Как небольшой команде начать разрабатывать digital-продукты и зарабатывать больше денег

Игорь Комаров, вместе с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdpromo.su&postId=58008" rel="nofollow noopener" target="_blank">DPROMO</a> перешел на продуктовую разработку.
Игорь Комаров, вместе с DPROMO перешел на продуктовую разработку.

Мы долго работали, как большинство агентств: клиент работал с нами три месяца, мы выполняли задачи неосознанно, разрабатывали «сайты под ключ», обещали лишнего и т. п.. Со временем поняли, что это далеко не то, что нам интересно. Устали делать работу «в стол» и отдавать клиентам результат, который ему не пригодится в жизни.

Мы решили изменить подход к работе и отказались от всего, что нельзя назвать продуктами! И с тех пор задачи стали глобальнее и интереснее, работать стало удобнее, зарабатывать мы стали больше. Поделюсь опытом, как это получилось и почему важно думать о продукте.

Чем отличается продукт от проекта

Сначала важно понять, чем же отличается проект от продукта. Тогда будет проще понять, зачем вообще стоит мыслить продуктами.

Разница между проектом и продуктом в подходе.

По-проектному и по-продуктовому можно разрабатывать одно и то же, но результат будет разный. В «проектном» случае результат соответствует формальным требованиям и по-остаточному принципу выполняет полезное действие. В «продуктовом» случае результат будет в первую очередь выполнять полезное действие, по-остаточному принципу соответствовать формальным требованиям.

Полезное действие — способ определить, что важно и неважно для проекта. Если у вас нет полезного действия, нужно его сформулировать в мире клиента. Пример: задача машины — перемещать пассажиров из точки А в Б. Колеса убрать нельзя, полезное действие не будет выполняться. А упростить салон — можно, это не влияет на полезное действие.

Николай Товеровский, автор книги «Управление проектами, людьми и собой»

Проект всегда в мире исполнителя, например, сайт это для агентства проект. А продукт в мире заказчика, потому что продукт выполняет полезное действие и влияет на его жизнь.

Подход должен быть одинаковый со стороны клиента и со стороны исполнителя. То есть обе стороны относятся как к продукту или оба относятся как к проекту.

Как мы перешли к разработке продуктов

Типичная ситуация. В студии Лебедева сделали логотип за миллион рублей. Понабежали «спецы», которые могут такой логотип сами нарисовать и дешевле. Но нарисовать логотип — маленькая часть работы. Нужно еще договориться с клиентом, продать решение, придумать логотип, внедрить его в жизнь. Точно такая же ситуация с сайтами.

Клиенту нужен сайт. Мы разбираемся с задачей, чтобы понять, правильно ли она сформулирована и предложить другие варианты. В итоге задача «сделайте мне сайт» обрастает десятками других задач. Оказывается, что само программирование и дизайн — это 50% работы, остальное совсем другие задачи.

Поэтому, когда агентство берется за разработку сайта, то результаты работы сложно назвать просто сайтами. Когда мы это поняли, то увидели, что зарабатываем меньше, чем делаем. У нас явно был продуктовый подход к работе, а вот позиционировали мы себя по-другому. Например, писали о себе так:

<p>2014 год, пытались упаковать услуги. Набившие оскомину «под ключ» сменили на «коробку», но суть не поменялась </p>

2014 год, пытались упаковать услуги. Набившие оскомину «под ключ» сменили на «коробку», но суть не поменялась

На такой подход клевали клиенты, которые сами не понимали, что хотели. А мы понимали, что хотим: работать с людьми, которые понимают, что от создания продукта реально зависит бизнес, сумма прибыли, есть реальные цифры, которые они ждут от продукта.

Сегодня наш идеальный клиент готов к продукту. Такой клиент закладывает продукт в стратегию компании. Понимает, что может пойти что-то не так и ищет команду, которая знает, как управлять такими ситуациями.

Дмитрий Кивенко, со-основатель и арт-директор DPROMO

Нужно было что-то менять. Так мы стали идти к понятию «Продукта»:

<p>2018 год, делаем акцент на наш опыт и на команду</p>

2018 год, делаем акцент на наш опыт и на команду

Наш путь перехода от проектов к продуктам

Мы перешли на продукты не сразу, а по шагам. Каждый шаг — недели и месяцы поисков, неформальных встреч, переговоров с клиентами.

1. Сначала мы захотели зарабатывать больше денег. Все хотят зарабатывать больше.

