«Без человека в водительском кресле не катается никто. А мы начали»

Мы показали беспилотный автомобиль в Лас-Вегасе. О том, как это было, рассказывает Артём Фокин.

«Без человека в водительском кресле не катается никто. А мы начали»

Наш беспилотный автомобиль впервые отправился в Америку: в начале января, пока в России были новогодние праздники, он ездил по улицам Лас-Вегаса. Мы решили показать беспилотник на CES (Consumer Electronics Show) — самой большой в мире выставке потребительской электроники. Компании со всего света привозят туда свои новые разработки и технологии — в том числе и в области самоуправляемых автомобилей.

Во время тестовых заездов наша машина катала пассажиров без инженера-испытателя в водительском кресле. Такого на CES ещё не показывала ни одна компания: об автомобиле рассказали множество англоязычных изданий и блогеров. О том, как мы привезли наш беспилотник в Штаты и как его там приняли, рассказывает директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артём Фокин.

«Без человека в водительском кресле не катается никто. А мы начали»
«Без человека в водительском кресле не катается никто. А мы начали»
«Без человека в водительском кресле не катается никто. А мы начали»

Идею показать беспилотный автомобиль на выставке CES в Лас-Вегасе мы вынашивали давно. После того как запустились в «Иннополисе» и «Сколково», стало понятно, что это наш следующий шаг.

Оказалось, что разрешение на то, чтобы ездить в Неваде по дорогам общего пользования, получить чрезвычайно просто. Этот процесс называется self-certification — если компания готова гарантировать, что всё будет хорошо, ей выдадут разрешение без лишних вопросов. В этом кардинальное отличие американского подхода от российского.

О сборке беспилотника в Лас-Вегасе

Мы решили купить машину в США и собрать её там. Что такое «собрать машину»? Мы покупаем обычный автомобиль и на его базе делаем беспилотник. Для этого машина оборудуется сенсорами (лидарами, камерами и радарами), которые собирают информацию об окружающей обстановке, вычислительным модулем. Между всем этим прокладывается проводка и так далее.

Мы купили в США американскую версию Toyota Prius и часть оборудования. При этом в России мы тоже купили аналогичный автомобиль. Американская и европейская модели Prius (с которыми мы работали раньше) немного различаются, но нам, как космонавтам на орбите, нужно было смоделировать максимально похожую обстановку в Москве на случай, если в Лас-Вегасе что-то пойдёт не так. Однако всё прошло хорошо, сборка заняла рекордные сроки — через две недели беспилотник был готов.

Ещё две недели ушло на то, чтобы составить карту окружающей местности и подготовить маршрут. Когда мы собрали машину, команда по обработке дорожной ситуации начала учить автомобиль вести себя в Неваде. То есть машина сначала собирает данные о том, что находится вокруг, а потом разбирается, как в этой обстановке действовать.

Дороги в Неваде отличаются от российских. Там значительно больше стоп-знаков, другие сигналы светофоров. Эти и другие расхождения в правилах дорожного движения нужно было учесть.

При этом ребята говорили, что с задачей проще, чем Лас-Вегас, они ещё не сталкивались. Несмотря на то, что машин там сильно больше, чем в «Сколково» или «Иннополисе», сама организация дорог делает вождение очень комфортным. Специально выделенные полосы под любой поворот или манёвр, логичное устройство проезжей части. Да и погодные условия тоже неплохие.

О первых заездах

Наш беспилотник стартовал от отеля Hard Rock на Paradise Road — там была переговорная комната команды. Задачи охватить большую территорию не было, нужно было показать, что умеет наша машина: маршрут включал в себя повороты направо и налево, пешеходные переходы и светофоры.

Когда мы составили маршрут, то поняли, что можем смело пересадить инженера-испытателя с водительского кресла на пассажирское — выданное нам разрешение это позволяло. Обычная поездка проходила так: спереди в пассажирском кресле сидел инженер, а сзади, например, журналист. Инженер нажимает на кнопку запуска — и всё, больше мы ничего не делаем.

Автомобиль катается примерно 15 минут и возвращается на парковку. Мы проезжали перекрёстки, пропускали пешеходов, перестраивались. Журналисты и блогеры, которые сидели в салонах разных беспилотников, отмечали, что по сравнению с другими, наш едет особенно уверенно. Если закрыть глаза, никогда не догадаешься, что за рулём нет человека.

