ЕГЭ 22 года спустя: что мы получили за два десятилетия с начала реформы

Самому спорному проекту современной системы образования в 2023 году исполняется 22 года. Путь был не из простых: к своему настоящему виду экзамен пришёл тернистой дорогой проб и ошибок. Вспомним, как это было. А также разберём, с чем предстоит столкнуться нынешним школьникам и так ли страшен «грозный» ЕГЭ, перед которым трепещет уже целое поколение выпускников.

ЕГЭ 22 года спустя: что мы получили за два десятилетия с начала реформы

Успехи и провалы эксперимента

До реформы ученики 11-х классов сдавали экзамены в школе, а потом в вузе, если собирались получать высшее образование. При этом, подавая документы в несколько учебных заведений, нужно было пройти вступительные испытания в каждом из них. Некоторые выпускники умудрялись сдавать за лето по 16 вступительных экзаменов, и это кроме четырёх–восьми школьных. Медалистам было проще, но и они обычно сдавали в институтах и университетах как минимум один профильный предмет.

Родители нынешних школьников наверняка помнят, какой горячей была выпускная пора. ЕГЭ разработали, чтобы снизить нагрузку на старшеклассников, а также решить ряд других задач:

  • обеспечить равные возможности при поступлении в вуз независимо от социального статуса и места жительства;
  • уничтожить коррупцию, связанную с зачислением на бюджетные места;
  • сделать оценку знаний объективной путём независимой частично автоматизированной проверки.

Первый ЕГЭ провели в 2001 году в Самарской и Ростовской областях, республиках Чувашия, Якутия и Марий Эл. В 2006 году в эксперименте участвовали уже 79 регионов, а с 2009 года экзамен распространили на выпускников всех российских школ и приравняли к вступительным испытаниям в вуз.

Стресса действительно стало меньше — высшие учебные заведения начали принимать абитуриентов по результатам итоговой аттестации. Дети получили равные возможности продолжать обучение, без разъездов по стране для поступления в вуз.

В ведущих университетах количество иногородних студентов выросло до 70%, в региональных вузах до 50% учащихся — ребята из деревень. Данные показатели — одно из основных достижений реформы, но и новая проблема: провинция остаётся без кадров, так как уехавшие редко возвращаются на родину.

Наряду с успехами, таким образом, обнаружились и провалы.

Коррупция переместилась в школы: преподаватели выполняли задания вместо учеников, подсказывали, позволяли списывать, сливали бланки в интернет. Причём из-за плохого контроля сельские учебные заведения чаще нарушали порядок экзаменов, что даже породило такое явление, как ЕГЭ-туризм — когда учащиеся выпускных классов переводились в отдалённые от города школы.

Московские школьники вспоминают, как на бюджет в ведущие вузы поступали стобалльники из регионов, некоторые из которых плохо говорили по-русски. Счастливчики рассказывали, что отличные результаты получили путём подкупа экзаменаторов и прочих махинаций, тогда как столичные выпускники сдавали ЕГЭ по всей строгости и набирали куда меньше баллов.

Выходит, условия всё же оказались не вполне равны, тем более учитывая значение дополнительной подготовки. Школьных знаний для успешной сдачи ЕГЭ обычно недостаточно, нужны занятия на специальных курсах или с репетитором, которые требуют расходов.

Реформу раскритиковали за тестовый характер заданий, когда ответ можно просто угадать. И даже осмысленный выбор правильного варианта не всегда способен продемонстрировать глубокое понимание темы, в отличие от развёрнутого ответа. Вузы стали жаловаться, что вынуждены принимать неподготовленных к получению высшего образования детей. А также немотивированных на освоение профессии, поскольку многие выпускники поступают не по зову души, а «куда хватает баллов».

Работа над ошибками

Со временем с частью проблем разобрались. Чтобы пресечь утечку заданий в интернет, их стали разрабатывать отдельно для каждого часового пояса и передавать по закрытым каналам связи. С помощью видеонаблюдения пресекли нарушения со списыванием и подсказками. Постепенно исключили задания, где нужно отмечать правильные ответы.

Первые варианты ЕГЭ состояли из трёх частей: А — тестовой, В — с краткими ответами и С — с развёрнутыми ответами. В современном экзамене тестовые блоки отсутствуют, их заменили заданиями по типу разделов В и С. И если краткий ответ ещё можно угадать, то в случае с развёрнутым поймать удачу не получится — нужны крепкие знания, логика и критическое мышление.

Преподаватель онлайн-школы Вебиум вспоминает, что в 2007 году сдавал математику в трёх частях. Правда, лёгких заданий не было и в тестовом блоке, а в разделе С встречались задачи университетского уровня. Сегодня предусмотрено два типа математического экзамена — базовый, достаточный для получения аттестата, и профильный для поступающих в вуз.