2. Логично, чтобы зарабатывать больше денег, нужно брать более сложные проекты.

3. Более сложные проекты водятся у более серьезных клиентов. И это далеко не те, кто покупает «Лендинг 2.0» за 9 999 ₽.

4. Сложный проект у серьезного клиента подразумевает наличие у нас нестандартных услуг.

Мы постоянно экспериментировали, изменяли список услуг, добавляли новые, многое в итоге убрали. Например, в один период была услуга «веб сервисы для бизнеса» , а сегодня «разработка цифровых продуктов».

5. Чтобы серьезный клиент решил доверить нам нестандартную работу, нужно показать опыт и подход компании. Если подхода еще нет, то его нужно выработать экспериментальным путем.

6. Пробуем, ошибаемся, пробуем новое. По ходу дела вырабатывается опыт и появляется подход

Мы искали и пробовали разные подходы: Аджайл, Канбан, Скрам, ФФФ. Так постепенно вырабатывался подход и формировалось мировоззрение команды. Главное, не возводить что-то одно в культ, а пробовать разное, чтобы понять, что работает у вас.

7. Сложность проектов и уровень заказчика постепенно увеличивается.

Подход перерастает в позиционирование студии. Ищем новое позиционирование. Понимаем, что эффективнее всего работаем с продуктами. Меняем позиционирование. Мы закрепились на этом шаге, но это не значит что поиски и изменения остановились. Мы дальше продолжаем изменять свой подход.

Что изменилось после перехода с проектов на продукты

Работа разных студий складывается из десятков переменных, и у всех что-то свое. Но чтобы было проще, сравню по основным критериям как было и как стало.

Услуги, было 🙁

Делаем только сайты и приложения

Пытаемся стандартизировать сложную услугу (под ключ). На такую «наживку» клюет неопытный клиент

Делали десятки никому не нужных сайтов, которые не добавляем в портфолио

Услуги, стало 😁

Нет границ: ради продукта делаем любой веб-сервис

Закрепляем принципы, которые помогают нам вырулить из сложностей и прийти к запуску

Штучные эксклюзивные продукты, которые превращаются в подробные кейсы и приводят к нам новых клиентов

Работа, было 😦

Тратим месяц на анализ проекта, который длится три месяца.

Пытались научиться делать сайты быстро и набирать больше клиентов, то есть работать на количество.

ТЗ

Работа ради работы

Работа, стало 😎

Тратим месяц на анализ проекта, который длится три года

Стараемся запустить первую версию продукта как можно быстрее, чтобы вместе с клиентом определить дальнейший вектор развития.

Прототип

Работа ради опыта

Сроки, было 😬

Сроки ради обещаний и ради продажи, будто сами подписываем себе приговор.

Сроки, стало 😏

Теперь несдвигаемые сроки работает на благо продукту.

Деньги, было 🤨

Всегда было ощущение, что нам недоплачивают, куда-то утекают часы и деньги.

Клиент не понимает, за что он платит.

Никто реально не может точно подсчитать и сказать, сколько стоит сайт.

Деньги, стало 🤗

Клиент нанимает нашу команду на свой продукт.

Бюджет формируется на основе плана работы. Мы не гадаем «сколько часов стоит эта задача».

Клиент точно знает, сколько он заплатит в следующем месяце.

В итоге, было 👎

Мы вроде делали работу, но на деле выясняли отношения: сроки, деньги, неучтенные требования.

В итоге, стало 👍

Наша работа приносит пользу клиенту, а нам деньги, опыт и удовольствие. «Взрослые» компании ценят наш подход.

Не бойтесь повышать цену и оказывать более сложную услугу.

Для клиентов в первую очередь важен ваш опыт и подход к работе.

Если вы не меняетесь, то вашей команде крышка.

88
5 комментариев

Вы молодцы! Повышать качество услуги, расти - это эволюционный этап. Мы тоже стараемся в Смартфилде уходить от разовых задач и брать обслуживание и налаживание бизнес-процессов компании.

3

Спасибо за отклик! Расскажите, как вы со своей спецификой выходите на долгосрочное обслуживание?

А то бизнес-ассистент на почасовке выглядит как временная услуга.

2

У нас в штате много разных специалистов - копирайтеры, продажники, дизайнеры, просто способные ребята, готовые обучаться. Мы показываем клиентам, что можем взять на себя не просто разовый прозвон по базе, а например комплексное обслуживание интернет-магазина. Стоимость часа на подписке значительно ниже.

2