Искусственный интеллект как естественный отбор – выживут только профи?

Послушал на Tech Week в «Сколково», что технологии ИИ уже на горизонте 5-7 лет полностью заменят специалистов в сфере интернет-маркетинга и других сотрудников. Так ли это? И что делать, чтобы не потерять конкурентоспособность? Мини-репортаж с места событий.

На Skolkovo AI. Фото: пресс-служба фонда "Сколково"
На Skolkovo AI. Фото: пресс-служба фонда "Сколково"

Представители резидентов "Сколково" Биорг и Аndata, российских компаний-разработчиков в области ИИ, говорят, что автоматизируют всех, чья рутинная деятельность легко поддается алгоритмизации: специалистов кадрового и бухгалтерского дела, копирайтеров, рекламщиков, аналитиков и т. д.

Единственная причина, почему этого ещё не сделали — ИИ все ещё дорог и с ним не всегда умеют работать. Но скоро технологии станут доступнее…

Конечно, с развитием ИИ на замену старым придут новые рабочие места. Займут их те, кто освоит навыки в области Data Science и программирования. Цифровые компетенции станут решающим конкурентным преимуществом для сотрудников.

Обработка документов и анализ информации: быстрый и понятный результат внедрения ИИ

Оплата проезда по лицу, контроль качества продукции и безопасности на производстве, генерация видео, текста и картинок для маркетинга — уже реальность.

Часть рынка CV приходится на системы оцифровки документов и распознавания изображений (OCR на базе нейросетей). Оцифровывать, то есть переводить информацию в машиночитаемый вид нужно, чтобы принимать решения на основе анализа данных.

По словам Тимура Хамзина, заместителя генерального директора компании «Биорг» по коммерции и развитию, ИИ не только может обрабатывать простые документы типа паспорта и счетов-фактур, но и более сложные формы, включая рукописные.

Тимур Хамзин
заместитель генерального директора компании «Биорг»

«Например, в ходе пилотного тестирования мы с 14 до 3 дней сократили время обработки документов участников госзакупок. Или — гораздо более сложный процесс — с 12 до 2 дней сократили время регистрации документов на недвижимость. При этом время ожидания граждан в МФЦ снижалось с 15-20 до 3 минут. Благодаря ИИ гражданам не надо было заполнять заявление от руки, они просто расписывались в готовом документе, сформированном на основе распознавания их паспорта», — проиллюстрировал, как применяют ИИ в документообороте, Тимур Хамзин.

Автоматическое распознавание документов с помощью ИИ может в 2 раза ускорить выдачу ипотеки в банке, а это уже дает конкурентное преимущество и самому банку и его клиентам на рынке недвижимости. Онлайн-идентификация клиентов по биометрии и одновременная автоматическая проверка документов на подлинность (KYC-идентификация) - препятствуют мошенническим действиям.

ИИ не уволит всех, кто работает с документами. Нейронные сети нужно кому-то обучать. ИИ часто сравнивают с ребенком, которого взрослые должны научить учиться.

Интернет-маркетологи – всё?

На горизонте 5-7 лет мы увидим полностью автоматические проекты в области интернет-маркетинга — уверен основатель компании Andata Алексей Бирюков.

Алексей Бирюков
CEO компании Andata

Машинный интеллект сам решит кому, какую рекламу, в каком канале, когда именно и за какие деньги показывать. Нейросети уже сейчас могут на 30-40% лучше человека определять портрет клиента любого бизнеса. ИИ может вносить по 40-50 тысяч корректировок в каждую из десятков действующих рекламных кампаний ежемесячно, делая их эффективнее. Очевидно, вручную выполнить такой объём работ будет очень долго и дорого, но для ИИ это быстро и просто. Он способен сформировать цифровой профиль заказчика, собирая легально доступную информацию сразу из множества источников: веб-сайтов, приложений, CRM-систем, wi-fi, смс, почты, телефонии, 1С.

40 000 - 50 000
корректировок в каждую из десятков действующих рекламных кампаний может ежемесячно вносить ИИ

Для автоматизации маркетинга уже сформированы 4 важные предпосылки:

  • Экономика полностью оцифрована в области клиентского поведения (например, банк знает, когда клиент получает деньги, как и на что их тратит).
  • Платформы собирают огромное количество данных о своих пользователях и выпускают различные протоколы API, к которым можно автоматически подключаться, используя собранную базу для рекламы с большим количеством опций настройки – вплоть до того, чтобы выйти на конкретного человека в конкретном месте.
  • Нейросети хорошо умеют составлять рекламные тексты и подбирать к ним картинки.
  • Скоро появится достаточно специалистов, способных работать с данными и взаимодействовать с машиной.

