закрытой социальной сети сотрудников Mail.Ru Group

Самая дорогая опция — съездить на любую конференцию мира за счёт компании. Это будет стоить 1500 монет, и несколько человек уже приближаются к этой отметке.

За регулирование валюты отвечает команда интранета. Над платформой работают около 15 человек, из них треть делает это регулярно. По их подсчётам, сейчас в системе больше ста тысяч майкоинов и они эквивалентны сумме в 25 миллионов рублей.

Из обращения валюты команда рассчитывает любопытные экономические показатели — индекс Джини, например. Он показывает равномерность доходов населения, а в интранете — разрыв между богатыми и бедными пользователями. Максимально он сократился в годовщину создания внутренней валюты, в честь которой команда подарила всем пользователям несколько монет.

<p>Индекс Джини пользователей интранета в сравнении со странами. Разработчики стараются устранить большой разрыв между богатыми и бедными пользователями</p>

Индекс Джини пользователей интранета в сравнении со странами. Разработчики стараются устранить большой разрыв между богатыми и бедными пользователями

Продать вещи быстрее, чем на досках объявлений

Одно из самых неожиданных обсуждений случилось в барахолке — разделе, где сотрудники продают свои вещи. Как правило, там появляется подержанная техника, которая находит новых владельцев быстрее, чем на популярных досках объявлений, — отчасти от полного понимания, кто продаёт и на каком этаже его можно найти.

Один из пользователей разместил объявление о сдаче однокомнатной квартиры со своеобразным интерьером, чем завлёк часть компании в графические продукты Adobe.

Использовать интранет для экспериментов

Львиную долю сотрудников Mail.Ru Group составляют разработчики, и они могут использовать корпоративную сеть как поле для экспериментов. Самые яркие приходились на дни всех влюблённых: напичканный датчиками медведь распознавал людей по базе интранета и оценивал качество их объятий, а в другой раз работал корпоративный «Тиндер».

Активно пользуется базой интранета подразделение, занимающееся технологией компьютерного зрения. К примеру, есть нейросеть, которая решает проблему поиска себя в архиве фотографий с корпоратива.

Фотографии с корпоратива — это частное применение, сервис может искать по любым снимкам в интранете. Он работает на базе технологии Vision, и ему достаточно одной фотографии сотрудника, чтобы с высокой степенью вероятности отыскать его на других фото, даже в толпе. Можно отфильтровать снимки, на которых есть только сотрудники конкретного отдела.

Сергей Лихобабин

,

Руководитель подразделения внутренней разработки

Возможности применения этой технологии достаточно широки: от автоматического открытия дверей при распознании знакомого лица до определения длины очереди в кафетерии. С кафетерием связан ещё один неожиданно популярный сервис, выросший из шутки. У сотрудников есть отдельный раздел, где они могут выставлять оценки блюдам из меню.

Получить достижения и украсить ими профиль

Геймификация поддерживает интерес пользователей к активностям внутри сервиса. Помимо внутренней валюты, есть система достижений — значков, которые украшают профиль сотрудников. Работу системы подтверждает косвенный признак: если по невнимательности или из-за сбоя в системе человек не получает заслуженное достижение, он, как правило, не поленится лично спросить у разработчиков, что случилось.

Примеры значков достижений из интранета
Примеры значков достижений из интранета

Часть достижений можно получить, победив в People Awards — ежегодной премии интранета из десяти номинаций. Например, выбираются лучшие стажёры, руководители или стартапы. В некоторых категориях голосуют все сотрудники, в других — только эксперты по вопросу.

Пригодился бы интранет на вашей работе?

Да.
Нет.
3030
95 комментариев

Комментарий недоступен

118

потому что нет рекламы

35

Потому что "как для себя".

30

За 75 получить дополнительное пиво на корпоративе это круто?

1

Вот и получается, что вместо того, чтобы работать, они сидят там и развлекаются

2

Потому что для людей сделано. Вот слак изначально делали, как внутренний чат для себя. А потом другие команды согласились его купить, вот и всё. А команда слака изначально игру делала, игра не получилась.

1

потому что делают для себя)