Дело на 12,7 миллионов: как Wildberries товары потерял

Наверное, нет другой такой компании, о которой в 2022 столько бы ни писали: и ухудшение условий труда, и перенос долгов одних продавцов на других, и непрозрачная система штрафов. Вы уже догадались, что речь идет о маркетплейсе Wildberries.

На своих складах Wildberries не только хранит товары, но и теряет их. На примере одного реального дела разберем, возможно ли вернуть деньги за товары, и что доказывать в суде.

История потери товаров на 12,7 млн рублей

Предпринимательница работала с Wildberries и сделала крупную поставку на склад маркетплейса. По прошествии времени решила прекратить работу с площадкой и попросила маркетплейс вернуть нереализованные товары. Wildberries не вернул предпринимательнице товары на 12,7 млн рублей, да еще и удержал с нее стоимость их хранения и утилизации. Это подтолкнуло ее обратиться в суд и выиграть дело. Разобрали подробнее ее позицию и доказательства.

На что ссылалась сторона истца

Поставщик вступает с Wildberries в агентские отношения, в рамках которых поставщик поручает Wildberries совершить сделки с товарами - продать их от имени Wildberries, но в интересах поставщика. Товары продолжают оставаться в собственности поставщика, пока их не купит потребитель. Wildberries несет ответственность за их сохранность.

На регулярной основе Wildberries должен отчитываться перед поставщиком об объеме проданных товаров. Продавец имеет право потребовать назад свой нереализованный маркетплейсом товар (п. 6.2 оферты Wildberries в редакции 2016 и 2019 годов). О чем и просила героиня нашего рассказа, получив очередной отчет, но получила отказ.

Так как товары не были возвращены, продавец понес убытки в размере стоимости утраченного товара. Расходы по хранению утраченного товара и утилизации сторона истца посчитала неосновательным обогащением Wildberries: нет товара - нечего и хранить, не за что платить.

Что говорил Wildberries до суда

Техническая поддержка отвечала, что все реализованные товары отражены в отчетах - смотрите сами, сколько их там, - а все нереализованные мы уже вернули, у нас ваших товаров никаких нет.

Что говорил Wildberries в суде

Маркетплейс возражал против требуемой истцом суммы и убеждал суд, что из нее необходимо вычесть скидки на товар, вознаграждение Wildberries, стоимость хранения товаров, а также пересчитать саму стоимость товаров - установить ее не на дату заявления продавцом требования о возврате, а на дату поставки товара на склад Wildberries в соответствии с накладными - за столько продавец эти товары и купил, значит, столько и потерял, с чего ему платить больше. А стоимость в накладных была в два раза ниже рыночной - всего 6,3 млн рублей.

По какой цене должна быть компенсирована стоимость товаров

ВАС РФ в Информационном письме Президиума от 17.11.2004 N 85 “Обзор практики разрешения споров по договору комиссии” отметил, что при отказе комиссионера предоставить комитенту данные о сделках, заключенных во исполнение комиссионного поручения по продаже товаров, комитент вправе требовать возмещения ему полной рыночной стоимости всех переданных комиссионеру товаров без уплаты комиссионного вознаграждения.

Wildberries не доказал суду, что продал те самые спорные товары, а также не доказал, что товары находятся на складе. Это означает, что маркетплейс,

  • во-первых, потерял товар,
  • во-вторых, должен компенсировать предпринимательнице именно рыночную стоимость товаров на момент заявления требования о возврате.

Суд пришел к выводу, что из рыночной стоимости товаров не вычитается вознаграждение Wildberries (естественно - маркетплейс, очевидно, не исполнил договор, не продавал эти товары), а скидки не формируют рыночную цену, выступая всего лишь инструментом получения конкурентных преимуществ и стимулирования продаж.

А что с удержанием стоимости хранения и утилизации потерянных товаров?

Тут суд тоже встал на сторону предпринимательницы и согласился, что за хранение и утилизацию утерянных товаров продавец платить не должен, поэтому Wildberries их удержал незаконно.

Если вы все еще не верите, что можно выиграть суд с Wildberries, присылайте нам свою историю, и мы ее подробно разберем. Отстаивать свои права с DestraLegal - просто :)

171171
84 комментария

WB это такая помойка, я фигею. Вот всегда обходил стороной, но тут решил заказ сделать. Так представьте, его нельзя отменить! Я заказал в пункт выдачи, а потом увидел, что до меня доставка осуществляется. Решил перезаказать. А кнопки отмены заказа нет, минут 20 ее искал. В статьях сказано, где она есть - но на деле нет ее нигде. Написал в чат. Ответ меня убил))) То есть, продавец будет собирать этот товар, отправлять к ним, они его доставят, а мне он не нужен. И я не могу об этом никому сообщить. Что за идиотизм? Это какой помойкой надо быть, чтобы не было кнопки "отменить заказ". Благо я еще по постоплате заказал.

45
Ответить

Почему вас это так удивляет? ВБ делает бабки на всей цепочке. За доставку заплати, за обратную доставку заплати, за отказ покупатель заплати, за хранение заплати.
Это бизнес. Если так сделали, то уж точно не потому что это помойка, а потому что так надо было что бы содрать побольше бабла. Все продумано)

8
Ответить

1) Нужно получить товар когда он придёт.
2) Затем сделать возврат полученного товара в течение 14 дней. Причину указываешь любую: не подошёл размер или цвет.
3) Всё бесплатно и ни за что не нужно платить. Деньги за заказ вернут сразу же.
4) Я такое уже проделывал со своим заказом.

3
Ответить

Разок товар мне шёл около месяца, и застрял где-то в городе так и не дошёл до пункта. По итогу отменил и деньги вернули сразу.

За 1.5 недели до отмены писал в тп, они какой-то рандом отвечали, одна пишет что проверят платёж, другая пишет, что ещё чуть-чуть и придёт.

Получается просто так прислали в город и повезли обратно. Вб это цирк, конечно.

4
Ответить

Да, есть такой косяк, с меня вб два раза списал оплату, тупо умножив мою корзину х2, возврат только через ПВЗ, возврат за мой счет, никаких кнопок отказа в течении 10 минут не было, повезло, что это были БАДы и я, в целом был не против, но если бы это была товарка, я бы на ровном месте оплатил штрафы хз за что
Самая змеиная контора в рф, уверен, что в ближайшие пару лет ее отожмет либо яндех, либо сбер

3
Ответить

У меня веселей ситуация была, заказал одежды на 13к, о потом вб два раза сняло, а отменить-хуй. Заметил спустя час только. В итоге почти косарь на возврате потерял.🤷
Теперь у меня там меньше 1% выкупа)

2
Ответить

А потом у продавца падает процент выкупа и товары пессимизируются в выдаче, не говоря уже о плате за доставку туда-обратно.
WB это позор российского екоммерса, но который на удивление все еще дает продажи, приходится его терпеть, особенно тем, кто шмотками занимается.

2
Ответить