Что не так с Vimeo
Vimeo — один из самых известных видеохостингов, которым пользуются создатели контента, например видеографы, а также бизнес по всему миру. Однако при всей внешней доброжелательности пользователям в любой момент может без предупреждения прийти счет на тысячи долларов. Разбираю, как в Vimeo создали непрозрачную финансовую модель и как пытаются ее перестроить.
Привет! Я Александр Павлычев, сооснователь видеоплатформы для бизнеса Kinescope. Когда начинаешь работать на новом рынке, обычно ищешь для себя референс — крупную компанию, на которую будешь оглядываться в процессе работы, отмечать какие-то контрольные точки, сильные стороны и ошибки. В нашем случае такой компанией стал Vimeo. Однако мы довольно быстро поняли, что за сильным брендом и простыми на первый взгляд тарифами скрыто немало проблем, и главная из них кроется в экономической модели.
Что такое Vimeo
Если вы заливали или просматривали видео на разных сайтах, то почти наверняка видели этот голубой логотип. Название Vimeo — это игра слов «video» and «me», означающая персональные видео творения. И действительно: компания успешно таргетировала услуги на создателей контента, отстраиваясь от массовости YouTube.
Vimeo был основан в ноябре 2004 года компанией Connected Ventures, материнской компанией юмористического веб-сайта CollegeHumor, в качестве побочного проекта веб-разработчиков Джейка Лодвика и Зака Кляйна, чтобы делиться короткими видео и отмечать их со своими друзьями. Сервис появился в 2004 году и постепенно набрал популярность за счет хорошего качества, отсутствия рекламы и инструментов для бизнеса. Вокруг сервиса сформировался образ «альтернативы YouTube для бизнеса».
Благодаря его популярности, а это более 260 млн пользователей в мире, многие сайты интегрируют видео именно через Vimeo или поддерживают его плеер.
Другое видимое преимущество — простая тарифная сетка. Люди в массе не разбираются в трафике и особенностях хранения видео, поэтому им дают понятный ценник на разный объем видео, а большинство пользователей и вовсе пользуется сервисом бесплатно. Но тут и кроется «ловушка».
В чем проблема
Большую часть существования Vimeo не афишировал что за видео трафик придется платить, а бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. В тексте условий использования сервиса присутствовала информация о том, что трафик станет платным для тех, на чью долю приходится 1% общего объема. При этом в компании никогда не разглашали, о каком именно объеме идет речь.
Неафишируемой границей являлся объем в 3 ТБ (а последний год уже 2 ТБ) трафика в месяц. При этом характер договора подразумевал, что даже если клиент отказался бы пользоваться Vimeo в течение этого периода, долг за остаток периода за ним фиксировался, а требовать возврат могли с участием коллекторских агентств. В случае отказа перейти на новый тариф аккаунт мог быть заблокирован через 12 дней. Так, для среднего размера школы изобразительных искусств размер годового чека мог составлять более 10 000 долларов, что вынуждало клиентов в панике искать альтернативу или соглашаться на новые условия.
Vimeo подсаживал пользователей на дешевые тарифы, а потом, по мере роста объемов клиента, просил гораздо больше денег под угрозой блокировки — формально, конечно, не нарушая никаких соглашений. Это как если бы вам сказали, что запуск ракеты в космос обойдется в $1 млн, а потом, когда она уже стоит на пусковой площадке, потребовали доплатить в два раза больше за топливо, техобслуживание и другие неучтенные детали. По сути строилась пирамида, в которой новые бесплатные пользователи привлекаются за счет того, что платят подросшие клиенты, а их видео «брали в заложники».
Пример письма из Киевского офиса продаж Vimeo одному из клиентов в РФ:
Рост клиентской базы привел к несостоятельности такой модели при снижении конверсии в условиях нарастающей нехватки бюджетов. Возникла необходимость радикально изменить стратегию. В августе Vimeo впервые за долгие годы обновил тарифные планы: я предполагаю, что отдел продаж устал слушать критику от тех, кому пришли «письма счастья» с внезапными счетами. Сейчас сервис предлагает пять разных вариантов, а платными стали все аккаунты, которым в месяц требуется более 2 ТБ трафика. К тому же новые тарифы ограничивают число видео, которые можно загрузить в месяц: на самом дешевом тарифе можно загружать не более 9 видео в месяц. Работать эти условия будут для новых пользователей. В новых условиях конкретным пользователям стало дороже пользоваться видеохостингом.
В отчете Vimeo за 3 квартал 2022 года видна тенденция перехода к прямым продажам и акцентирование внимания на Enterprise рынке. При этом с момента выхода компании на IPO стоимость акций на NASDAQ прогрессивно снижается.
Какие еще есть сложности
Несистемность. Vimeo давно на рынке и новые функции (например, аналитики, управления рабочим кабинетом) приобретал постепенно — часто за счет покупки решений у стартапов. Из-за этого функционал сервиса устроен не органично и неконсистентно, а новые решения там соседствуют с устаревшими.
