Что не так с Vimeo

Vimeo — один из самых известных видеохостингов, которым пользуются создатели контента, например видеографы, а также бизнес по всему миру. Однако при всей внешней доброжелательности пользователям в любой момент может без предупреждения прийти счет на тысячи долларов. Разбираю, как в Vimeo создали непрозрачную финансовую модель и как пытаются ее перестроить.

Привет! Я Александр Павлычев, сооснователь видеоплатформы для бизнеса Kinescope. Когда начинаешь работать на новом рынке, обычно ищешь для себя референс — крупную компанию, на которую будешь оглядываться в процессе работы, отмечать какие-то контрольные точки, сильные стороны и ошибки. В нашем случае такой компанией стал Vimeo. Однако мы довольно быстро поняли, что за сильным брендом и простыми на первый взгляд тарифами скрыто немало проблем, и главная из них кроется в экономической модели.

Что такое Vimeo

Если вы заливали или просматривали видео на разных сайтах, то почти наверняка видели этот голубой логотип. Название Vimeo — это игра слов «video» and «me», означающая персональные видео творения. И действительно: компания успешно таргетировала услуги на создателей контента, отстраиваясь от массовости YouTube.

Vimeo был основан в ноябре 2004 года компанией Connected Ventures, материнской компанией юмористического веб-сайта CollegeHumor, в качестве побочного проекта веб-разработчиков Джейка Лодвика и Зака Кляйна, чтобы делиться короткими видео и отмечать их со своими друзьями. Сервис появился в 2004 году и постепенно набрал популярность за счет хорошего качества, отсутствия рекламы и инструментов для бизнеса. Вокруг сервиса сформировался образ «альтернативы YouTube для бизнеса».

Благодаря его популярности, а это более 260 млн пользователей в мире, многие сайты интегрируют видео именно через Vimeo или поддерживают его плеер.

Другое видимое преимущество — простая тарифная сетка. Люди в массе не разбираются в трафике и особенностях хранения видео, поэтому им дают понятный ценник на разный объем видео, а большинство пользователей и вовсе пользуется сервисом бесплатно. Но тут и кроется «ловушка».

В чем проблема

Большую часть существования Vimeo не афишировал что за видео трафик придется платить, а бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. В тексте условий использования сервиса присутствовала информация о том, что трафик станет платным для тех, на чью долю приходится 1% общего объема. При этом в компании никогда не разглашали, о каком именно объеме идет речь.

На деле это значит, что пользователю в любой момент приходило письмо с формулировкой «Ваши объемы трафика вышли за допустимую границу, необходимо заключить договор на год Enterprise тарифа с оплатой по 8-9 центов за ГБ трафика и по 400 долларов за дополнительный ТБ хранения видео».

Неафишируемой границей являлся объем в 3 ТБ (а последний год уже 2 ТБ) трафика в месяц. При этом характер договора подразумевал, что даже если клиент отказался бы пользоваться Vimeo в течение этого периода, долг за остаток периода за ним фиксировался, а требовать возврат могли с участием коллекторских агентств. В случае отказа перейти на новый тариф аккаунт мог быть заблокирован через 12 дней. Так, для среднего размера школы изобразительных искусств размер годового чека мог составлять более 10 000 долларов, что вынуждало клиентов в панике искать альтернативу или соглашаться на новые условия.

Vimeo подсаживал пользователей на дешевые тарифы, а потом, по мере роста объемов клиента, просил гораздо больше денег под угрозой блокировки — формально, конечно, не нарушая никаких соглашений. Это как если бы вам сказали, что запуск ракеты в космос обойдется в $1 млн, а потом, когда она уже стоит на пусковой площадке, потребовали доплатить в два раза больше за топливо, техобслуживание и другие неучтенные детали. По сути строилась пирамида, в которой новые бесплатные пользователи привлекаются за счет того, что платят подросшие клиенты, а их видео «брали в заложники».

Пример письма из Киевского офиса продаж Vimeo одному из клиентов в РФ:

Что не так с Vimeo
Что не так с Vimeo

Рост клиентской базы привел к несостоятельности такой модели при снижении конверсии в условиях нарастающей нехватки бюджетов. Возникла необходимость радикально изменить стратегию. В августе Vimeo впервые за долгие годы обновил тарифные планы: я предполагаю, что отдел продаж устал слушать критику от тех, кому пришли «письма счастья» с внезапными счетами. Сейчас сервис предлагает пять разных вариантов, а платными стали все аккаунты, которым в месяц требуется более 2 ТБ трафика. К тому же новые тарифы ограничивают число видео, которые можно загрузить в месяц: на самом дешевом тарифе можно загружать не более 9 видео в месяц. Работать эти условия будут для новых пользователей. В новых условиях конкретным пользователям стало дороже пользоваться видеохостингом.

Что не так с Vimeo

В отчете Vimeo за 3 квартал 2022 года видна тенденция перехода к прямым продажам и акцентирование внимания на Enterprise рынке. При этом с момента выхода компании на IPO стоимость акций на NASDAQ прогрессивно снижается.

Что не так с Vimeo

Какие еще есть сложности

Несистемность. Vimeo давно на рынке и новые функции (например, аналитики, управления рабочим кабинетом) приобретал постепенно — часто за счет покупки решений у стартапов. Из-за этого функционал сервиса устроен не органично и неконсистентно, а новые решения там соседствуют с устаревшими.

Политизированность. К примеру, недавно Vimeo объявили об уходе из России: поддержка новых клиентов из РФ приостановлена, русский язык удален, а аккаунты ряда старых клиентов из РФ были заблокированы без причин. Кроме того в пресс-релизе подчеркивается приверженность компании цензурированию контента в соответствии с «нормами сообщества» — формулировке хорошо знакомой по поведению Мета (запрещенной в РФ) во время выборов в США.

Сервис вообще не скрывает внимания к политической повестке — это неудобно для бизнеса, который хочет знать, что его контрагент не уйдет внезапно. При этом сам сервис заблокирован в Турции, Камбодже, Индонезии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме и Китае.

159159
150 комментариев
100 ₽

Еще одна вещь «не так с Vimeo» – они не участвуют в «Черной SaaS пятнице» на vc.ru.
А Kinescope – участвует :D

https://saasbf.ru 🔥

11
Ответить

Я думал Vimeo классный сервис с минималистичным интерфейсом, а тут вон какая помойка оказалась

61
Ответить

Зашел поставить минус, прочитал статью - плюсанул!

34
Ответить

нет у вас стержня))) если зашли ставить минус, нужно ставить минус

45
Ответить

та же история)

3
Ответить