Дело лишь за тем, чтобы развить технологию до приемлемого уровня.

Отсечка произойдет, когда ИИ сработает лучше отдельного человека или рекламного агентства. Эксперт прогнозирует, что через 3-5 лет профессии интернет-маркетолога, таргетолога, аналитика вымрут, их заменят специалисты по работе с данными. Затем с рынка труда уйдут и разработчики сайтов – уже сейчас на это указывает тренд на no-code программирование.

Скорее всего, все люди из процесса не исчезнут — подсластил пилюлю Алексей Бирюков — как и в случае с оцифровкой документов, кто-то должен будет обучать нейросеть и работать с нестандартными кейсами, когда решения надо принимать вопреки машинной логике.

Например, вопрос креатива останется в ведении человека. Однако это будет эксклюзив сродни работе художника. Платить за такое будут те, кому хочется, чтобы про их бренд и продукт писали с учетом профессиональных тонкостей, нюансов. Вопрос в том, много ли таких рекламодателей останется. Очевидно, что большая часть аудитории хотела бы получать информационную выжимку, факты, которые вполне может предоставить нейросеть.

Вместо выводов

  • Научиться работать с данными и «кодить» придётся всем, кто хочет остаться конкуреyтоспособным в своей отрасли. Это не значит, что каждый должен будет создавать большие системы или куски кода своими руками. Необходимо будет понимать, как взаимодействовать с машинным интеллектом, оперировать данными.
  • На текущем этапе автоматизация доступна не всем, потому что стоит дорого. Например, по оценкам экспертов, хороший специалист по data-science – то есть человек, который не просто умеет что-то написать на python, но может анализировать данные в том или ином контексте, – может стоить и 500 тыс. рублей в месяц. Бизнесу работу такого сотрудника нужно окупить, поэтому ручной труд кажется выгоднее автоматизации, ведь услуги бухгалтера в регионе стоят 30-50 тысяч рублей.

  • При высокой стоимости ИИ-решения будут, в первую очередь, развиваться в больших корпорациях, которым проще собирать массивы данных для обучения нейронок, и в узкоспециализированных компаниях или стартапах, с которыми корпорации делятся данными для решения профильных задач.

Научиться говорить с машиной на одном языке можно и платно, и бесплатно. Недавно Amazon выложил в открытый доступ 13 курсов по ИИ в рамках своей программы Университет машинного обучения. В России есть различные возможности и курсы для ИТ-образования – в том числе Школа 21 – филантропический проект СБЕРА для бесплатного обучения программированию людей любого возраста.

ИИ может много всего автоматизировать. Но ещё не решён вопрос, сможет ли нейросеть принимать решения вместо человека, и какую она будет нести ответственность? Ответа сейчас нет ни на уровне законодательства, ни на уровне этики. А значит, контролировать работу ИИ-систем в разных сферах в обозримом будущем будет человек с профильным опытом. Тот самый специалист, который сегодня активно учится понимать, как взаимодействовать с машиной.

44
13 комментариев

О тоже был на техвике ✊

1
Ответить

Что показалось интересным?

Ответить

Насчет разработки сайтов - реально, конструкторы сайтов вытеснят программистов с массового рынка, останутся дорогие корпоративные сайты или уникальные сервисы. Вангую развитие визуальных конструкторов программ, без кодинга, что тоже жизнь кодерам не облегчит.

Насчет маркетинга - в цифровом концлагере даже деньги не нужны будут, не то что маркетинг)) А если серьезно - пока у людей будет выбор, что покупать, то и специалистам по рекламе будет хлеб. УТП вам программа не придумает и среди тысяч вас не выделит, к счастью.

В качестве бреда: чисто логически - сбер может использовать данные по операциям с картами и счетами и начать демпинговать маркеты типа озона, вайлдберриз и других, в принципе даже пятерочки и перекрестки, предлагая те же товары по сниженной цене или с кешбеком, например те товары которые вы покупаете постоянно. Склады они вроде как уже строят) Скоро ждём)

1
Ответить

Вангую развитие визуальных конструкторов программ, без кодинга

Уже лет 10 эту хуйню слушаю, а воз и ныне там

Ответить

Кажется, что автоматизация всё же пойдет по какому-то среднему сценарию - с участием людей. Но тогда реально потребуются новые скиллы. Кстати, никто не говорит, что у Сбера нет такой стратегии)) Озон же не просто так свой банк стал делать и озон-кошелёк)

Ответить

чтоб оставаться конкурентоспособным я готов работать как ИИ

1
Ответить

Неа, через N лет вообще никто не нужен будет(

Ответить