Пока вы смотрели финал, я решил узнать, на что Катар потратил 200 миллиардов

Раз в 4 года половина человечества собирается чтобы увидеть одно из главных спортивных событий на планете – чемпионат мира по футболу.

3,6 млрд человек смотрели хотя бы одну минуту чемпионата мира в 2018 году

Турнир дарит незабываемые эмоции даже тем, кто футбол обычно и не смотрит. Страны активно борются за право провести чемпионат у себя дома, но вот что удивительно. За последние только два раза проведение турнира было прибыльным – для Мексики в 1986 году, и России в 2018 году. А раз статистика говорит, что чемпионат мира - это убытки, то зачем во все это ввязываться?

Это при том, что The Economist <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.economist.com%2Fgraphic-detail%2F2022%2F11%2F18%2Fis-the-world-cup-a-giant-waste-of-money&postId=565561" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">говорит</a> - данные по Мексике надо бы дополнить
Это при том, что The Economist говорит - данные по Мексике надо бы дополнить

На проведение мундиаля в 2022 году крошечное государство с Аравийского полуострова потратило денег больше, чем приносит вся его экономика - $220 млрд. Для сравнения, прошлый чемпионат, который был в России, обошелся в 19 раз дешевле.

Как же вышло, что право провести мундиаль в этом году получила страна (площадь Катара - 11 571 км²), которая в четыре раза меньше Московской области (45 900 км²) и не имеет футбольной истории, а главное – зачем она потратила на подготовку сотни миллиардов долларов? Как коррупция пронизала самый популярный спорт на планете, и зачем становиться хозяйкой убыточного проекта? Давайте разбираться

Футбол зародился в конце XIX веке в Англии и быстро стал популярным во всей Европе и Южной Америке. Когда национальный сборные начали играть между собой, руководители футбольных ассоциаций решили создать международную федерацию футбола – ФИФА, чтобы координировать и организовывать матчи между странами.

Fédération Internationale de Football Association (фр.), сокращённо — FIFA, в русской транслитерации — ФИФА

Первый международный чемпионат прошел в 1930 году. Из 44 стран, входящих в ФИФА, заявки на проведение подали - шесть, а выиграл -Уругвай. Официально, потому что за него проголосовало большинство членов ФИФА, мол Уругвай победил в двух прошедших любительских турнирах, пусть он чемпионат и проводит. Изначально, футбол, как и олимпийские игры, объединял только любителей.

Эх, где же сегодня тот дух, заложенный Кубертеном?
Эх, где же сегодня тот дух, заложенный Кубертеном?

Однако поговаривают, что уже с первого мундиаля решение о месте проведении чемпионата принималось за закрытыми дверями фифа. И как вы понимаете, именно фифа стала безоговорочным монополистом коммерциализации футбола.

Представьте, что судьба самого масштабного спортивного мероприятия на планете, которое создает сотни тысяч рабочих мест и миллиардные инвестиции, находится в руках 24 человек. Да, именно эти люди составляют исполнительный комитет ФИФА, и они решают, где пройдет следующий мундиаль.

Такой дисбаланс ответственности делает коррупционные скандалы частью современного международного футбола.. Судите сами. В 2010 году катарский эмир встречается с президентом Франции Николя Саркози.

Саркози обещает, что скоро все будет хорошо
Саркози обещает, что скоро все будет хорошо

Спустя пару дней Саркози позвонил своему соотечественнику — главе европейского отделения ФИФА Мишелю Платини и говорит следующее. Запись этого телефонного разговора я специально перевел для вас с французского: «Подумайте, что вы и ваши коллеги из УЕФА можете сделать для Катара, когда будет присуждаться право проведения чемпионата мира». Намек Платини понял. Через шесть месяцев после этого звонка глава ФИФА Зепп Блаттер объявил о проведении мундиаля на Ближнем Востоке. А еще через полгода Катар купил у Франции истребители на $14,6 млрд. Совпадение, ну не знаю.

Вот и мировая общественность засомневалась. После того как Катар был объявлен хозяйкой чемпионата, Зепп Блаттер и Мишель Платини – были отстранены от своих должностей.

Но вернемся к Катару. В заявке 2010 года он обещал за 12 лет построить 12 стадионов с инновационной системой охлаждения. И в отличие от других стран, стадионы для Катара были не самой главной статьей расходов. Финал турнира прошел в Лусаиле — городе, которого 10 лет назад просто не было. Его построили в пустыне за $45 млрд.

Вот он, стадион Лусаила, справа вверху
Вот он, стадион Лусаила, справа вверху

Огромные суммы были потрачены на строительства жилья для гостей турнира - виллы, апартаменты и отели , насыпали даже частные острова. За шесть лет в Дохе, столице Катара построили метро, которое обошлось дороже, чем проведение четырех последних чемпионатов мира вместе взятых ($36 млрд).

Но для чего такие траты? Поставьте себя на место катарских эмиров. Вы - мировые лидеры по запасу нефти и газа, но с диверсификацией экономики есть проблемы. Из-за падения цены на нефть, экспорт которой приносит треть ваших доходов, страна не выполнила заявку ФИФА и построила всего восемь стадионов вместо 12 заявочных

<p>Роль промышленности в структуре ВВП Катара снижается, но незначительно</p>

Роль промышленности в структуре ВВП Катара снижается, но незначительно

Поэтому сверхдоходы от нефти и газа направляются на развитие туризма и инвестиций, продвигая бренд Катара на мировом рынке. И чемпионат мира на этом пути – отличная проходная точка. Турнир привлекает к стране внимание инвесторов со всего мира и улучшает имидж государства. В дни мундиаля в президентских ложах собираются самые влиятельные люди планеты. Трудно найти другое мероприятие подобного масштаба, где можно собрать глав государств в неформальной обстановке.

