От айтишника до пилота. Как стать летчиком за три месяца?

“А мне летать охота”, – подумали айтишники и купили самолет. Так началась история летной школы SkyFly. Но это если говорить уж совсем кратко, а сегодня мы подробнее расскажем о том, где и как получить лицензию частного пилота. Статья будет полезна тем, кто интересуется малой авиацией и профессией пилота, но не знает, с чего начать, и каким будет этот путь.

От айтишника до пилота. Как стать летчиком за три месяца?

Летных школ на постсоветском пространстве совсем немного. К примеру, в Беларуси до 2019 года их было две, пока айтишники, которые хотели покорить небо, не решили открыть еще одну: сначала для своих сотрудников, после – для всех желающих. Школа открывает возможности для всех, кто мечтает о небе. Сейчас летную подготовку окончили уже более 10 пилотов-курсантов не только из Беларуси, но и из соседних стран. Стать пилотом может каждый. Главное – здоровье и желание. Школа пилотов SkyFly расскажет, как стать пилотом айтишнику, менеджеру или водителю всего за несколько месяцев.

Причин, чтобы начать обучение, может быть много. Исходя из опыта общения с нашими курсантами, их можно разделить на 3 типа:

а) Эмоциональный: давно мечтаете управлять самолетом, вас манит небо, нужны новые впечатления;

б) Прагматичный: хотите кардинально сменить профессиональную деятельность на гражданскую авиацию;

в) Практичный: необходимо быстро преодолевать большие расстояния.

Финальной точкой, отделяющей от звания пилота, служит лицензия (pilot licence). Существует несколько видов лицензий:

PPL – базовая лицензия частного пилота, которая позволит вам в относительно короткие сроки получить право управлять легкомоторным самолетом.

CPL – коммерческая лицензия, предполагает профессиональный путь и дает вам право совершать платные полеты или полеты по найму.

ATPL – лицензия пилота гражданской авиации, ее получают после CPL те, кто планирует работать в авиакомпании.

Нас интересует самая первая ступень – PPL. По сути, это те же водительские права, только вместо машины – самолет. Управление им не сложнее, чем вождение автомобиля, но требует больше знаний и практики. Но самое главное – это быстрый и дешевый лифт к более сложным, коммерчески востребованным лицензиям.

От айтишника до пилота. Как стать летчиком за три месяца?

Первый шаг

Для начала необходимо определиться с летной школой. Долго выбирать не придется, так как в странах СНГ школ, которые выдают реальные лицензии (а не просто обучают практическим навыкам пилотирования без выдачи лицензий), достаточно мало. Наша школа пилотов находится в Минске и, помимо обучения частных пилотов на самолетах Aeroprakt A-32 (А-22), выполняет обзорные полеты, где вы можете предварительно выполнить полет “Начинающий ас”, чтобы принять решение об обучении. Наш пилот познакомит вас с устройством самолета и двигателя, с органами управления самолетом, расскажет о технике и методике выполнения фигур пилотажа и прокомментирует свои действия. Вы, в свою очередь, будете общаться с пилотом и управлять самолетом. Это уникальная возможность прикоснуться к миру авиации и почувствовать себя настоящим летчиком.

После полета вам легче будет понять, стоит ли начать обучение и записаться в авиашколу. Сценарий обучения такой:

1. Прохождение медкомиссии (ВЛЭК)

2. Теоретическая подготовка в БГАА со сдачей экзамена (1 месяц)

3. Летная практика с выполнением летной проверки (около 2 месяцев)

От айтишника до пилота. Как стать летчиком за три месяца?

Есть всего три требования для тех, кто хочет стать пилотом:

1. Образование не ниже среднего

2. Возраст старше 16 лет

3. Заключение врачебно-лётной экспертной комиссии (ВЛЭК) по 2-му классу

Главный вопрос на этом этапе – есть ли серьезные ограничения по здоровью для будущих пилотов? Этот список короче, чем вы думаете: без серьезных хронических заболеваний, нарушений слуха, зрения и работы сердца, но здесь все индивидуально.

Пройти ВЛЭК можно в Медицинской службе гражданской авиации РБ. Подробности можно узнать на их сайте (для иностранных граждан нужны будут медицинские выписки по месту жительства). Кроме того, полный список документов, перечень медицинских ограничений и порядок прохождения комиссии есть на сайте школы пилотов в разделе FAQ.

Как проходит обучение?

Медицинская справка получена, что дальше? Дальше начинается настоящая подготовка пилота. Как и в получении водительского удостоверения, без теории никуда. В нашем случае это 166 часов учебного материала. Курсанты летных школ около месяца проходят подготовку в Белорусской государственной академии авиации (БГАА). На занятиях изучается устройство самолета и двигателя, его системы, основы аэродинамики, воздушной навигации, авиационная метеорология, фразеология и порядок ведения радиообмена, документы, регламентирующие летную работу и другие вопросы.

От айтишника до пилота. Как стать летчиком за три месяца?

Потом начинается самый долгожданный этап – летная подготовка. Тут курсанты наконец на деле знакомятся с новым лучшим другом – самолетом. Обучаются частные пилоты на легкомоторных самолетах: двухместном Aeroprakt A-32 (А-22).