Современный ЕГЭ стал ближе к тому виду, в каком был задуман. Недостатки есть, но работа по улучшению единого госэкзамена не останавливается.

Спустя 22 года всё слабее звучат голоса противников ЕГЭ и увереннее — сторонников, среди которых и родители, чьи дети без протекций поступили на бюджет, и преподаватели, знающие систему изнутри. Тем, кто считает, что школьников на итоговую аттестацию натаскивают, а ответы можно угадать, учителя советуют просто открыть реальный вариант заданий на сайте ФИПИ. Шутки про «жертв ЕГЭ» покажутся неуместными.

Что ждёт выпускников на экзамене и как к этому готовиться

Характер контрольно-измерительных материалов (КИМов), как называют задания ЕГЭ, уверенно меняется в сторону проверки навыков мышления. Вот и в 2023 году школьников ждут обновлённые варианты задач.

Акцент сделан на практическое применение фактов, дат и формул — просто помнить материал недостаточно. Ответы потребуют аналитической работы, важно уметь обрабатывать информацию и делать выводы.

  • В одном из заданий по русскому языку проверят навык стилистического анализа текста. Объём материала, с которым предстоит разобраться, пополнили заковыристыми предложениями со сложной структурой.
  • В базовой математике проверят умение выполнять действия с геометрическими фигурами, а также строить и изучать простейшие математические модели. Новые задания в профильном уровне касаются функций и теории вероятности.
  • Обществознание обновили вопросами по Конституции и законодательству РФ, предполагающими развёрнутый ответ. Пояснить позицию необходимо и в задаче на анализ рыночной ситуации. Мини-сочинение отменили, но его элементы предусмотрены в задании по подготовке тезисов рассуждения.
  • Экзамен по истории также утратил сочинение, зато обзавёлся заданиями на проверку понимания терминов и умения выстраивать причинно-следственные связи. Значительная часть вопросов требует развёрнутых ответов.
  • В ЕГЭ по литературе теперь меньше заданий, где предусмотрен краткий ответ. Расширен список материалов для подготовки, увеличен объём сочинения, для которого добавлена новая тема и введена оценка за грамотность.

В разной степени изменения коснулись и всех прочих предметов. Познакомиться с полным перечнем обновлений можно на сайте ФИПИ. В ближайшие годы ЕГЭ будут адаптировать под современные стандарты обучения, поэтапно меняя экзаменационные модели. Возможные направления изменений выставлены на общественно-профессиональное обсуждение, в котором могут принять участие все желающие.

Как готовиться к единому госэкзамену

Рассуждения обо всех этих направлениях и нововведениях звучат пугающе, но на самом деле ничего непосильного в ЕГЭ нет. Основная часть заданий отработана годами и имеет понятные алгоритмы решений. Новшества заранее разъясняются разработчиками.

Главной проблемой остаётся разрыв между школьной программой и объёмом знаний, необходимым для сдачи госэкзамена на высокий балл. Без дополнительной подготовки редко кому удаётся заработать 80–100 баллов за предмет, для этого нужны сильная школа и блестящие способности. На помощь выпускникам приходят репетиторы, тренинги и онлайн-курсы.

Первое, с чего следует начинать подготовку, это выбор будущей профессии и вузов, где её можно получить. Разрешено подавать документы в пять высших учебных заведений. Необходимо выяснить правила приёма в каждый из вузов — перечень экзаменов и проходной балл. Исходя из этих требований следует выбрать предметы для ЕГЭ и определиться, на какие из них бросить основные силы. Если знания по математике лучше, чем по физике, то упор нужно делать на физику. При поступлении учитывается сумма баллов, а не результат по каждому из предметов.

Проверить свой текущий уровень подготовки, чтобы понять, какие предметы следует подтянуть, можно на онлайн-тренажёре ЕГЭ.

Следующий шаг — это выбор способа подготовки. Вариантов несколько:

  • самостоятельная работа;
  • занятия с репетитором;
  • групповые занятия офлайн;
  • курсы в онлайн-школе.

Дистанционную подготовку по всем предметами ЕГЭ предлагает онлайн-школа Вебиум. Занятия ведут молодые позитивные преподаватели, а объём курсов позволяет ребятам уверенно поступать в вузы. В безопасном в условиях пандемии онлайн-формате школьники поэтапно разбирают задания, выполняют проверочные работы и тренируются писать ЕГЭ. Каждый третий студент Вебиума набирает от 80 баллов.

Начинать подготовку желательно не менее чем за полгода до выпуска, а лучше — за год.

Процедура сдачи ЕГЭ в 2023 году

  • Не позднее 1 февраля необходимо зарегистрироваться на все предметы, которые запланировано сдавать. Русский и математика — обязательны для получения аттестата.
  • На экзамен следует приходить с паспортом. Если по каким-то причинам предъявить его невозможно, личность ученика должен подтвердить сопровождающий из школы.

