Маркетплейсы онлайн-курсов — нежизнеспособный бизнес? Не согласен

CEO отзовика в сфере онлайн-образования «ПроПрофи» Юрий Ковальский об основных проблемах этой модели бизнеса и своих вариантах решения.

Маркетплейсы онлайн-курсов — нежизнеспособный бизнес? Не согласен

Кажется, запускать маркетплейсы онлайн-школ — это как новый чёрный. Многие уверены в будущей популярности таких платформ. Не удивительно, ведь рынок онлайн-образования уверенно растет несмотря на сложную ситуацию в стране.

Однако десятки попыток запустить маркетплейсы курсов проваливаются. Несколько таких проектов есть в акселераторе «Сколково». По словам руководителя направления edtech в фонде Натальи Царевской-Дякиной, создатели таких платформ не могут ответить на главный вопрос: «Почему человек должен прийти к вам и заплатить вам, а не в „Нетологию“, которая у вас на витрине?»

В чём конкретно добавленная стоимость, причем для клиента, не для условной «Нетологии» или других добавленных операторов образовательного контента?

Действительно, развиваться только как маркетплейсу в онлайн-образовании крайне непросто. Дело в том, что найти курс, определиться с его покупкой это более сложный процесс, чем купить очередную футболку на Wildberries. Именно поэтому мы в «ПроПрофи» развиваем целый ряд сервисов, которые позволяют наладить более удобную коммуникацию между школами, коучами и учениками, как будущими, так и действующими.

Для онлайн-школ мы уникальны системой проверки отзывов, которая позволяет решать конфликтные ситуации более эффективно, чем это происходит без нас. Кейсов, в которых ученики и школы находили точки соприкосновения, которые они не могли найти без нас, за этот год у нас уже более сотни. Здесь рассказали про некоторые из них.

Потребителю непонятно, как выбирать курс. Это вопрос ранжирования. Как на маркетплейсе курсов сделать систему ранжирования?

Для правильного ранжирования безусловно нужен большой массив данных, который сейчас собирается и в дальнейшем позволит это сделать более эффективно, исходя из рейтинга, отзывов, спроса. При этом и рыночные взаимоотношения никто не отменял, в связи с чем школы у нас могут продвигать свои курсы с помощью специальных опций.

Рынок не готов. Образовательные продукты не для массового потребления. Трафика на покупки не будет.

На сегодняшний день рынок онлайн-образования уже превышает 100 млрд руб. При этом общий объем денежной массы в образовательном сегменте по некоторым источникам составляет почти 700 млрд руб. Этот показатель очень близок к сфере медицины, в которой этот объем составляет порядка 800 млрд руб. Поэтому сказать, что это не продукт массового потребления уже, мне кажется, нельзя. Покупка курсов становится такой же обыденностью, как покупка какой-либо техники, например ноутбука или телевизора. Люди уже понимают ценность образования. Им становится привычным то, что оно не привязано только к ВУЗам, в которых нередко качество обучения современным профессиям может быть на посредственном уровне, особенно, к сожалению, в регионах.

В России страшно платить за продукт с четырьмя-пятью нулями, эффект от которого неочевиден. А ведь ещё и несколько месяцев надо потратить на обучение.

Как уже выше написал, сейчас спрос на онлайн-курсы значительно вырос. Этому способствовала ситуация с коронавирусом: многие студенты обучались в вузах через монитор компьютера. Родители не понимали, за что они платят по 100-200 тыс. руб. в год, если студент не получает полноценного живого образования в самом университете.

35-45 летние люди начали активно покупать курсы, надеясь уйти с нелюбимой работы. Ещё 2022 год обострил желание не быть привязанным к определенному месту жительства, а для этого нужна удалённая работа или востребованность профессии за рубежом.

Онлайн-образование активно догоняет сферу коммерческой медицины, которая ещё в 2012-2014 годах находилась на начальной стадии развития, а сегодня даже люди пенсионного возраста, при ограниченных бюджетах часто предпочитают прийти в клинику, где помимо качественного лечения есть ещё и хороший сервис, а также проявление эмпатии со стороны персонала.

Резюмируя, можно сказать, что вектор на онлайн-образование как продукт массового потребления уже задан. Да, развитие площадок-агрегаторов в этой сфере на сегодняшний день больше инвестиционная история, чем бизнес, приносящий огромные доходы. Наша команда платформы ProProfi.online видит своей миссией, с одной стороны, помощь студентам в том, чтобы помочь выбрать качественный курс, школу, коуча. И помощь онлайн-школам в формировании качественных образовательных продуктов, которые можно создавать только наладив более эффективную коммуникацию со своими учениками.

1111
8 комментариев

умный человек из всего сделает работающий бизнес

4
Ответить

или как минимум - инвестирует)))

2
Ответить

воистину!

1
Ответить

А чем плох тот же InfoHit? Там тоже курсы только так покупают

Ответить

У нас во главе угла стоит именно то, что мы — ОТЗОВИК В ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИИ. Маркетплейс курсов — это составляющая, которая позволяет получать отзывы не только о школах и коучах, но и о курсах.
При этом, делая акцент на отзывах, мы делаем акцент на качестве модерации, которая у нас максимально эффективно выстроена и отсеивает покупные накрутки как положительных, так и отрицательных отзывов.
Таким образом. если некоторые сервисы готовы жертвовать честностью отзывов ставя во главу угла продажи курсов, независимо от качества, то у нас принципиально другая позиция.

1
Ответить

Пыталась купить курс у них. Цены не соответствуют.

Ответить