Как заработать на мемах с помощью интеллектуальной собственности?

Можно ли зарегистрировать на себя известный мем и требовать компенсацию с каждого, кто его постит? Давайте разбираться.

В Роспатент поступила следующая заявка на регистрацию в качестве товарного знака:

Заявка № <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww1.fips.ru%2Fregisters-doc-view%2Ffips_servlet%3FDB%3DRUTMAP%26amp%3BDocNumber%3D2022707508%26amp%3BTypeFile%3Dhtml&postId=560001" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">2022707508</a>.
Заявка № 2022707508.

Роспатентом по этой заявке был вынесен отказ, в связи с чем заявитель обратился в Палату по патентным спорам для оспаривания решения.

Доводы Роспатента:

  • обозначение представляет собой Интернет-мем , появившийся задолго до заявки и получивший широкую популярность, вследствие чего он может свободно использоваться любыми лицами, то есть не способен выполнять основную функцию товарного знака – индивидуализировать товары;
  • заявитель не доказал, что фраза "как тебе такое, Илон" ассоциируется именно с ним.

Доводы Заявителя:

  • мемы свободно используются в некоммерческой сфере: например, в обиходе, в письмах, в устной речи, в развлекательных целях, в сети «Интернет», а также в любых иных целях, не связанных с индивидуализацией товаров и услуг, однако подобные устойчивые единицы могут быть использованы бизнесменами;
  • перечень условий, при которых обозначение не обладает различительной способностью, является исчерпывающим, и устойчивая единица «Как тебе такое, Илон» не подпадает ни под одно из них;
  • существует достаточное количество устойчивых выражений, которые уже зарегистрированы как товарные знаки: «НИ РЫБА НИ МЯСО», «ТАНКИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ». «ХОЗЯИН БАРИН», «СВЕТЛАЯ ГОЛОВА», «Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там все уронили!», «ЖДУН»;
  • если на имя заявителя будет зарегистрирован товарный знак «Как тебе такое, Илон», то он не сможет запретить пользователям Интернета создавать шутки с Илоном Маском, шутить на эту тему и распространять соответствующие комиксы, так как это не сфера индивидуализации товаров/услуг, а свободное использование популярных устойчивых выражений;
  • заявитель планирует использовать название «Как тебе такое, Илон» для маркировки электроники и чехлов для смартфонов (09 класс МКТУ), для услуг магазинов по торговле (35 класс МКТУ), для организации и проведения симпозиумов и семинаров (41 класс МКТУ), для разработки программного обеспечения (42 класс МКТУ), что иронично соотносятся со сферой высоких технологий, к которой и отсылает обозначение «Как тебе такое, Илон».

Доводы заявителя не убедили Роспатент и он остался неприклонен в своем решении: мем "Как тебе такое, Илон?" не может быть зарегистрирован в качестве товарного знака на имя заявителя.

Полный текст решения можно найти здесь:

А что с другими мемами?

В исследуемом решении были упомянуты и другие известные мемы, давайте разберемся как дела обстоят с ними?

Ждун

Товарный знак "Ждун" зарегистрирован на имя ООО "Си Ди Лэнд контакт" в 2017 году

Товарный знак № <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww1.fips.ru%2Fregisters-doc-view%2Ffips_servlet%3FDB%3DRUTM%26amp%3BDocNumber%3D690877%26amp%3BTypeFile%3Dhtml&postId=560001" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">690877</a>. 
Товарный знак № 690877

Регистрация товарного знака состоялась в том числе, благодаря тому, что ООО "Си Ди Лэнд контакт" получило от авторки скульптуры лицензию на оригинальную скульптуру.

С помощью зарегистрированного товарного знака ООО "Си Ди Лэнд" взыскало с десятков компаний компенсацию за использование Ждуна. Общество не требует большую компенсацию (в среднем 20 - 40 тыс. рублей), но из-за большого количества судебных споров получается неплохая сумма.

Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там все уронили!

Товарный знак № <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww1.fips.ru%2Fregisters-doc-view%2Ffips_servlet%3FDB%3DRUTM%26amp%3BDocNumber%3D858104%26amp%3BTypeFile%3Dhtml&postId=560001" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">858104</a>.
Товарный знак № 858104.

Товарный знак, включающий слова из известного интернет-мема был зарегистрирован на имя Бородулиной Дарьи Сергеевны, которая является автором этого мема.

Идея регистрации товарного знака пришла авторке после того, как ее мем начали использовать в коммерческих целях крупные корпорации.

Сейчас картотека дел арбитражного дел не содержит споров о нарушении прав на товарный знак "Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там все уронили!".

Однако напомню, что согласно статье 1515 ГК РФ правообладатель имеет право требовать за незаконное использование товарного знака компенсацию:

  • в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей в зависимости от характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
  • в двукратном размере стоимости, взымаемой за использование товарного знака.

В случае использования ее товарного знака, она сможет воспользоваться этим правом.

Еще немного интересной практики

В качестве товарного знака зарегистрирован жест турецкого повара, который стал мемом в сети Интернет.

Товарный знак № 681466

Бургер Кинг пытался завладеть несколькими мемами, подавая заявки на их регистрацию.

Заявка № <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww1.fips.ru%2Fregisters-doc-view%2Ffips_servlet%3FDB%3DRUTMAP%26amp%3BDocNumber%3D2017735962%26amp%3BTypeFile%3Dhtml&postId=560001" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">2017735962</a>. 
Заявка № 2017735962
Заявка № <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww1.fips.ru%2Fregisters-doc-view%2Ffips_servlet%3FDB%3DRUTMAP%26amp%3BDocNumber%3D2017735956%26amp%3BTypeFile%3Dhtml&postId=560001" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">2017735956</a>.
Заявка № 2017735956.

Заявки были признаны отозванными, так и не став товарными знаками.
Даже пройдя этап формальной экспертизы заявки бы встретили очень много препятствий, например, использование внутри них произведений (название музыкального произведения и кадр из фильма), а также использование изображений артистов.

Как видите, не получится так просто заработать на чужих мемах.

Вот основные выводы моего краткого ресерча:

1. Регистрация мема в качестве товарного знака возможна. Наличие авторских прав на мем у заявителя сильно увеличивает шансы на регистрацию. Кроме того большое значение имеет то, насколько популярным успел стать мем.

2. Регистрация мема в качестве товарного знака не запретит обычным пользователям использовать его в виде шутки.

3. На регистрации товарного знака можно заработать другими способами: передавать его по лицензии коммерческим компаниям или взыскивать с бизнесменов компенсацию за использование своего товарного знака в отношении товаров/услуг.

А как вы считаете, стоит ли разрешать регистрацию мемов или они должны оставаться общественным достоянием?

2 комментария

Какое-то государственное NFT

Ответить

особенно "ни рыба, ни мясо", которое является уже давно народным фольклором!

Ответить