Наблюдение: что некоторые SMM-щики не понимают, когда делают отчеты клиенту

Отчетность в SMM – обязательная часть работы, от которой не избавиться. Обычно SMM-щики пользуются гугл-таблицами, подключают Looker Studio (бывший Google Data Studio) или выгружают данные в сервисы аналитики. Я пользуюсь последним, а именно DataFan – на его примере покажу, как можно брендировать отчеты и зачем это вообще нужно.

Мой опыт работы с отчетами

По моему опыту оформление отчетов в SMM – это последнее, на что обращают внимание фрилансеры, команды или агентства. Главное выполнить работу, достичь KPI, а дизайн – дело десятое. Но я думаю, что визуализация играет не только эстетическую, но и практическую роль.

Проблема обычно такая: при формировании отчета нам обычно все понятно с набором данных – мы демонстрируем показатели (охваты, клики, лиды), которые ранее обговорили с клиентом. Как оформлять и подавать информацию — вопрос.

Пара примеров из практики. Когда я работал в диджитал-агентстве, мы вручную верстали отчеты по шаблону в Тильде, добавляли логотип заказчика, а потом отправляли ему ссылку на почту. Пока наскринишь креативы и диаграммы из рекламных кабинетов, время могло приблизиться к вечеру, а ты еще не кушал. Конец года – это вообще попытка выжить на 5 кружках кофе.

После агентства я оказался в инхаус-команде. Там с отчетами работали проще: кому-то из клиентов скидывали список лидов, другим – составляли еженедельные гугл-таблицы. Никто не заморачивался с визуализацией, кроме менеджера, которому предстояло защищать показатели на встречах с клиентами.

В итоге с визуалом в отчетах всегда были непонятки – то он есть, то его нет. Такой подход мне кажется не очень продуктивным. Вы можете хорошо работать, но большую роль играет то, как презентуется результат клиенту. Половина успеха хорошего отчета – в его визуализации и брендировании.

Вот для сравнения 2 отчета: один в гугл-таблице, другой – в дашборде.

Наблюдение: что некоторые SMM-щики не понимают, когда делают отчеты клиенту

Первый отчет в гугл-таблицах – это мешанина из цифр и столбцов, которые нужно обработать в голове и понять, что они значат. Не каждый клиент это будет делать. В итоге получается, что отчеты – это часто цифры ради цифр, которые без сравнения с прошлой неделей или другими показателям ничего не значат.

Визуализация – первый уровень оформления отчета

Простая визуализация через диаграммы и графики позволяет сразу оценить динамику, тренд, разницу. Клиент понимает, даже не разбираясь в цифрах, что работа была проделана и с аккаунтом все хорошо – на графиках все наглядно видно. Минус один – скрыть негативные показатели, подстраивая цифры под себя, не получиться 😀

Преимущество отчетов в дашбордах – видно то, что нельзя посмотреть в статистике аккаунта
Преимущество отчетов в дашбордах – видно то, что нельзя посмотреть в статистике аккаунта

Визуализация – это не просто красивый дизайн. Это коммуникация между исполнителем и заказчиком, когда в выигрыше остаются оба: SMM-щик видит данные с новой стороны, а заказчик получает показатели в простой и понятной форме.

Вот еще несколько причин, почему важно визуализировать отчеты:

  • Оформленный отчет вызывает больше доверия. Вы заморочились с демонстрацией показателей и постарались сделать так, чтобы клиенту все было понятно – это всегда приятный бонус к работе с вами.

  • Скомпонованные отчеты лучше отражают результаты работы. В SMM не всегда явно выражена результативность, оформленный отчет сработает лучше, как в примере выше – видно показатели вовлеченности, которые соцсети не считают самостоятельно, а вручную делать подсчет долго и нудно.

  • Хорошая визуализация помогает сориентироваться в показателях. Меньше вопросов – больше времени обсудить повышение бюджета в этом месяце.

Брендирование – следующий уровень оформления отчета

Научиться оформлять отчеты красиво – это только первый шаг. Второй – подгонять их индивидуально под каждого клиента. В DataFan, с которым я работаю, это делается через редактирование дашбордов.

Например, так выглядит стандартный отчет, который на первой странице подгружает сводку.

Стандартный шаблон отчета может вызывать трудности при чтении 
Стандартный шаблон отчета может вызывать трудности при чтении 

Что если клиенту нужны данные по реакциям, активности и вовлеченности? Он может найти их сам, листая отчет и анализируя показатели, – но не факт, что получится. Лучше сразу предоставить данные, которые были заранее согласованы в задачах или поставлены в KPI. Сделать это можно, добавив фирменный цвет, новые графики, диаграммы и показатели в режиме редактирования.

