Яндекс убьет Bookmate?
В 2022 году владельцы нежно любимой мною электронной библиотеки Bookmate были признаны иноагентами, и “так совпало”, что Яндекс купил сервис (как технологию, а не юрлицо).
Я - абсолютная целевая аудитория всего, что связано с книгами и могу аргументированно обсуждать “бумага” или “цифра”, и чем отличаются книжные магазины друг от друга. В Bookmate у меня около 1500 книг, 31 полка и более 8000 цитат. И конечно, я очень напряглась от новостей про Яндекс и Bookmate.
Как будет происходить переход? Сколько будет стоить подписка? Не сломается ли чего (полки, книги, цитаты)? Ждать ли теперь слива информации о том, какие книги я читаю, по аналогии со сливом данных Яндекс.Еда?
А вдруг я зря волнуюсь, и будет magic - единая экосистема, читаешь книгу - тебе рекомендуют музыку на фон или фильм по книге? И вообще - Яндекс же постоянно пишет статьи и на конференциях рассказывают про важность клиентского пути и пользовательского опыта, знают про всякие работы с возражениями, и как все сделать хорошо, но….
Для ключевой ЦА сделали худший оффер
Как Яндекс анонсировал появление Букмейта? “В Плюсе появился Букмейт!” “Отличные новости!” “Книжная опция!”. Всего 100 рублей в месяц.
Теперь переведем с пиар-языка на пользовательский.
Кому и как предложили Букмейт по факту?
- Пользователи Яндекс.Плюс, которые не пользовались аудиокнигами - для них это действительно выглядит как дополнительный и НОВЫЙ (прикольный) продукт. “Всего 100 рублей! Круто!”
- Пользователи Яндекс.Плюс, которые пользовались аудиокнигами - у них ОТОБРАЛИ часть продукта (аудиокниги) и сказали, “ачетакова” - теперь вы можете не только аудиокниги слушать, но еще и читать! Прикиньте! + 100 рублей в месяц. То есть отобрали то, что было, и радостно предложили выкупить это обратно.
- Пользователи Bookmate (как бы корневая аудитория продукта “Книги”, которые платили за библиотеку) - вы можете получить доступ к библиотеке, только купив ВЕСЬ пакет Яндекс.Плюс. То есть не 100 рублей, не стоимость вашей подписки, а за 400 рублей в месяц. “Ачетакова”, ведь вы получаете не только книги (эти ваши скучные), а еще много классного контента!! Российские сериалы, е..я, гребля, пирожки! И все это за каких-то 400 рублей в месяц! “Мультивселенная развлечений!”
То есть вместо того, чтобы максимально нежно перевести к себе новую аудиторию (пользователи Bookmate, которые не пользователи продуктов Яндекса), чтобы потом их соблазнительно и скидками заманить на тестирование других продуктов, Яндекс “продает” Букмейт своим текущим пользователям. А у пользователей Bookmate - отбирает сервис (берет в заложники) и требует выкуп, насильно (и формально) увеличивая количество пользователей Яндекс.Плюса.
Бесшовный перевод аудитории. Зачем? Ложь и ghosting!
Как выглядела коммуникации пользователям Bookmate о переходе к Яндексу?
Никак.
Не было ни сообщений внутри приложения, ни по почте. Даже поддержка отвечала (да, я человек тревожный, и написала в поддержку), что все будет ок.
Из браузерной версии Bookmate просто выкинуло. И появился вход с Яндекс.ID (которого у меня нет, например).
Поддержка? Поддержка Bookmate больше не отвечает на имейлы, поддержка Букмейт в чате не отвечает более двух суток (почитав комментарии, как все поломалось у других пользователей, я заранее решила уточнить, а ЧТО случится с цитатами. Это все-таки не книжку скачать, это затраченные мною лично сотни человеко-часов).
Букмейт - это вам не Bookmate
Допустим, вам продают то, что вы раньше покупали в 4 раза дешевле, допустим, вам для этого еще надо потрудиться (ID какой-то завести), допустим, вы даже готовы рискнуть тем, что ваши цитаты про посадку огурцов на растущую Луну попадут в публичный доступ, но….
По факту вам продали даже не кота в мешке. А левую переднюю лапу, хвост и усы.
Общее количество книг в Букмейте сократилось в СЕМЬ раз.
“Переехавшие” уже писали в комментах, что лишились половины библиотеки
Пропали комиксы.
А еще - урезали функционал - теперь нельзя, внимание! Скопировать сохраненные цитаты.
