Суть системы следующая: вокруг финансовых банков группируются целые индустрии промышленности, центральный банк выдает огромные кредиты коммерческим банкам, а те, в сою очередь, промышленным конгломератам.
Конгломераты, такие как Sony или Toyota, при полной поддержке государства выдавили с японского рынка иностранных производителей, а сам рынок поделили между собой, договорившись о сферах влияния (по сути, монополизм на территории Японии).
Положение человека в таком конгломерате определялось в первую очередь его способностями.
Вся система работала благодаря силе японских традиций. Корпорации делили свое влияние по префектурам (антимонопольный комитет любой страны за такое убивает, но не тут), благодаря этому на внутреннем рынке поддерживались высокие цены на товары. Что бы потребитель не страдал, японцы с самого детства готовились работать на свою компанию, вполне нормальным было выбрать компанию в которой гражданин будет работать еще в детстве. Компания и гражданин становились семьей, работники получали товары компании по скидкам. Из фирмы уйти сложно, это считается предательством, но из-за силы профсоюзов отношение ко всем работникам достойное.
Японские компании благодаря помощи государства уничтожают или поглощают американских производителей телевизоров и радио, завоевывают себе место под солнцем.
Японские товары всегда имели репутацию малонадежных и дешевых, однако компаниям удалось поменять отношение к своей продукции, японское стало символом качества.
"однако будем надеяться, что она преодолеет все проблемы" а нам то оно зачем, на такое надеяться?
Уникальная страна с самобытным народом, тысячелетней историей и удивительным экономическим опытом. Я испытываю к ней некоторый пиетет и надеюсь, что она найдет выход из сегодняшних проблем, который сможет продемонстрировать всему миру как удачный. И нам будет чему у нее поучиться.
Надо сказать, что никакая стратегия не вечна, в новое время неизбежно придется переходить на новые стандарты - что и случилось после кризиса 70-х с японским экономическим чудом. Однако, если в послевоенное время это была целостная стратегия, рассчитанная на японские постоянство, с фактически пожизненной занятостью, в 80-е она стала переходить к гибридной модели, больше ориентированной на американские стандарты ведения бизнеса. По итогу, жизнь осталась дорогой, а темпы роста упали, и страна, которая была лидером в производстве электроники, после перехода на мировые стандарты качества вместо качества корпоративного, все больше теряет в основных сегментах: проиграли рынок смартфонов Корее и Китаю, постепенно сливают рынки бытовой техники, в автопроме едва успевают за инновациями. Это не Хиросима, естественно, но стране явно требуется новое экономическое чудо