Тренд на удаленку: как быть с авторскими правами на ГПХ?

Если на вас работают творческие сотрудники, то это, с одной стороны, замечательно. Но с другой может грозить правовыми проблемами.

Ключевую роль в этом процессе играют три буквы – РИД. Если своевременно не прописать в документах ничего про РИД, то не стоит удивляться, увидев в скором времени у конкурента до боли знакомые слоган, креатив, макет или текст.

Собрали для вас полезное руководство по законодательной базе.

Тренд на удаленку: как быть с авторскими правами на ГПХ?

Закон на стороне автора

РИД — это «результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые работники могут создавать, занимаясь трудовой деятельностью».

К РИД относятся:

  • компьютерные программы и базы данных;
  • изобретения и секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования и товарные знаки и пр.

Исчерпывающий список РИД приводится в ст. 1225 ГК (все эти объекты охраняются государством). Исключительным правом на них обладают сами работники (п. 1 ст. 1295 ГК) – то есть могут их продать или подарить, разрешить использовать за вознаграждение, запретить использование другим лицам и т. п.

Получается, кто придумал, тот и распоряжается. Но при этом работодатель, который оплачивал расходы, покупал оборудование, тоже имеет шанс получить доход от творческой деятельности своих работников:

  • Для этого, согласно п. 2 ст. 1295 ГК, нужно прописать в трудовом договоре, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.
  • Также там можно указать и условия использования прав на служебные произведения, переданные работодателю: на размещение изображений на сайте, обработку фотографий дизайнером и пр.
  • Чтобы избежать споров, в трудовом договоре стоит отметить, что автор РИД в рамках своих должностных обязанностей получает материальное вознаграждение за передачу работодателю исключительных прав на служебное произведение.
  • В должностной инструкции можно прописать нюансы относительно обязанностей работника по передаче исключительных прав на РИД. Иногда это можно оформить и актом.

А что с патентом?

Сложнее обстоит дело с получением работодателем прав на служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Минфин в своем письме от 08.10.2021 № 03-15-07/82014 отметил, что создание таких объектов РИД не является обязанностью работника в рамках правового поля, регулируемого ТК РФ.

Работодатели вынуждены согласиться с данной ремаркой: в ст. 1347 ГК однозначно указывается, что автором изобретения, полезной модели или промышленного образца считается гражданин, создавший соответствующий РИД. Это лицо в заявке на выдачу патента обозначается как автор.

Впрочем, работник может передать исключительные права на эти объекты и своему работодателю – но только после государственной регистрации в Роспатенте. Соответственно, в интересах работодателя помочь работнику пройти процедуру регистрации.

Подробные разъяснения по вопросам правильного разрешения споров об охране и о защите интеллектуальных прав приводятся в постановлении Пленума ВС от 23.04.2019 № 10.

Такое разное вознаграждение

С вознаграждения, которые выплачивается работнику на основании трудового договора за отчуждение исключительных прав на РИД, работодатель обязан удержать НДФЛ по ставке 13% (пп. 3 п. 1 ст. 208 НК, п. 1 ст. 210 НК, ст 224 НК).

При начислении же страховых взносов важно разделять вознаграждение:

1. За использование служебных произведений, созданных в рамках трудовых обязанностей. В таком случае страховые взносы на ОПС и ОМС начисляются в общем порядке. Страховые взносы в ФСС с авторских вознаграждений не начисляются (пп. 2 п. 3 ст. 9 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

2. Выплачиваемое автору изобретения, полезной модели или промышленного образца по договору об отчуждении права на получение патента. Такое вознаграждение, согласно тому же письму Минфина от 08.10.2021 № 03-15-07/82014, не подлежит обложению страховыми взносами, так как такой договор не упоминается в п. 1 ст. 420 НК.

Важно! У работодателя, получившего право на служебное произведение, есть 3 года, чтобы начать его использовать. Если за это время он этого не сделает, исключительное право на него вернется автору (работнику), и тот сможет продать свою фотографию, текст или иной объект творческой деятельности третьим лицам - даже если когда-то работодатель заплатил ему за это.

Где начинается авторское право?

Будьте осторожнее с рерайтом и прочими видами компиляции. Согласно ст.

1259 ГК РФ, «авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи».

Соответственно, мы не советуем оптимизировать контент, взяв для своего текста удачный заголовок чужой топовой статьи.

Аккуратнее и с детально прорисованными в тексте персонажами – какой-нибудь «дворник Петя», используемый для примеров в статьях, не принесет вам проблем с авторским правом. А вот «кот Борис» из рекламы «Вискас» или всемогущий Мистер Проппер — это уже авторские персонажи, и на них может распространяться авторское право.

Как себя обезопасить?

Заказывая у копирайтера тексты для лендинга, креативов или маркетинговые слоганы, заключите с ним договор. Есть несколько вариантов это сделать.

  • Договор об отчуждении исключительного права

Так все исключительные права перейдут заказчику насовсем. Вы сможете делать с текстом все, что захочется, — от выкладывания на сайте и публикации в СМИ до перевода на другие языки и записи подкастов. Обговаривать эти действия с автором и доплачивать ему не придется. Но даже в этом случае у вас не будет права указывать автором себя или кого-то другого.

  • Лицензионный договор

Он удобен, если автор не желает отдавать вам все права или просит за них слишком много. Лицензионный договор предусматривает передачу только части прав: например, на размещение на сайте. А вот печатать текст в буклетах вы в таком случае не сможете.

Лицензия при этом может быть:

  • простая: автор может заключать договоры на использование текста с кем-то еще;
  • исключительная: права, которые будут перечислены в договоре, передаются только вам.

Заключая лицензионный договор, хорошо продумайте, где и для чего вы планируете использовать текст, и пропишите эти ситуации. Если вы что-то упустите, то затем для осуществления этого опять понадобится согласие автора.

  • Договор авторского заказа

Он заключается, если копирайтеру еще только предстоит написать текст. Согласно этому документу, автор обязуется передать на него либо все исключительные права, либо право на использование в определенных случаях.

Как ничего не упустить?

Обстоятельства диктуют нам новые условия. В условиях всеобщего тренда на удаленку логичнее и разумнее всего максимально прозрачно прописывать все правовых нормы, в том числе по авторскому праву – оформлять дополнительные соглашения и акты.

А чтобы не погрязнуть в бумажной волоките и обеспечить прозрачный документооборот с самозанятыми и физлицами, используйте специальный сервис электронного документооборота от СберКорус «Подписант».

«Подписант» — это:

  • Все подрядчики в одном окне
  • Отправка бумаг контрагентам в считанные секунды
  • Значительная экономия денег, времени и сил на печать, логистику и хранение документации
  • Полная юридическая легитимность цифровых документов.

Узнайте больше о преимуществах цифрового сервиса для работы с самозанятыми.

66
4 комментария

Спасибо, было полезно

Ответить

Татьяна, спасибо за комментарий. Мы рады :)

Ответить

Ссылка на постановление похоже битая

Ответить

Дмитрий, здравствуйте! Проверили — ссылка работает. Попробуйте перейти еще раз.

Ответить