Зачем я пытался сделать сервис, совмещающий Notion и Obsidian

Привет! Я Дмитрий Коржов — основатель AskMeAnything и Product Knowledge Manager в Improvado. Специально для PMCLUB рассказал, как создавал базу знаний в «Сбере», зачем разрабатывал аналог Notion, как сейчас организую работу команды в «закрытой» Tana и при чём здесь демократизация данных.

Дизайн моего проекта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.morphic.live%2F&postId=565815" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Morphic</a>
Дизайн моего проекта Morphic

О чём говорим

Ключевая идея статьи не в обзоре сервисов (что тоже полезно), а в представлении, как они должны выглядеть для удобной и эффективной работы для проектных и продуктовых менеджеров, аналитиков и разработчиков. Можно комбинировать инструменты, пробовать новое, но главное — удобное хранение знаний и поиск.

Важно обращаться к предыдущему опыту и смотреть, какие вводные были у прошлых проектов, какие проблемы возникали, как их решали. Это позволит не спотыкаться каждый раз на одном месте.

Карта знаний для «Сбера»

Я работал в «Сбере», проводил исследования и глубинные интервью, которые помогали продактам разрабатывать функции и дополнительные продукты. Но в компании не был выстроен процесс работы с инсайтами. То есть знания, полученные в ходе ресёрчей, не сохранялись и не переиспользовались. Никто не хотел пересматривать часы видеоинтервью . В результате моя команда проводила много избыточных исследований.

Тогда пришла идея автоматизировать и улучшить этот процесс. Я создал связанную систему:

Airtable (хорошо интегрируется с другими сервисами) + Confluence (в нём обычно работают продакты) + хранилище файлов.

Как это было устроено: мы дали всем исследованиям названия в едином формате и добавили их Airtable — с инсайтами и ссылками на файлы интервью. Эти данные дублировались в Confluence с единой системой тегов, в которых прописывали ЦА, даты регистрации/создания, поиск, отклик, компанию и профессию.

Так выглядела база исследований в Airtable
Так выглядела база исследований в Airtable

К этой системе открыли доступ всем продактам — и за несколько месяцев накопилось более 1000 строк инсайтов пользователей и статистики. В итоге количество исследований снизилось примерно на 30%.

Мы демократизировали процесс исследований и сделали информацию доступной. К примеру, у сотрудника есть гипотеза, он хочет выпустить функцию. Чтобы не начинать с нуля, он идёт в Confluence или Airtable, вбивает название функции и получает сотню инсайтов от клиентов: что они думают по поводу конкретной проблемы. Так человек начинает работу с более чётким видением продукта и особенностей разработки, дизайна и маркетинга.

Почему Notion не подходит крупным компаниям

После «Сбера» я занялся собственными проектами, в том числе стартапом Morphic. Его главная идея в том, чтобы объединить в себе функциональность Notion и Obsidian. Но о «морфике» чуть позже.

В зрелых компаниях никто не ведёт работу в Notion. Это слабый инструмент для разработчиков, но крутой для малых команд на 10-20 человек. Крупный бизнес использует Jira, Asana и другие тулы, которые позволяют отслеживать время, строить диаграммы Ганта и прочее. Notion не создан для этого. Он решает много задач, но ни одну — хорошо.

Даже ведение знаний в Notion хромает из-за плохой системы бэклинков. Об этом я писал у себя на Medium. Для сравнения возьмём Obsidian. Во-первых, в нём вся информация отображается в виде дерева данных, на котором можно связывать документы друг с другом. Это позволяет видеть связи и быстро ориентироваться.

Зачем я пытался сделать сервис, совмещающий Notion и Obsidian

Во-вторых, в Obsidian можно искать документы по метаданным парой строчек простого кода.

Пример моих метаданных в Obsidian
Пример моих метаданных в Obsidian
Выдача
Выдача

Но чтобы найти конкретные документы среди тысяч страниц в Notion, придётся покопаться вручную. Сервис хромает, когда речь идёт о разработке, работе с процессами, со спринтами, с тайм-трекингом, стори-поинтами и глубоким планированием.

Что я хотел предложить

Заметив проблемы Notion, я решил создать свой сервис Morphic с улучшенной навигацией по базе знаний. В основе стартапа было заложено две идеи:

1. Система бэклинков. Если пользователь упомянул где-то страницу, он может быстро перейти к оригинальному документу и ко всем связанным с ним страницам.

2. Возможность запросов документов. То есть поиск страниц по метаданным. Например, эта функция позволит показать все задачи по конкретному сотруднику. Или если политики компании разбросаны по всей базе, то одним тегом их можно вывести в единый список.

