Краткая история LiveJournal: 18-летний студент создал популярную платформу, но не справился с давлением пользователей

Конспект материала издания Ars Technica.

В апреле 2018 года писатель, автор фэнтезийного цикла «Песнь Льда и Огня» Джордж Мартин решил перенести на личный сайт свой старый блог из LiveJournal. Автор материала Стивен Райт считает, что блог Мартина — последнее, что связывало платформу с миром поп-культуры.

По мнению Райта, LiveJournal мог бы стать влиятельной социальной платформой, если бы ему не помешали упрямство пользователей и сомнительные решения руководства.

История LiveJournal началась в общежитии

В 1998 году 18-летний Брэд Фицпатрик начал использовать на личном сайте Common Gateway Interface (CGI), метод динамического управления содержимым веб-страниц. В результате он смог писать пользовательские скрипты и создавать динамические объекты. Позже он поделился этими скриптами с друзьями, а затем дал им доступ к серверу, чтобы постоянно не высылать обновлённые скрипты.

Изначально на сайте даже не было кнопки «Опубликовать». Нужно было просто нажать Enter. В то время LiveJournal напоминал Twitter: мои первые публикации были очень простыми. Например, «Пойду куплю колу» или «Мне скучно».

Брэд Фицпатрик

Когда Фицпатрик поступил в университет, о сайте узнали его соседи по общежитию и друзья из других штатов и городов. С тех пор платформа начала постепенно расти.

Функциональность сайта определяли его первые пользователи. Например, когда друзья Фицпатрика пожаловались ему на тексты без абзацев, он добавил кнопку «Опубликовать», чтобы пользователи могли использовать Enter для разделения текстов на части.

Изначально на сайте не было возможности комментировать материалы других людей, пока Фицпатрику не захотелось подшутить над одним из друзей, и он добавил эту функцию.

В 2000 году Фицпатрик понял, что LiveJournal превратился из хобби в настоящий бизнес. Он решил нанять людей, которые помогли бы ему следить за работой сайта и устранять ошибки.

Приблизительно в то же время Фицпатрик познакомился с Лизой Филлипс, системным администратором из компании в сфере DSL-технологий, и в 2001 году принял её на работу.

По воспоминаниям Филлипс, поддерживать LiveJournal нужно было 24 часа в сутки. Уже в 2003 году на сайте было зарегистрировано миллион пользователей.

Сайт LiveJournal в 1999 году
Сайт LiveJournal в 1999 году
В 2003 году, когда сайт набрал миллион пользователей
В 2003 году, когда сайт набрал миллион пользователей
LiveJournal сейчас
LiveJournal сейчас
По структуре сайт напоминает Reddit, пишет автор материала Стивен Райт
По структуре сайт напоминает Reddit, пишет автор материала Стивен Райт

Рост платформы привёл к новым проблемам

Вместе с развитием сайта увеличилось и количество волонтёров, которые объясняли правила новым пользователям и следили за контентом. В начале 2000-х годов состояние компании начало вызывать опасения, пишет Стивен Райт. Количество обязанностей основателя LiveJournal постоянно росло. «Я не умел делегировать задачи и постоянно был на грани выгорания», — вспоминает Фицпатрик.

Небольшой штат сотрудников был занят поддержанием работоспособности LiveJournal, а волонтёры заботились о политике сайта. «Проблема заключалась в том, что в нашей команде были только молодые ребята: ни у кого из нас не было опыта в управлении проектами», — считает Дениз Паолуччи, руководившая волонтёрами LiveJournal на протяжении нескольких лет.

В начале 2005 года Фицпатрик, устав от взятых на себя обязанностей, продал компанию разработчику программного обеспечения Six Apart. Позже Фицпатрик признался, что также опасался конкурентов, которых с каждым годом становилось всё больше: в 1999 году был основан Blogger, в 2003 — WordPress, в 2004 — Facebook, в 2006 году — Twitter.

Тем не менее в середине 2000-х годов сайт LiveJournal был крупнейшим среди блог-платформ. На нём было зарегистрировано более десяти миллионов аккаунтов.

Когда Six Apart купила LiveJournal, у сотрудников платформы были большие надежды на новое руководство, считает автор материала. В итоге стало понятно, что Six Apart не знает, как нужно общаться с пользователями платформы, которые с недовольством встречали любые перемены.