Ну то есть читал ты, например, “кирпичик” Канемана или Сапольски в 900 страниц и сохранял важные мысли, друзьям избранное отправлял, например. Или, наоборот, читал 10 “водянистых” книг на одну тему, и сохранял себе цитаты, чтобы сделать единый нормальный конспект.
А теперь - низззя, книга “под стеклом”, любуйся на нее как на картину или фильм. Watch don’t touch. Видимо, кто-то считает, что люди именно так “потребляют” “контент формата “книги” - открывают цитаты и просто любуются на них.
(У MyBook такая же история с цитатами почему-то, что наводит меня на грустные мысли, что придется возвращаться к формату десятилетней давности и искать нужные книги в других источниках, закачивать в Kindle, и в нем уже спокойно работать с цитатами. Kindle вообще все цитаты единым файлом на почту отсылал).
Что игнорирует “ачетакова”-менеджмент Яндекса
Книги - особый “контент”.
Те, кто любит читать и читает много, выбирает книги не по принципу дешево и развлекательно, а по принципу: большой выбор, удобно, возможность работать с текстом (цитаты, конспекты).
Часть таких людей скорее заплатит за нормальную библиотеку, чем будет тратить время на поиск нужных книг в разных местах. И заплатит в зависимости от количества и качества фактически читаемых КНИГ (и удобств), а не в зависимости от других “контент-продуктов” “мультивселенной развлечений” типа “Мажора в Сочи”.
Почему “ачетакова-менеджмент” Яндекса предлагает различные продукты (книги, аудиокниги, музыка, кино) словно это взаимозаменяемые вещи?
Почему “ачетакова-менеджмент” Яндекса считает, что книги - это элемент исключительно развлечения?
Есть читатели, которые не заплатят ни рубля за “Сумерки” и откровения Омара Курбана, а те, кто заплатят тысячи за возможность собрать полки с учебниками и лучшими произведениями для детей, и подписаться на тех, кто обновляет полки с интересными книгами.
Что в итоге? Убьет или как?
В итоге радуется только часть аудитории - которая УЖЕ пользователи Яндекс.Плюса, которым 100 рублей за книги в мешке (не разбираясь) уже кайф, и которые не будут читать много, так как у них много другого развлекательного “контента”.
Ключевую аудиторию продукта “книги” - лишили части библиотеки, полностью игнорирует поддержка, лишили книг, лишили функционала, и еще и продают это в 4 раза дороже. Оффер мечты, не иначе.
В итоге - кто-то докупит Букмейт за 100 рублей, но не будет особо читать (тк они привыкли пользоваться другим контентом), кто-то из пользователей старого Bookmate, кто готов платить за книги - уйдет к конкурентам (с нормальным ассортиментом и функционалом) или к пиратам. Потому что когда читатель ищет, он находит; и пиратский текст визуально не отличается от лицензионного (в отличие от видео-формата).
Количество пользователей будет низким, показатели пользования продуктом - низкими, в Букмейт не будут вкладывать деньги (читай, покупать новые книги), и…
…отвечая на вопрос в заголовке статьи - нет, Яндекс не убьет Букмейт. Он уже его убил, расчленил и положил в багажник.
А через некоторое время будет ходить со “следователями” в поисках виноватых, как печально известный Кабанов, убивший собственную жену.
Нихрена себе радость для тех кто УЖЕ пользователь Яндекс.Плюса, были аудиокниги включены в стоимость подписки, а теперь плати ещё 100р сверху за то, к чему уже привык и давно пользовался. Радости полные штаны, ага
ну вообще это тупо не так, с чего вы это взяли - непонятно
Браво яндекс, пробили очередное дно. Время от времени слушал книги в я.музыке, было удобно. А теперь дополнительно еще за это деньги платить, ну уж нет... Надеюсь, когда-нибудь нам разморозят Youtube music или Spotify, сразу отменю подписку на жадный яндекс
у меня YTM работает, как и до 24.02.2022
- ЧЯДНТ?
Наверное тут и правда сложно сравнивать, если ранее не пользовался букмейтом 👀
абсолютно. поэтому для меня подача Яндекса однозначно считывается как то, что плевать они хотели на пользователей Bookmate (для них ухудшилось вообще все)
но меня пугает и то, что возможно особо нет альтернатив, и даже урезанный по количеству книг и функционалу Букмейт может оказаться лучше, чем другие варианты :(
Я из новых пользователей. Плюсом пользуюсь давно, поэтому для меня это приятный бонус. До этого пользовался Patephone. В канале у себя подробнее расписал с аналитикой стоимости https://t.me/sergeyvile/157