Основная волна сдачи ЕГЭ в 2023 году будет проходить с 26 мая по 20 июня, резервные дни — 22 июня по 1 июля. В сентябре состоится дополнительная волна, когда можно будет пересдать русский и математику. Конкретные даты собрали в календаре выпускника.

ЕГЭ 22 года спустя: что мы получили за два десятилетия с начала реформы

Что взять на экзамен

  • Мастхэв — чёрная гелевая ручка. Машина, которая сканирует бланки, распознаёт надписи, сделанные именно такой пишущей принадлежностью.
  • По желанию и необходимости — воду в бутылке без этикетки, перекус, лекарства, специальные технические средства — для ребят с ограниченными возможностями.
  • Линейку, транспортир и калькулятор — на экзамен по географии; линейку и калькулятор — на физику; только калькулятор — на химию; только линейку — на математику.

Любые прочие гаджеты и предметы запрещены. Калькулятор — строго непрограммируемый без возможности сохранять информацию и обмениваться данными. Подробнее о разрешённых моделях рассказываем в специальном материале.

ЕГЭ 22 года спустя: что мы получили за два десятилетия с начала реформы

Каким будет ЕГЭ через 10 лет

Хотя разговоры об отмене экзамена продолжаются, вероятность простой ликвидации предельно мала. ЕГЭ прочно встроился в образовательную систему России, за короткое время пройдя путь, который его аналоги в США, Китае, Англии, Германии, Франции и других странах преодолевали по 50–100 лет. Возможно, корень проблем и негативного отношения кроется в стремительном характере изменений — новое часто приживается тяжело и встречает сопротивление. Однако положительные эффекты показывают — реформа оправданна, а минусы задают вектор для трансформации.

Один из вариантов преобразований — отдать аттестацию школам, а единый экзамен оставить для поступления в вуз. Это позволит ученикам не отрываться от школьных программ в пользу подготовки к ЕГЭ, восстановит авторитет школы и избавит государство от лишних расходов на аттестацию тех ребят, которые не планируют получать высшее образование.

Главный идеолог и автор ЕГЭ Виктор Болотов считает, что экзамена в нынешней форме через 10 лет не будет — проверкой знаний займутся независимые центры сертификации.

Например: необходимо выяснить уровень владения школьным курсом физики — человек приходит в центр проведения экзамена, сдаёт его и получает сертификат. А с ним отправляется в вуз или к работодателю. При этом характер заданий основательно сместится в сторону проверки так называемых мягких навыков — коллаборативности, критического мышления, коммуникативности и креативности.

Что ж, время покажет, каким станет ЕГЭ в будущем. А что вы думаете про формат экзамена?

1414
14 комментариев

Я сдавала ЕГЭ в 2008 году. Тоже помню математику из 3 частей. И некоторые задания из последней части наша школьная учительница в принципе не знала, как решать. Но благодаря ЕГЭ я легко поступила на бюджет в вуз Питера. Реформа мне помогла.

4
Ответить

я как слышу слово ЕГЭ у меня сразу холодный пот по спине

3
Ответить

новое часто приживается тяжело и встречает сопротивление

Нет, просто вместо реформирования школ, был выбран самый тупой способ превращения всего школьного обучения в цирк, где сам смысл образования выхолощен и заключён в четырёхлетнюю бесконечную подготовку к государственным экзаменам (с 8 по 11 классы). И всё это с нереформированными элементами наследия Советского Союза.

Единый экзамен позволил ученикам поступать чаще и создал хоть какой-то отсев для попадания в университеты. Вот только сам факт проведения экзаменовки государственным институтом, а не частным университетом при поступлении позволяет и дальше деградировать высшему образованию в РФ со стремительной скоростью

2
Ответить

В точку. ЕГЭ ввели в то время, когда я учился в 10 классе, и могу сравнить. Если до этого нас учили математике творчески ("эту тему ты понял, вот держи новое"), то после введения ЕГЭ все уроки превратились в тупое и скучное прорешивание тестовых вариантов.

2
Ответить

Экзамен по информатике стал конфеткой, так как пишется на компьютере! И я это говорю вам как препод подготовки к егэ :)

Экзамен по информатике дает отличные навыки. Есть еще задания, которые про шаблон больше, чем про знания. Но мне нравится, куда все идет.

Правда вот смысла в 10-11 классе как правило тогда совсем мало. Проще уйти на дистанционное обучение и готовиться спокойно к поступлению.

2
Ответить

равные условия всемно дети силовиков, участников сво без экзаменовСпасибо, папаша! Всё по Оруэллу.

2
Ответить

ЕГЭ - нормальный инструмент.

в районе 2000 года был знаком с двумя членами приемной комиссии в ВУЗе - у них телефон не умолкал ни на минуту "хорошо, пристроим"

2
Ответить