Бывшие сотрудники LiveJournal помнят один пример, иллюстрирующий сложный характер пользователей сайта. В 2006 году один из пользователей загрузил фотографию профиля с обнажённым женским телом. Обнажённые фотографии разрешено было публиковать везде, кроме профиля, потому что эта картинка использовалась в результатах поиска.

Команда LiveJournal попросила пользователя убрать фотографию, но он отказался выполнять просьбу и стал жаловаться на любые изображения с обнажёнными телами. Большинство подобных фотографий принадлежало активисткам, выступавшим за грудное вскармливание. Они часто публиковали фотографии, на которых кормили детей грудью.

В правилах сайта не было прописано, какие обнажённые фотографии допустимы, а какие нет. Поэтому вскоре и активисток попросили убрать изображения профилей. Это привело к PR-катастрофе и как минимум одной демонстрации.

«Мы всегда говорили, что мы на стороне пользователей, и обещали спрашивать их мнение, прежде чем менять что-то, — вспоминает Марк Смит, бывший разработчик LiveJournal. — А оказалось, что пользователи ничего не хотят менять».

В то время было противостояние между «влиятельными пользователями», людьми, которые чувствуют себя частью LiveJournal-сообщества, и менеджерами компании. О доверии не могло быть и речи. Это противостояние сыграло решающую роль в судьбе LiveJournal.

Дениз Паолуччи, руководительница волонтёров LiveJournal

Конкуренция, скандалы и продажа платформы российской компании

В конце 2000-х годов в противостояние блог-платформ вступили новые организации, а конкуренты (например, Tumblr) стремились переманить пользователей LiveJournal.

Ситуация усугубилась, когда LiveJournal, находясь под давлением религиозных сообществ, решил заблокировать пользователей, связанных с одним фанфиком по «Гарри Поттеру». Фанфик содержал контент для взрослых, а главными героями в нём были несовершеннолетние лица. Стивен Райт, автор статьи, считает, что, возможно, после этой истории пользователи LiveJournal начали уходить с платформы.

В 2007 году Six Apart продала LiveJournal российской компании SUP Media. В России платформа стала настолько популярна, что LiveJournal использовался как синоним к слову «блог». В январе 2009 года были уволены последние американские сотрудники компании.

Бывшие сотрудники LiveJournal считают, что платформа, состоявшая из отдельных и независимых сообществ, никогда не смогла бы конкурировать с мощью Facebook и Twitter.

LiveJournal — это Linux в мире социальных сетей. У нас никогда не было чёткого представления о том, что же такое LiveJournal. Зато у нас были разные функции. Все функции, которые есть на Facebook, появились на LiveJournal намного раньше. У нас также были надёжные настройки приватности. Это было время, когда жизнь в интернете не была столь публична, как сейчас.

Эйб Хассан, бывший сотрудник LiveJournal

LiveJournal, каким его знали первые сотрудники, уже не существует. В интернете остались лишь его русифицированная версия и публикации прошлых лет. Стивен Райт считает, что с течением времени и они, возможно, исчезнут, уступив место чему-нибудь более современному.

3131
18 комментариев

Когда-то мы такое же прочитаем о Фейсбуке и Твиттере. Ничто не вечно.

16

Обрати внимание, как похабно ЖЖ стал выглядеть после продажи супу - реклама на весь экран. жадность - не имеет границ.

9

Как-то странно — из конспекта получается, будто в конце 2000-х жизнь ЖЖ закончилась. Между тем, по крайней мере, в России бурления вокруг ЖЖ продолжались лет 5 ещё, наверное. Но логика понятна — для Штатов продажа в РФ равноценна уходу в загробный мир.

7

читаю свою ленту ЖЖ каждый день 13 лет в старом дизайне без рекламы и без захода на главную. Благодаря ЖЖ начал свой бизнес и заработал первые деньги. Если не читать топ помоешных блогеров (кроме Темы :D ) , то все там нормально и интересно, и никуда не денется.

5

Можете поделиться авторами жж из своей ленты? Я серьезно и без стеба. Действительно интересна подборка стоящих блогов.

1

Комментарий удалён модератором