Адаптированный под клиента отчет — все данные сразу перед глазами
Адаптированный под клиента отчет — все данные сразу перед глазами

Теперь отчет стал брендированным. В чем плюсы:

  • Собраны только те данные, которые нужны клиенту.
  • Благодаря цветам и графике показатели считываются быстрее.
  • Отчет автоматически обновляет показатели по датам – не нужно каждый месяц собирать их заново.

Вот 3 техники, которые помогают брендировать ваши отчеты.

Брендирование через логотип. Самое очевидное решение – прикрепить к шаблонному отчету логотип клиента. В идеале использовать png или векторные файлы без фона, которые легко встанут на любой фон вашего отчета.

Наблюдение: что некоторые SMM-щики не понимают, когда делают отчеты клиенту

Брендирование через фирменные цвета. К логотипу добавляются фирменные цвета заказчика – на фон документа, диаграммы или подложки.

Наблюдение: что некоторые SMM-щики не понимают, когда делают отчеты клиенту

Тут важно учесть фактор возможной печати. Все еще есть руководители, не обязательно старой закалки, которые предпочитают смотреть цифры на бумаге – подбирайте контрастные цвета, которые легко читаются даже в черно-белом варианте. Проверить можно так: сделайте скрин, накиньте фильтр в фоторедакторе и посмотрите, как читаются элементы отчета.

Наблюдение: что некоторые SMM-щики не понимают, когда делают отчеты клиенту

Индивидуальная адаптация отчета под клиента. Меняется не только визуал отчета, но и его структура. У каждого клиента – свои цели и задачи, поэтому вместо стандартного отчета для каждого заказчика разрабатывается свой шаблон.

В том же DataFan это можно сделать через редактирование дашборда – выбрать, какие данные брать из соцсети для столбцов и диаграмм, настроить расположение элементов и выбрать фоновые цвета. Создание такого отчета, конечно, требует времени, но оно будет потрачено один раз – только на первоначальную настройку.

Наблюдение: что некоторые SMM-щики не понимают, когда делают отчеты клиенту

Итоги

Чек-лист по брендированию отчетов:

  • Выгружайте данные из соцсетей через Google Looker или DataFan, чтобы не тратить время на ручной перенос или копирование.

  • Используйте графики, диаграммы и таблицы для визуализации данных. Больше наглядности – меньше вопросов.
  • Создавайте под каждого клиента брендированный отчет – используйте фирменные цвета, логотип, показатели из KPI. Это поможет быстрее считывать и лучше понимать данные.
  • Помните, что отчеты могут быть напечатаны – предоставляйте две версии или используйте контрастные цвета.

В финале интересно узнать, как делаете отчеты вы. Если выработали свои принципы и фишки – расскажите в комментариях, с удовольствием обсужу.

1212
9 комментариев

В условиях переизбытка информации крайне важно формировать отчёт так, что все было понятно с одного взгляда. Тут графики и крупные карточки с главными цифрами в помощь

3
Ответить

Думаю что в условиях с какой скоростью сейчас меняется мир, актуальность отчетов куда важнее графиков и главных цифр, отчет раз в месяц, может быть что что то менять уже как бы и нет смысла.

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Сначала он закроет глаза, чуть позже его бизнес закроет глаза, в смысле ВСЕ. Возможно я вас сильно расстрою, но в бизнесах где бюджеты от ляма только начинаются, отчеты важнее бабок от ваших действий.

1
Ответить

Об этом я и говорю — работы много, не до отчетов. Но благодаря шаблонам и автоматической выгрузке процесс сбора данных можно упростить. И тогда вполне реально занятся визуализацией и сделать удобно. Но, опят же да, все зависит от требований. Возможно, клиенту отчеты вообще не нужны. Но если нужны, и он на них постоянно «зависает», значит нужно что-то менять

Ответить

Ответ прост. Наймите компетентного дизайнера, выше приведены банальные ошибки которые не допустит ни один нормальный дизайнер

2
Ответить

Тоже раньше считала, что отчет - последняя вещь, на которую нужно обратить внимание в плане дизайна. Но как показывает практика, мы всё равно смотрим в первую очередь на обертку (как оформлен отчет), а уже далее - на то, что внутри (даже если тут будут запредельно хорошие показатели).

1
Ответить