Сколько стоит создать франшизу?

А так же, кто для этого нужен и сколько времени это занимает

Франшиза все больше становится на слуху у предпринимателей, это тренд, который растет из года в год. И это неудивительно, ведь это довольно универсальный способ масштабирования, подходящий большинству бизнесменам, при этом растет сам спрос на покупку франшизы особенно среди начинающих предпринимателей.

Но сколько стоит создать франшизу, в какие сроки это укладывается, куда обращаться или к кому - вопросы, на которые сложно найти ответы. Поговорим об этом в статье.

Создать франшизу. Какие этапы?

Прежде чем начать разбираться, важно понять, а как вообще создается франшиза. На мой взгляд, любая франшиза проходит через эти 5 стадий:

1 - создание концепции будущей франшизы. Тут прописываются финансовая и бизнес-модели франшизы, алгоритмы работы партнера, руководство по франшизе (некий навигатор по тем материалам, которые передаются партнерам), создаются юридические документы а также портреты партнеров-франчайзи, необходимые в будущем на этапе “маркетинг”.

2 - Маркетинг франшизы. На этом этапе создаются фото- видео-контент для франшизы, создаются рекламные материалы (презентации, цепочки писем, сайты). Настраиваются маркетинговые воронки, чтобы получать заявки от потенциальных партнеров

3 - Продажи франшизы. Сначала выстраивается система продаж: настраивается crm-система, которая позволит вести учет всех клиентов и задач по ним, создаются этапы продаж, настраивается автоматизация и контроль. Далее создаются скрипты и чек-листы продаж, после чего можно нанимать бойцов-продавцов и заниматься их введением в должность (подготовка к работе с клиентами, обучение продукту)

4 - Организация сопровождения/поддержки партнеров. Нужно создать базовые руководства, которые необходимы партнерам для открытия, управления и ведения бизнеса: как открыться, как управлять, как нанять персонал, как оказывать услугу/производить продукт, как рекламироваться, продавать и т.д. Когда это будет выполнено, нужно в crm-системе создать воронку и в этой воронке отобразить, какие этапы проходят партнеры перед открытием и какие после, кто и что на них должен делать. После этого нанимаются менеджеры

5 - База знаний. Это вечный этап. По мере открытия новых партнеров и по мере взаимодействия с ними, Вы будете приобретать новый опыт, который может усилить Ваш бизнес, который может помочь остальным партнерам работать более эффективно. Этот новый опыт нужно упаковывать в обучающие материалы и дополнять базу знаний.

Кто нам нужен, чтобы упаковать франшизу?

По сути у нас есть три основных пути, как создать свою франшизу: сделать самому, обратиться за консалтингом или найти наставника и сделать самому, но с подсказками, обратиться за услугой “упаковка франшизы под ключ” и надеяться на лучшее (статья на тему, почему услуга “Упаковка франшизы под ключ” это слив денег)

Какие сотрудники нам нужны в штате, чтобы развивать франшизу

  • Концепция - нужен собственник и 1 продуктолог, человек ответственный за развитие франшизы (на начальных этапах зачастую собственник и продуктолог это одно лицо). Чтобы создать юридическую подоснову, необходимо обратиться за помощью к юристу. Нет необходимости, особенно на ранних стадиях, держать юриста в штате, это попроектная работа. Также в команду нужен хотя бы один дизайнер
  • Маркетинг франшизы - нужен трафик менеджер, человек который будет отвечать за количество трафика, который конвертируется в заявки и продажи, а также маркетолог, который будет координировать маркетинг и генерить новые гипотезы по привлечению партнеров (зачастую на старте допускается координации от собственника)
  • Продажи - в случае если есть маркетолог, он может настроить crm систему для ведения сделок, также на старте необходимо 1-2 менеджера, один из которых будет старшим менеджером, его основная задача - выполнения плана продаж
  • Поддержка - в среднем по рынку, один менеджер сопровождения способен работать с 5 партнерами, плюс маркетолог работающий с партнерами
  • База знаний - 1 продуктолог

В среднем путь с 1ого п 4 этап с учетом донабора специалистов занимается два-три месяца

Сколько стоит создать франшизу?

Бюджет на создание франшизы может отличаться от бизнеса к бизнесу, но в среднем по рынку владелец бизнеса тратит в около 400 000 - 500 000 рублей, в которые входят:

  • регистрация торгового знака
  • создание договоров и актов
  • Найм продуктолога,трафик-менеджера, маркетолога, менеджеров отдела продаж, менеджеров отдела сопровождения, дизайнера
  • услуги по покупке и настройку crm-системы
  • создание маркетинговых воронок и продающих материалов (посадочники, письма, презентации)
  • создание руководств для партнеров и их оформление

Отдельно стоит сказать про бюджет на маркетинг. В среднем по рынку на маркетинг следует закладывать 20% от планового оборота следующего месяца. То есть, если мы хотим продать франшиз на 2 000 000 рублей в следующем месяца, желательно иметь 400 000 рублей в качестве маркетингового бюджета.

Заключение

Друзья, постарался отобразить “среднюю по больнице” ситуацию при создании собственной франшизы. При написании статьи опирался на свой собственный опыт масштабирования по этой модели - 6 лет создаю и продаю франшизы и получается примерно такая же картина, которую я отобразил в данной статье. А также опирался на опыт коллег на рынке франчайзинга, с которыми имею честь взаимодействовать.

Есть вопросы по созданию франшизы? Давайте знакомиться https://t.me/romashyl21

Если необходима помощь в создании франшизы, записывайтесь https://t.me/Romanfranchisebot

44
10 комментариев

Не верю я в наши франшизы. Был негативный опыт с кофейней. В итоге создал свой проект и продажи прошли. Франшизы сильно ограничивают предпринимателей.

Ответить

Такое действительно встречается, не поделитесь, какую франшизу покупали?

1
Ответить