Деньги к деньгам: как из успешного нефтяного бизнеса уйти в edtech-проект

И создать единственную сертифицированную программу по криптовалютам.

Деньги к деньгам: как из успешного нефтяного бизнеса уйти в edtech-проект

Привет! Меня зовут Наталия Иванова, я основатель международной онлайн-школы DeFIN IS. Свой проект я создавала в перерыве между второй и третью беременностями, не искала легких путей и получила европейскую аккредитацию для своих программ. Расскажу, как создать уникальный на рынке онлайн-образования проект и постоянно актуализировать его.

Влиться в семейный бизнес

Я 15 лет проработала в нефтехимической отрасли – в семейной компании «Напор». Мой дед с друзьями ещё при Советском Союзе создал АО. Тогда это звучало просто фантастически – все думали, что он сошёл с ума. Они отделились от НИИ, который в перестройку стал никому не нужным, скинулись и собрали уставной капитал, арендовали здание. Дед занимался разработками, отвечал за научную часть.

Это был наш «семейный бизнес». Родители горели этой инициативой, им нравилось заниматься нефтехимией. Разрабатывали ингибиторы коррозии, реагенты, деэмульгаторы. Это сложные продукты, которые работают на нефтепромыслах при очень высоких или очень низких температурах.

Я в основном отвечала за экономическую часть деятельности, была представителем компании в Москве, согласовывала поставки. Там я привыкла иметь дело с большими объемами информации, с крупными суммами, цистернами, реакторами. АО «Напор» до сих пор продолжает работать. У меня 26% его акций, ещё примерно 20% - у моей семьи. Я член наблюдательного совета, но компания функционирует без моего участия. Я получаю дивиденды, выполняя какие-то несложные функции.

Добро пожаловать в онлайн

В 2015 году я ушла в многолетний декрет: первый ребенок, потом второй. Понятно, что удаленка для представительской работы не сильно подходит. И я начала развиваться в другом направлении – пробовать себя в онлайне. У меня два высших образования, куча знаний, которые хотелось применить. Просто заниматься детьми и ничего больше не делать – это не моё. С каждым ребенком я отмечала окончание нового вуза и открывала для себя что-то новое.

Так в 2016 году я попала в мир онлайна. Он интересен тем, что здесь высокая маржинальность. Я быстро поняла, что нужно двигаться в сторону онлайна и соцсетей. Парадокс в том, что до 2015 года я принципиально игнорировала соцсети. У меня был предрассудок, что там какие-то непонятные люди со всякой ерундой. Я научилась писать в соцсетях, стала понимать, что там происходит. Тогда же у меня возникла идея обучать людей онлайн чему-нибудь полезному и актуальному.

Считала, что люди в соцсетях не воспримут сложный контент на тему финансов, который я готова им давать. На тот момент в Instagram* были в основном фотки еды и котиков, никаких нормальных онлайн-курсов. Поэтому начала заходить в тему финансов, которая мне близка и понятна, через туризм и путешествия. Мы с семьёй много где побывали, у меня в этом вопросе серьёзный опыт.

Стала писать в своем Instagram*, как заниматься личными финансами, накопить на путешествия, правильно потратить мили, советовала классные зарубежные сайты. Через них можно было летать практически за 5 долларов, что я сама и делала.

Вскоре я запустила небольшие образовательные программы на тему путешествий и финансов. Те, кто их прошёл, существенно экономили на поездках по миру. Там было множество лайфхаков, курс пользовался большой популярностью.

Продвигалась в основном через Instagram*, но без особых усилий. Просто рассказывала, что у меня открылся набор на курс. И люди приходили – у меня даже была предварительная запись.

Но потом началась пандемия, и спрос сильно упал. Если бы не пандемия, я, может быть, так и осталась бы в этой сфере. Курс готовый, лиды дешёвые, клиенты довольны, кейсов много, мир прекрасен.

Создание школы

В пандемию я сразу поняла, что эта история не на один год, а зарабатывать надо всегда. Поэтому стала думать, что я еще умею. Начала мониторить рынок онлайн-образования – что люди изучают, какие программы предлагаются, какие сферы востребованы.

Увидела растущий тренд в сфере инвестиций и личных финансов. Это меня сильно удивило: неужели в соцсетях такое возможно! Примерно пару месяцев я изучала конкурентов. Стало понятно, что в эту сферу действительно стоит вкладывать свои знания.

Я анонсировала своей аудитории в Instagram*, что у нас будет много нового и интересного. Начала постепенно расширять программу. Сначала сделала маленькие бесплатные запуски, потом – платные образовательные программы. Это постепенно переросло в целый инвестиционный курс.

