GoodsForecast — прогнозирование спроса

Или как определить, сколько покупателей купят ваш продукт

Можно ли с большой долей вероятности предсказать, сколько товара купят покупатели в том или ином магазине, а сколько останется на складе, или насколько успешной будет акция, которой вы планируете привлечь потребителей? Конечно, можно, если есть исторические данные. Мы команда компании GoodsForecast, которая как раз и занимается прогнозированием спроса. Хотим рассказать о себе и о том, чем мы можем быть полезны.

GoodsForecast — прогнозирование спроса

Кто мы такие?

История GoodsForecast началась в 2000 году, когда выпускники и преподаватели МФТИ и кафедры математических методов прогнозирования факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ создали компанию «Форексис». В ее задачи входила коммерциализация научных разработок российского ученого-математика, академика Юрия Ивановича Журавлева, школа которого еще в советское время занималась проблемами анализа больших данных и созданием алгоритмов машинного обучения. Решение задач анализа данных по заказу коммерческих и государственных структур стало основной сферой деятельности «Форексиса». Одним из первых клиентов компании была Московская биржа (первоначально ММВБ), которая заказывала российским математикам систему аналитики и мониторинга торгов. Для аэропорта «Домодедово» «Форексис» создал имитационную модель движения воздушных судов, а для РЖД прогнозировал объемы спроса на грузовые железнодорожные перевозки.

Именно «Форексис» и стал инкубатором для целого ряда российских компаний, специализирующихся на анализе данных и алгоритмах машинного обучения. Среди сформировавшихся на его основе проектов можно назвать всем известные «Антиплагиат» (анализ текста на заимствования) и «Антирутину» (анализ и мониторинг госзакупок). В 2013 году из департамента систем прогнозирования «Форексис» выросла и компания GoodsForecast, которая специализируется на прогнозировании спроса и оптимизации процессов для производителей, дистрибьюторов и торговых сетей.

Мы работаем в основном с крупным и средним бизнесом, среди наших клиентов как западные компании, так и российские: «Балтика», Philip Morris Int., Knauf, SPLAT, «О’КЕЙ, «Иль де Ботэ», «Верный» и др.

Итак, что мы прогнозируем и как?

Сама по себе задача прогнозирования спроса не является конечной для бизнеса. На основе построенных прогнозов решаются следующие бизнес-задачи: планирование продаж, производства, управление запасами, планирование логистики и др. Например, для управления запасами мы строим прогноз спроса на товар, анализируя исторические данные по продажам в торговых точках, и рассчитываем, какой уровень запасов нужно держать на складах, чтобы не было затоваренности или дефицита.

Чтобы посмотреть данные, нажми увеличить
Чтобы посмотреть данные, нажми увеличить

Мы можем наладить автоматизированное пополнение склада, дать рекомендации по датам и объемам заказа каждого товара с учетом ограничений со стороны поставщиков, помочь снизить уровень запасов в распределительных центрах, произвести мониторинг упущенных продаж, который позволит точно определить периоды дефицита и неиспользованные возможности.

В этом году мы вывели на рынок наш новый продукт — решение GoodsForecast.Promo, позволяющее прогнозировать эффект любой планируемой промоакции, то есть то, как изменится объем продаж по ее результатам.

Чтобы посмотреть данные, нажми увеличить
Чтобы посмотреть данные, нажми увеличить

Мы учитываем множество параметров: товар, тип акции (простая скидка, «купи два товара — третий бесплатно» и т.д.), глубину скидки, время, географию и период проведения, конкретные магазины, дни недели, в которые она будет проходить (будни или выходные), и т.д. Если в данных торговых предприятиях ничего подобного никогда не было, мы расширяем круг поиска и для примера берем другие похожие магазины в этом регионе или товары той же товарной группы в этих же точках, или акции с немного другой глубиной скидки и т.д. На решение задачи планирования промо сейчас существует большой спрос, ведь полки магазинов буквально пестрят разноцветными ценниками, и чтобы привлечь покупателя, производители и ритейлеры все время снижают цену на товар, предлагают купить два продукта по цене одного или получить подарок в придачу.

С какими трудностями мы столкнулись?

В алгоритмическом аппарате решений, которые мы разрабатываем и внедряем, используются методы машинного обучения. Но для того чтобы они работали, а специалист мог получить достоверный прогноз, нам необходимы исторические данные о продажах. Например, вы хотите получить прогноз, сколько товара будет продано во время той или иной акции. Очень важно, чтобы у вас хранились исторические данные о его продажах и схожих промоакциях в прошлом. Удивительно, но даже крупнейшие российские компании и отделения мировых гигантов далеко не всегда корректно управляют содержимым своих информационных систем. Поэтому проекты по управлению мастер-данными (master data management) очень важны, ими, безусловно, стоит заняться, прежде чем приступать к решению задач, связанных с прогнозированием.

Кроме того, у многих на рынке сейчас сложилось ошибочное впечатление, что искусственный интеллект — это некая волшебная палочка и достаточно загрузить данные в «черный ящик», чтобы система выдала результат. На самом деле это не так. Во-первых, мало купить IT-решение или платформу, не менее важны компетенции и опыт людей, которые будут подготавливать данные и настраивать алгоритмический аппарат в рамках проекта внедрения. Во-вторых, если пользователь имеет дело с «черным ящиком», он не может понять логику его работы и то, какое влияние те или иные параметры оказывают на итоговый результат (прогноз). А значит, он не может управлять процессом — вносить в условия планируемой акции нужные изменения, чтобы провести ее с наилучшими показателями.

Что мы планируем делать дальше?

В наших планах вывести на рынок новые продукты. Сейчас мы запускаем решение, основанное на анализе данных операторов фискальных данных (ОФД), первые проекты уже стартовали. Мы рассчитываем, что уже в новом году совместно с нашими партнерами из ведущих ОФД сможем предоставлять производителям, дистрибьюторам и ритейлу анализ данных кассовых чеков, пробитых в магазинах. Эта информация поможет нам эффективно анализировать потребительскую корзину, в результате чего производитель будет точно знать, к примеру, с какой категорией товаров чаще всего покупают его продукт. А это важно, чтобы занять нужное место на полке в торговом зале.

Мы сможем предоставить аналитику по ценам на тот или иной товар в определенном городе или его районе в зависимости от формата магазина, что поможет производителям и дистрибьюторам в вопросах ценообразования. Данные чеков из магазинов могут быть полезны и самим торговым сетям. Мы поможем ритейлеру определить, у какого кассира выше производительность, какие кассы простаивают, а какие имеют высокую загруженность в часы пик, и тому подобное.

Сегодня мы видим, что новый год многие компании встречают с некоторой долей пессимизма. Вырос НДС, что приведет к повышению цен на товары, при этом реальные доходы населения снижаются. Все это может отразиться на потребительском спросе. Бизнесу в такой ситуации важно заботиться об эффективности, и мы рассчитываем, что сможем помочь в решении задач, связанных с прогнозированием и планированием.

Готовы ли вы использовать в своем бизнесе систему прогнозирования промо-активностей от компании GoodsForecast?
Да – думаем о внедрении решения
Нет – прогнозируем собственными силами
Этот блок временно не поддерживается
2222
3 комментария

Все оттенки голубого...

парням надо было в армию идти, там одеваются единообразно :)