Лендинг Morphic
Лендинг Morphic

Я сформулировал идею Morphic, собрал прототипы, лендинг. Но очень долго искал разработчика. А когда нашёл и мы начали писать код, он пропал и перестал отвечать. Поэтому я заморозил проект и переключился на другой.

В то же время нашёл сервис Tana, в котором уже были реализованы все мои идеи. О нём и расскажу подробнее.

Tana — новый, сыроватый, но невероятно мощный инструмент

Ключевая концепция Tana — в супертегах. В любое место на странице можно добавить супертег, в котором есть встроенные (assign, due date, focus date, priority) и созданные пользователем поля.

В Tana есть иерархия супертегов. Например, тег «action» самый высокий в иерархии (цвет тега показывает уровень: красный — высокий, серый — средний, оранжевый — низкий). Соответственно, тег «action» содержит в себе низкоуровневые теги, такие как «task», а «task» наследует поля из «action». В «task» можно добавить собственные поля и создать теги, которые будут наследовать их из «task». Получается система переиспользования параметров.

Зачем это нужно? Так документы связываются друг с другом и пользователь может быстро найти все страницы с общими тегами.

С помощью простого языка запросов можно обращаться к супертегам, фильтровать, отображать данные в виде таблиц, карточек, досок и так далее.

По запросу получаю все карточки в Tana, выбираю свои и невыполненные

Также контент внутри карточек автоматически обновляется. Например, пользователь работает в одном проекте — а его карточки отображаются и обновляются на других страницах.

Tana пока на стадии закрытого бета-теста. Я связался с основателем, и мне открыли доступ. Сейчас в сервисе работает моя команда из шести человек. Планируем вскоре масштабировать инструмент на несколько департаментов. Прогнозирую, что через год Tana станет новым трендом на корпоративном рынке, так как ребята фокусируются именно на командной работе.

Демократизируй это

Без разницы, в каком именно сервисе вы работаете, ключевое — выстроить систему так, чтобы сотрудники могли быстро обращаться к прошлым проектам и не повторять ошибок. Мой главный месседж к проджектам, аналитикам и российским стартапам, которые делают аналоги Notion и Trello: помните о демократизации данных и выстраивайте систему так, чтобы все документы были под рукой.

Материал подготовила онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов PMCLUB. Мы рассказываем об эффективном управлении, планировании и рабочих инструментах. Подписывайтесь на нас на vc.ru и в Telegram.

2626
27 комментариев

Вы сравниваете тулзы для командной работы с Obsidian, который не создан для команд. Там нельзя совместно редактировать документы... Также упомянули граф в Обсидиане, но он же не презентабелен - если много заметок, то вы получаете просто кучу элементов на графе, между которыми точно также невозможно ориентироваться как и в любой другой похожей системе.
Если честно, я не очень понял, почему тоже самое, что вы реализовали в Airtable, нельзя было сделать в ноушене, если это просто получился поиск по тегам в виде таблички.
Кстати, в Ноушене же есть беклинки, но вы про них не упомянули. Понятно, что они реализованы не так удобно как в том же Обсидиане, но функционал же есть и задачу выполняет)

4

Там можно редактировать совместно. Obsidian Sync. Да, он не предназначен, но люди его так используют. И в Obsidian есть тариф для работы нескольких пользователей. Если такое у них на сайте есть, значит был такой запрос и они его удовлетворили.

Потому что основная база знаний лежала в Confluence, зачем мне Notion? Мне нужны таблицы. В Notion таблицах нельзя писать скрипты и делать очень много классных вещей, которые есть в Airtable.

1

Ну да, беклинки в Notion:) Это звучит также забавно, как и реализовано у них)

1

Ну граф в Обси все равно полезная штука — как минимум эстетическое удовольствие получить)) Ну а серьезно — видите "коконы", возможно карты контента создать из какой-то заметки. Видно "Брошенные заметки". Хотя что на большом объеме это сливается в клубок неразберихи — соглашусь.

1

Мечтаю не о складе 'чего-нибудь из прошлого', пусть и с фракталами-графами, некоего интерполирующего ...
А - экстраполирующего, с ИИ и BI-рекомендацией по НЕОБХОДИМОСТИ ДОПОЛНЕНИЯ Данных, Связей и Смыслов, типа как в диалоге из 'Брилиантовой руки':
'... — Теперь вот такое предложение: а что, если…
— Не стоит.
— Ясно… Тогда, может быть, нужно…
— Не нужно.
— Понятно. Разрешите хотя бы…
— А вот это попробуйте. Вам поручена эта операция, так что действуйте!
...'

2

Мы пробовали, слишком много ограничений)

1