Свою первую программу составила по собственной методологии, во многом благодаря общению с аудиторией. Мы собирали обратную связь, спрашивали, что людям необходимо, что им понравилось или не понравилось. В основе нашего бизнеса всегда пользователь – у него нужно только спросить! Вот так, поток за потоком, мы исправляли недочёты, улучшали программу.

Дальше надо было отстраиваться от конкурентов. С формальной точки зрения у меня был всего лишь обычный инфопродукт – «как у всех». Чтобы вывести школу на новый уровень, я решила сертифицировать свои программы в каком-нибудь известном университете и получить его аккредитацию. Это позволило бы мне «опираться» на известный образовательный бренд – большинство курсов этим похвастаться не могут.

Мы подали документы в пражский филиал HiSTES (Европейская ассоциация вузов и преподавателей высшей школы). Пройти там аккредитацию не так просто, как может показаться. Сначала надо было понять методологию, по которой оцениваются программы: содержание, продолжительность, обратная связь. Потом программу следовало серьёзно скорректировать под их требования. У меня была небольшая команда, делегировать эти задачи было некому. Я сама доводила наш продукт нужного уровня.

Школу deFIN IS я создавала, будучи беременной третьим ребенком. У меня сложно протекала беременность: почти всё время пролежала, потому что нельзя было ходить. Плюс я сама вела курсы, у меня постоянно занималось по 50-100 человек. Спрос на курсы по инвестициям был довольно высоки, потоки набирались сами собой.

В октябре 2021 года у меня родился сын, а в ноябре приняли нашу программу в HiSTES. Это значит, что она соответствует международным стандартам. Мне выдали мне сертификат члена Ассоциации. Так я отстроилась от основной части блогеров, которые занимаются обучением. С тех пор мы начали расти. Я поняла, как всё должно работать, чтобы программы давали наилучший результат.

Вскоре мы увидели, что людям требуются самые разные онлайн-профессии. Мы постепенно начали перестраиваться, запускать по этой же методологии другие курсы. В качестве преподавателей нанимали только практикующих специалистов. Конечно, они должны предоставить дипломы и сертификаты, что могут вести обучение.

В феврале 2022 года мы таким же образом сертифицировали свои программы в российском вузе – Международном университете цифровой экономики и технологий. Теперь мы можем выдавать дипломы и международного, и российского образца. Пройти сертификацию было гораздо проще, чем в первый раз – мы уже знали, что и как делать. Сейчас мы, наверное, одна из первых школ, которая выдает российский диплом установленного образца по криптовалютам.

Курсы о том, как разумно тратить деньги

В школе deFIN IS два вида программ. Первый связан с финансовой грамотностью и личными финансами. Мы учим планировать семейный бюджет, разбираться в криптовалютах, инвестировать на фондовом рынке. Второй блок программ – обучение новым профессиям. У нас можно получить основы онлайн-продвижения и разработки чат-ботов.

«Финансовые» курсы ориентированы на консервативных инвесторов, то есть на большинство людей. Мы даём хорошие прикладные данные. Я объясняю, как на самом деле функционирует фондовый рынок. Как принимать грамотные решения, как выстраивать разные модели финансового поведения.

Это курсы не для биржевых трейдеров. Трейдерством надо заниматься профессионально и очень упорно. Человек, идущий за быстрыми деньгами, просто всё потеряет. И даже если у него в какой-то момент получается «поднять» денег, ничего хорошего из этого не выйдет. Они уйдут так же быстро, как и пришли.

Я предлагаю рассматривать фондовый рынок как дополнительную «диверсификацию портфеля». У большинства людей недостаточно понимания и умения пользоваться теми ресурсами, которые у нас в изобилии. Они либо бегут покупать золото, потому что «оно выросло», либо акции «Газпрома», потому что «блогер так сказал». И это хаотичное движение у нас повсеместно.

У меня неплохой пассивный доход, я могу не работать. Но я всегда старалась грамотно распределять свои деньги – и большие, и небольшие. Инвестировала то в одно, то в другое, вкладывалась в самые разные сферы. Информацию на курсах я транслирую через личный опыт, понимание, как это у меня работает и как это в принципе должно работать. Даю людям общие знания по экономике, чтобы они могли «примерить» их на себя.