Летная подготовка проводится на аэродроме. После 16 часов наземной подготовки и 6 часов тренажа в кабине самолета курсанты приступают к летной подготовке в небе (41 час), которая длится 1-2 месяца. Пилоты проходят тренажи в кабине самолета на земле, отрабатывают взлет и посадку, технику пилотирования в зоне и по маршрутам.

От айтишника до пилота. Как стать летчиком за три месяца?

Курсанты летной школы SkyFly летают с аэродрома Сивица (в 10 километрах от Борисова). Важно понимать, что интенсивность полетов зависит от погодных условий и вашего личного расписания. Четкого графика нет, вы можете летать столько раз в месяц, сколько позволяют вышеперечисленные условия.

От айтишника до пилота. Как стать летчиком за три месяца?

После 23 часов налета курсант чувствует себя достаточно уверенно для одного из самых важных этапов обучения – первого самостоятельного полета. Это момент максимальной концентрации и проверки своих практических навыков. Инструктора в кабине нет, нужно уверенно опираться на свои знания, а также учитывать особенности взлета и посадки после изменения центровки самолета. Далее – полеты по маршрутам. Увеличивается длительность полета, отрабатывается воздушная навигация, усложняется радиообмен.

От айтишника до пилота. Как стать летчиком за три месяца?

Помимо этого, в программе есть полеты с имитацией отказа двигателя, на минимальных и максимальных скоростях и др., в которых отрабатываются действия в нештатных и аварийных ситуациях.

Завершающим этапом программы подготовки является летная проверка техники пилотирования и воздушной навигации.

От айтишника до пилота. Как стать летчиком за три месяца?

После выполнения летной проверки летная школа предоставляет документы в Высшую квалификационную комиссию Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций РБ для выдачи свидетельства пилота-любителя гражданской авиации. Поздравляем, вы открыли навык “частный пилот”! Это первая ступень пути, дальше вы можете получать лицензии CPL или ATPL, которые теперь будут стоить значительно дешевле (разница в десятки тысяч долларов), нежели если бы вы пошли обучаться сразу на них. А можете остаться с PPL и летать в свое удовольствие. Для этого необходимо поддерживать натренированность и выполнять летную проверку не реже одного раза в год.

Я получил лицензию. Что дальше?

Возможности частного пилота с лицензией PPL, полученной в Беларуси:

  • некоммерческие полеты;
  • полеты с пассажиром на борту;
  • полеты по РБ и за ее пределами (на самолете, зарегистрированном в РБ);
  • валидация свидетельства в другом государстве.

Пилоту нужен самолет. Но покупка воздушного судна – удовольствие недешевое и не всегда необходимое. Понимая это, мы готовы предоставлять самолет в аренду по мере необходимости. В летной школе SkyFly вы можете также арендовать самолет с инструктором для совершенствования своих летных навыков.

От айтишника до пилота. Как стать летчиком за три месяца?

Сколько стоит?

Частная авиация – невероятно интересное и увлекательное хобби. Но далеко не самое дешевое. Концепция нашей авиашколы – сделать небо доступным для всех, кто грезит исследованием недосягаемого. Поэтому цены на обучение в SkyFly начинаются всего от €6 000. Сюда входят предполетные медицинские осмотры, курс наземной, тренажной и летной подготовки. Для сравнения, получение лицензии PPL в российской авиашколе стоит в среднем в 1,5-2 раза дороже. В Беларуси вы не только обучаетесь более выгодно, но и получаете лицензию международного образца, которую можно валидировать или конвертировать в любом другом государстве.

Если у вас остались вопросы об обучении, мы обязательно на них ответим в комментариях или в следующем материале!

99
13 комментариев

кто мечтает быть пилотом?
очень смелый видно тот
потому что только смелый
сам полезет в самолет
потому что только смелых уважает высота
потому что в самолете все зависит от винта!

3
Ответить

😁 ✈️

Ответить

Офигенное предложение. Если цена реальна, то это действительно относительно недорого. Самолет классный. Наверное, действительно, один из самых экономически оправданных для начального обучения. Должен быть практически новый по самолетным меркам, модель недавно появилась. Полоса визуально коротковата, но я на A32 не летал и не знаю его возможностей. На Cessna лично мне было бы некомфортно.

1
Ответить

Спасибо за ваш комментарий! Полосы действительно хватает, возможно на фото с такого ракурса она кажется короче :)

Ответить

Я готовлюсь проходить ВЛЭК в этом году, после чего планирую начинать обучение. Есть любительский налёт 3-5 часов на Cessna 150. Не знал, что ВЛЭК можно пройти в РБ, да и выучиться там же, с получением PPL. Видимо, теперь и буду смотреть в сторону вашей школы, т.к. у нас это стоит под 1 млн ₽, и это только обучение. Да и танцев с бубнами про прохождении ВЛЭК хватает. А расстояние до РБ от Мск, примерно такое же, до Питера)) Отличная статья.

Ответить

Спасибо! Будем ждать вас на обучение! У нас сейчас как раз проходит набор в группу 👍

1
Ответить

Очень интересно! И фотки классные!

Ответить