Политизированность. К примеру, недавно Vimeo объявили об уходе из России: поддержка новых клиентов из РФ приостановлена, русский язык удален, а аккаунты ряда старых клиентов из РФ были заблокированы без причин. Кроме того в пресс-релизе подчеркивается приверженность компании цензурированию контента в соответствии с «нормами сообщества» — формулировке хорошо знакомой по поведению Мета (запрещенной в РФ) во время выборов в США.
Сервис вообще не скрывает внимания к политической повестке — это неудобно для бизнеса, который хочет знать, что его контрагент не уйдет внезапно. При этом сам сервис заблокирован в Турции, Камбодже, Индонезии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме и Китае.
Я думал Vimeo классный сервис с минималистичным интерфейсом, а тут вон какая помойка оказалась
Зашел поставить минус, прочитал статью - плюсанул!
нет у вас стержня))) если зашли ставить минус, нужно ставить минус
та же история)
Почему поставить минус?
Простите ,а что значит у Каменетского "he/him"
Значок, что он дурачок
Есть еще и they / them / theirs
Последний пункт повеселил.
Думаю это нормально не сотрудничать с бизнесом в стране которая ведет деструктивную политику. Бизнес должен "давать пятюню" именно органам власти своей страны, а не дуть губки на тех кто уходит. Т.к. это следствие, а не ничем не обоснованная прихоть.
В общем то проблема возникла гораздо раньше, а что касается "уходов" - для бизнеса как раз политизированность ничего хорошего не означает, ведь это дополнительный фактор непредсказуемого риска. К примеру, в ЕС сейчас неафишируемыми директивами уже спускают задачи по аудиту стека ПО в государственных и крупных бизнес структурах для исключения сервисов и программ с американскими корнями, что говорит о том что в ближайшее время Vimeo покинет и рынок EC.
Ну конечно же, Вас он «повеселил» — кто бы сомневался.
Вообще-то нет. Классический капитализм в своё время победил феодализм именно с позиций главенства и отстранённости денег. Деньги не пахнут, деньги не имеют национальности, деньги важнее преходящих князьков того или иного окраса.
Победил когда-то, но всё опять возвращается на круги своя, по всем сторонам света и ринга. Протекционизм за присягу верности, а потом хоба, и привет, неофеодализм.
Кинескоп — отличный сервис для защиты видео, классный плеер, открытый АПИ. Что ещё желать — даже не знаю.
Спасибо за отзыв, приятно 😊
Еще одна вещь «не так с Vimeo» – они не участвуют в «Черной SaaS пятнице» на vc.ru.
А Kinescope – участвует :D
https://saasbf.ru 🔥
Ну а что вы хотели при конкуренции с ютубом?
Вот помню раньше они первыми поддерживали 720р и 1080р видео, в то время как на ютубе всё сжималось до минимума, но с тех пор прошло много времени, и ютуб улетел вперед на сверхзвуковой ракете, а эти технологически остались где то в начале 2010-ых...
Не удивительно что они выживали всё это время на такой агрессивной подписке, да и то - чисто в американском регионе, ибо на всех остальных регионах и сайтах, спокойно вставляются видосы с ютуба, и всё работает бесплатно.
Им бы какие нибудь алгоритмы по реставрации видосов, или по апскейлу из SD в HD добавить бы, и тогда глядишь народ потянется... но пока это чисто какая то хипстерская контора, которая на момент своего появления была интереснее ютуба, но с тех пор в ней ничего нового не появилось, и она максимально устарела на фоне всех конкурентов.
Ну или сделать какой нибудь видео-блог порнушный, аля каким в своё время был Tumblr, до того как на него все забили
Много лет назад послал Вимео на три буквы, когда они ввели очередь для закачки видео. Обычно для Free-плана укладывались в 40 минут, но однажды прождал 5 часов, пока мое видео заливалось. Больше не возвращался к этому сервису.
Примерно понимаю почему, просто быстрый транскодинг это жирные вычислительные мощности и для фри плана этих мощностей очевидно не хватало, так как таких аккаунтов становилось все больше
А в чем смысл вообще использовать vimeo?
Смысл использования профессиональных решений для бизнеса есть, прежде всего это расширенные настройки приватности что актуально для премиального контента, сохранение контроля над трафиком, нет рекламы и много возможностей кастомизации.
Нет рекламы.
Можно брендировать плеер (ваш логотип вместо Vimeo).
Не влияет на рекомендации, если речь про YouTube.
Раньше вроде люди жаловались, что YouTube видео пережимал и это было заметно, в отличии от Vimeo.
Для "и так сойдёт" ютуба хватит, конечно.
А какие есть альтернативы для видео на сайт?