Когда человек грамотно распределяет свои доходы, он становится богаче, позволяет себе больше и этим подталкивает всю экономику к развитию. Он не купит новый айфон, который не может позволить, и не загонит себя в долги перед банками. Закредитованный человек начинает меньше потреблять и меньше тратить. Это оказывает круговой эффект на всю экономику – страдают все те, у кого он не может купить товары или услуги.

Грамотные люди не участвуют в «хаотичных движениях», разрушающих финансовую систему. Например, не бегут снимать деньги со вкладов, потому что «одна бабка так сказала». Они не ведутся на глупости, не позволяют банкам зарабатывать на человеческом идиотизме. Экономика от этого только выигрывает – впрочем, как и сами люди.

Гибкие и актуальные программы

Наша программа длится полтора месяца. Во многих онлайн-школах обучение идет в течение 3-6 месяцев. Мне все говорили: «Да чему вы там за полтора месяца сможете научить!» Но я считаю – в этой сфере нельзя держать людей на курсах по полгода. Они 150 раз скиснут, статистика это подтверждает. Максимальный показатель окончания стандартных курсов – примерно 40-43%. Даже в самых лучших случаях этот показатель не дотягивает до 50%. Остальные люди просто не доучиваются.

Проблема ещё и в том, что в онлайне все быстро меняется: за несколько месяцев рынок становится вообще другой. И если слушатель сразу же после курсов не начал практиковаться, ему придется дополнительно учиться.

Мы обучаем по методикам, основанным на самых последних тенденциях. Постоянно что-то внедряем, пробуем, корректируем программы. Наша цель – чтобы ученики как можно быстрее начинали практиковаться, зарабатывать первые деньги или что-то менять в своей жизни.

Уникальность нашей программы в том, что она довольно понятная для всех. Учёба может быть непростой, особенно если человек никогда не работал с финансами или в онлайне. Но программа выстроена так, что «берешь и делаешь» – просто по шаблону. Каждый урок – это практика, отработка навыков. И у человека начинает получаться. Те, кто мотивирован, быстро в это втягиваются. Через три недели они уже могут зарабатывать первые деньги. Но если что-то непонятно или не получается, можно прийти в чаты для учеников и «поплакаться». А потом взяться за учёбу с новыми силами.

Проходимость программ в нашей школе довольно высокая: почти все студенты доходят в них до конца. Но я постоянно работаю над курсами, для меня это основа. Люди будут возвращаться, если им нравится та или иная программа. Мы строим обучение так, чтобы мотивировать взрослых людей постоянно учиться и развиваться.

Студентов ведут кураторы. Часть из них – выпускники первых потоков, которые хорошо знают программу. Вместе мы болеем за всех студентов, боремся за каждого, кто начал учиться, не даём бросить курс.

Больше востребованных профессий

Одна из целей на ближайшее время – выстроить собственную образовательную платформу, перейти на неё и развивать продукт на ее основе. Платформа GetCourse нас в принципе устраивает, но это временное решение.

Мы сейчас работаем над тем, чтобы у нас появились программы уровня MBA. Будем постепенно уходить в сторону бизнес-образования. Планирую рассказывать людям, как создается бизнес в онлайне, как выстраивать отделы продаж. Здесь довольно много нюансов, особенно для новичков. В перспективе будем обучать большому количеству профессий.

Хотим сделать площадку с возможностью размещения вакансий для наших выпускников. Она должна быть «заточена» под новые онлайн-профессии. Найти таких специалистов непросто. Особенно когда это новая профессия, типа администратора Telegram. Например, если блогеру нужен этот специалист, он обычно пользуется советами знакомых. А у нас будет площадка для кандидатов со «знаком качества» нашей школы, где можно без проблем найти нужного сотрудника.

Так у нас появится «уникальное торговое предложение» – трудоустройство. Люди получат возможность трудоустраиваться через нас по онлайн-профессиям. Мы выстроим для своих слушателей путь из понятных действий до получения первых денег, чтобы они могли окупить свои новые знания. Иначе какой в этом смысл?

* Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.

1010
2 комментария

Почему российские образовательные стартапы не получают европейские аккредитации (или не говорят об этом). Насколько это сложно?

Ответить

Я почти год училась в стартап академии Сколково, у меня много друзей, занимающихся таким видом бизнеса. Вот две тенденции- проще создать стартап там, у нас это очень юный рынок, вторая- многие идеи для стартапов в рф берутся именно с зарубежных аналогов. И еще один парадокс- бизнес в России он не похож на тот же, к примеру, созданный в Израиле. Разные бизнес модели, аудитории. Плюс открывая зарубежом стартап, проще привлечь деньги- это тоже боль российских первооткрывателей тут

Ответить