<p>Макрон празднует гол Франции в финале Чемпионата мира 2018 </p>

Макрон празднует гол Франции в финале Чемпионата мира 2018

Инвестиции в строительство стадионов создают рабочие места не только для самих строителей, но и для обслуживающего персонала. На чемпионат приедут зрители, которые будут тратить деньги. И невидимая рука подтянет туда бизнес, который соберет огромные прибыли. За время ЧМ 2018 экономика России получила около 3 млрд долларов только за счет туризма, а в целом благодаря чемпионату экономика обогатилась на 15 млрд долларов, что составляет около процента ее ВВП

<p>Страничка из официального <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Frfs.ru%2Fnews%2F208313&postId=565561" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отчета</a> о проведении ЧМ 2018</p>

Страничка из официального отчета о проведении ЧМ 2018

На бумаге все это звучит красиво, но в начале видео мы выяснили, что чемпионат – дело затратное и доходы куда-то испаряются. Как так? Ожидаемый доход ФИФА от чемпионата мира в Катаре – $4,7 млрд. Это права на телетрансляции ($2,64 млрд), маркетинг ($1,35 млрд) и продажу билетов ($500 млн.). То есть, огромную часть доходов фифа заберет себе. И фифа это пожалуй единственный участник мундиаля, который гарантировано останется в плюсе. Это же монополист, помните?

А что со странами? Начнем со стадионов и инфрастуктуры. В строительство арен Катар вложил около 10 миллиардов долларов. Самая маленькая из них вмещает 44 089 зрителей. Знаете, сколько на своих матчах, в среднем, собирает самый титулованный местный клуб, «Аль-Садд»? 1500 болельщиков

<p>Примерно так будут выглядеть матчи Катарского чемпионата через месяц</p>

Примерно так будут выглядеть матчи Катарского чемпионата через месяц

И это нормальная практика, если стадионы строятся с нуля в неразвитых регионах. Для чемпионата мира в Бразилии в 2014 году был построен стадион за миллиард долларов. Сегодня он используется как автобусный парк. Надо ли говорить об эффективности таких инвестиций в спорт?

Но ладно, зато строительство создает рабочие места. Однако когда чемпионат закончится, проектов явно станет меньше, а уже построенные многоквартирные дома и отели опустеют. Катар – крайне маленькая страна, где проживает всего 3 млн человек, население Санкт-Петербурга почти в 2 раза больше. За время турнира Катар посетили около 1 млн болельщиков. И когда вместе с ними из страны уедут рабочие, а также офисные служащие, задействованные в подготовке к турниру, для кого останутся эти объекты?

<p>А вы думали, я шучу про стадионы в пустыне?</p>

А вы думали, я шучу про стадионы в пустыне?

Хорошо, но ведь у нас есть долгосрочный эффект от турнира – зарубежные инвестиции. Но и тут проблема. СМИ неоднократно сообщали, что инфраструктура в Катаре строится с нарушениями прав человека. Десятки тысяч работников из Индии, Непала и Бангладеша на протяжении периода стройки фактически попали в трудовое рабство без возможности покинуть Катар или сменить место работы. Шесть с половиной тысяч работников погибли при строительстве стадионов. И на этом фоне брошенные отели и ветка метро, построенная в пустыне, кажутся не самой главной проблемой катарской экономики.

<p>В западных интернетах нарушение трудовых прав мигрантов в Катаре вызвало нехилую волну расследований</p>

В западных интернетах нарушение трудовых прав мигрантов в Катаре вызвало нехилую волну расследований

Выигрывает ли любая страна от проведения чемпионата? Статистика показывает, что незначительный эффект может быть. По крайней мере, у большинства стран на следующий год после турнира, ВВП незначительно увеличивался. Главный драйвер роста - траты на строительство стадионов и дорог. Особенно сильно он стимулирует страны, у которых этой инфраструктуры нет изначально. А ожидания инвесторов и бизнеса от чемпионата подталкивают экономику вверх и создают эффект инвестицонного пузыря.

Но проблема в том, что если стадионы, отели и рестораны были построены в пустыне или джунглях, то с чего бы им приносить доход, когда миллионы болельщиков разъедутся по своим домам.

Если вам понравилась статья, это круто, я старался. Телеграм, конечно, есть. В нем я пишу об экономике простыми словами. Велком)

1515
7 комментариев

Создается впечатление, что статья оборвалась на самом интересном месте 🤔

6
Ответить

Действительно.. Где ответ на самый главный вопрос - нахрена и главное, зачем?!

1
Ответить

Безумие эпических масштабов вся эта история, как и остальные попытки развития стран Залива. В местах, где 8 месяцев в году можно находиться только в помещении под кондеем (и дальше будет только хуже), нужно не небоскребы со стадионами сторить, а эвакуацией заниматься.
Лучше бы они на эти деньги себе какой-нибудь остров в Меланезии купили, переселились туда все, кроме непосредственно занятых в нефтедобыче, и жили бы счастливо.

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Хорошо, узнать на что потратил 200 миллиардов, а сколько в итоге заработал

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Пишите в первом абзаце на что, чтоб статью не открывать. Ты ж не Пушкин, чтобы твои буквы читать.

Ответить