Спасибо Вимео за хранение нецензурированной версии House of Air. Больше про Вимео ничего хорошего сказать не могу.
Оплата за поток траффика очень непрозрачная для пользователя вещь... Интересно а хостинги тоже так будут делать скоро?
Стоимость исходящего трафика обычно включена в стоимость хостинга, наивно думать что он бесплатный, при превышении лимита в ~1-2ТБ получите "письмо счастья" из дата-центра или от хостинг-провайдера.
С одной стороны да, но это фундаментальная метрика для веба. Непрозрачная цена тут до момента получения первых счетов, где он даже на тестовом объеме понимает сколько он реально потребляет, примерно такая же история как с счетчиком воды в квартире.
Хостинги только недавно от такого более-менее отказались - большей частью предлагают выбор между урезанием ширины канала и доплатой.
Комментарий недоступен
да по его еблету наглому уже все видно
Сервис вообще не скрывает внимания к политической повестке
От российских компаний это смешно слышать, так как политизированность у нас может быть только в согласии с властью, никак иначе
А в США конечно нет, там Vimeo прям идет вразрез с повесткой и открыто высказывается против, так ли это?
Как политизированность российских компаний опровергает политизированность Vimeo?
Крупный бизнес всегда будет так или иначе аффилирован с властью в местности где работает, как минимум законы соблюдать.
А мне прилетел счёт на 27000$ за два года (15000$ за год) или удаление аккаунта 🔥 круто было, весело! жарко!!!
Оо вот это кейз, а можно с вами связаться - узнать так скажем нюансы?)
Кто такие видео графы? Что-то вроде пека бояр?
Комментарий недоступен
Не, не перегибаем - дело в том что мы с этими случаями сами работали и у нас переписка с коллекторами на руках, просто в рамках этого материала не публиковали, как раз чтобы не жестить. Понятно что в нынешних геополитических условиях долги эти они уже не получат.
Редко, когда захожу на Vimeo, в принципе, все есть на ютубе без ограничений.
я уже забыл об его существовании не встречал уже лет 5-8
Комментарий удален модератором
😄 ахаха, такой задачи конечно не стояло
Максимально плюсую
Как то даже не знал про это, всегда хорошо относился к этому сервису. Жаль конечно что оно все так
Если для хранения видео они вынуждены брать плату, то на каких условиях хранится видео на Ютубе?
Реклама же
Комментарий недоступен
Написали немного подробнее на тему YouTube https://vc.ru/marketing/547672-pochemu-ne-tolko-youtube-v-kakih-sluchayah-dlya-raboty-s-video-nuzhny-professionalnye-servisy
Комментарий удален модератором
Ваш комментарий будет первым шагом к успеху 🤪
Че за кинескоп?
Афигеть, а я думал это в ютубе оборзели со своими лицензионными политиками. А оказалось вот оно как...
Сколько помню, на вимео были всегда проблемы с воспроизведением. Вечно лаги
В комментариях ниже часто задавался вопрос "А почему не YouTube" - поэтому решили и написали материал-ответ на эту тему https://vc.ru/marketing/547672-pochemu-ne-tolko-youtube-v-kakih-sluchayah-dlya-raboty-s-video-nuzhny-professionalnye-servisy
одно "хи/хим" после подписи их сотрудника, говорит о том, что компания эта уепанская :))
Комментарий недоступен
Добрый вечер, Игорь. Спасибо за ваше внимание к материалу и деталям. Вы правы, компания действительно была создана раньше, однако именно позиционирование на поздних этапах и правда повторяло подход Apple против IBM
Комментарий недоступен
В следующем году будем баллотироваться всей командой 👌
Этот Андрей Каментский похож на актера из фильма Брюс Всемогущий
😁 Подбирали
Полезная инфа. Спасибо! Думал туда залить видео.
80 баксов за терабайт трафика?
Ага, все так
Часто попадался раньше, интересно было узнать подробнее
Комментарий недоступен
Вспомнил еще про https://odysee.com как противопоставление цензуре на Youtube
А почему люди не пользуются для этого Ютюб?
Возможно в компаниях тонны SOP написаны под vimeo и никто даже не думает переходить, т.к. процесс налажен.
Тут вопрос не совсем в том что одно противопоставляется другому, скорее используется для разных задач. Например для публичных виральных видео подойдет и Ютуб и Тикток и тд, в тч мультиканально, а вот для приватного или премиального контента где нужна приватность, задач аналитики и построения маркетинговых воронок профессиональная видеоплатформа может быть удобнее. Иногда их используют вместе (синдикация)
Написали на эту тему материал, так как вопрос оказался популярным, надеюсь он будет полезен 🙌 https://vc.ru/marketing/547672-pochemu-ne-tolko-youtube-v-kakih-sluchayah-dlya-raboty-s-video-nuzhny-professionalnye-servisy
Липкий мерзкий зашквар