Обзор на беспилотник «Яндекса», который снял MKBHD — самый популярный техноблогер в мире

Запись на тестовые заезды была открытой. Но её пришлось быстро закрыть — желающих оказалось очень много. Наш календарь был забит полностью: мы собирались катать с 10 до 16 часов, а в итоге в дни работы выставки беспилотник работал с 8 до 18 часов.

То, что мы так удачно выступили на CES ограниченной командой, с небольшими ресурсами и всего одной машиной, впечатлило всех. Без человека в водительском кресле в Неваде и за её пределами сейчас не ездит никто из компаний-разработчиков беспилотных автомобилей. А мы начали, и это было удивительно. Мы показали, что технология, которую мы разработали в России, с минимальными доработками применима и в других странах.

Что писали о беспилотнике «Яндекса» англоязычные медиа

Если бы я не наблюдал за работой автомобиля внимательно, то, наверное, вообще не заметил бы, что он ехал без помощи человека. Впереди был инженер, следивший за безопасностью, но он ни разу не коснулся руля за время поездки. И хотя я не видел его ног, у меня нет оснований думать, что он как-то контролировал торможение или ускорение автомобиля.

Во время поездки в машине «Яндекса» казалось, что за рулём реальный человек. Не было чувства опасности или «механичности» происходящего. На водительском месте не было никого (в отличие от Aptiv или Waymo), а на пассажирском сидел инженер, который держал руку возле большой красной кнопки — на случай, если вдруг придётся экстренно отключить систему. Конечно, другие беспилотники тоже вполне безопасны. Но в них сложно отделаться от ощущения, что тебя везёт твой дедушка.

Даже во время CES, когда бульвар Лас-Вегас-Стрип кишит беспилотниками с их внушительными радарами и сенсорами, автомобиль без инженера в водительском кресле — это настоящее событие.

6969
76 комментариев

Вроде хорошая новость, не только нефть и газ можем продавать ))) Удачи Яндекс.

61

Вы правы, могут ещё десятки тысяч водителей такси оставить без работы.

Яндекс красавцы, что тут сказать)

32

На сегодняшний день интернет сильно уязвим, что ни неделя то хакерская атака, вот даже страшно подумать когда над тысячами беспилотниками кто-то перехватит управление хотя бы на минуту, на сегодняшний день это исключить нельзя, новое поле для террористов причем одновременно и по всему миру, а судя по том сколько раз за смену дает сбой таксометр и навигатор, то яндексы для того чтобы проехать хотя бы по Москве также далеко как пешком до луны, тут интересную статистику сказали, сколько и чего сперли из каршерингов, тонны незамерзающей, сотни дворников, кресла, задние диваны, колеса, то беспилотникам яндекса будут вообще ножом резать судя по клиентам которых они возят

2

При чем тут интернет? Беспилотник абсолютно автономен и не взаимодействует по сети ни с чем во время работы. Единственный способ его поломать - это обмануть его сенсоры. Но все почему то забывают, что человек еще больше уязвим к такому, ибо на дорогах погибает колоссальное количество человек ежегодно. Столько не умирает ни от терактов, ни от войн, ни от прочего насилия вместе взятых. Я уж молчу о том, сколько людей остаются инвалидами. От дтп ежегодно умирает более миллиона человек. От насилия - около 500 тыс. Может сначала стоит с этой проблемой побороться, а потом уже переживать за терроризм?

6

Ежедневно над людьми перехватывает управление алкоголь и самоуверенность. Одна из самых частых причин смертей в России - ДТП по вине водителей. Беспилотник лишён этих проблем, и его адаптируемость очень высока, как и высока дисциплина.

Даже если кого-то умудрятся взломать, специалисты достаточно быстро выкатят обновление безопасности и всё исправят, в отличие от живых водителей, которые продолжают нарушать правила и рисковать независимо от принятых мер. На людей обновление безопасности невозможно выкатить, которое исправит всё.

Если даже ваш беспилотник будет в три раза беспилотника гугла, после 14 года вы его можете продавать только в иннополис и северную корею. А это не самый платежеспособный клиент.

3