Что такое маркетинговые коммуникации, какие есть виды коммуникаций и зачем они компаниям

Какие элементы есть в коммуникациях? Как отслеживают их эффективность? По каким каналам распространяют сообщения?

Что такое маркетинговые коммуникации, какие есть виды коммуникаций и зачем они компаниям

Что такое маркетинговые коммуникации и какие элементы они включают

Коммуникация — это передача информации одним лицом другому или ряду лиц. Проще говоря, общение или информирование.

Маркетинговые коммуникации — передача информации о бренде, товаре или компании целевой аудитории. Целевой аудиторией могут быть потребители, поставщики, акционеры, сотрудники компании, органы управления. Маркетинговые коммуникации ещё называют продвижением, потому что их цель — продвинуть продукт или бренд на рынок.

К маркетинговым коммуникациям можно отнести любое взаимодействие компании с целевой аудиторией. Приведу несколько примеров коммуникации: реклама во «ВКонтакте», пресс-конференция, распространение образцов духов через журналы.

Как и любая другая коммуникация, маркетинговая коммуникация включает следующие элементы:

  • Отправитель. Его также называют коммуникатором или передатчиком сообщений. Коммуникатором может быть и человек, и организация.

  • Сообщение. Информация или идея, которую нужно передать. Сообщение может быть письменным, визуальным или устным — например, в формате видео или поста в соцсети.

  • Канал. Это средство передачи сообщения — журнал, баннер на улице, радиоэфир.

  • Получатель. Ещё его называют коммуникантом. Это субъект, которому предназначено сообщение.

  • Обратная связь. Это реакция получателя на сообщение отправителя.

С какими целями запускают маркетинговые коммуникации

Главная цель маркетинговых коммуникаций — повысить прибыль компании за счёт роста числа продаж. В эту глобальную цель входит множество других:

  • сформировать спрос на продукт;
  • стимулировать сбыт;
  • повысить узнаваемость бренда;
  • повысить лояльность к бренду или продукту;
  • сформировать и поддержать положительный имидж;
  • повысить мотивацию сотрудников;
  • укрепить деловые связи с субъектами рынка и органами власти;
  • рассказать о новых продуктах или услугах;
  • выделиться на фоне конкурентов;
  • рассказать о потребительских свойствах товара.

У разных сообщений могут быть разные цели. Например, компания может использовать маркетинговые коммуникации для сбора данных, чтобы принять решение о развитии продукта или чтобы увеличить долю рынка. Но все эти цели так или иначе приводят к росту продаж.

Какие есть виды маркетинговых коммуникаций

По характеру связи между отправителем и получателем различают:

  • Формальные коммуникации. Их организуют по принятым в компании правилам. Например, формальной коммуникацией может быть презентация продукта.
  • Неформальные коммуникации. Это личное общение — например, разговор во время обеда на деловом мероприятии.

По направленности сообщения различают:

  • Внешние коммуникации. Они направлены на клиентов, поставщиков, органы власти. Это, например, реклама в точках продаж, наружная реклама или акции по стимулированию сбыта для оптовиков.
  • Внутренние коммуникации. Они направлены на сотрудников компании. К ним можно отнести, например, выпуск корпоративной газеты или премию «Сотрудник года».
Что такое маркетинговые коммуникации, какие есть виды коммуникаций и зачем они компаниям

По характеру взаимодействия коммуникантов выделяют:

  • Личные, или прямые, коммуникации. В этом случае коммуникант — один человек или небольшая группа людей. Общение продавца и покупателя на выставке — личные коммуникации.
  • Безличные, или непрямые, коммуникации. Они направлены на широкую аудиторию. Такова, например, реклама на радио.

Существует историческая классификация маркетинговых коммуникаций, созданная в Procter & Gamble в середине прошлого века. Она делит все маркетинговые коммуникации на два вида:

  • ATL. Это прямая реклама, или медийные коммуникации, — сообщения без персонализации с максимальным охватом. Размещение в СМИ, реклама в интернете и наружная реклама относятся к ATL.
  • BTL. Это вне медийные коммуникации — сообщения для узкой целевой аудитории. К BTL относят спонсорство, event-маркетинг, SMS-рассылки и другие инструменты.
Что такое маркетинговые коммуникации, какие есть виды коммуникаций и зачем они компаниям

Какие инструменты используют для маркетинговых коммуникаций

Инструментами маркетинговых коммуникаций называют действия, механики и активности. Их очень много — для каждого вида коммуникаций есть свои инструменты.

Вот какие виды и средства коммуникаций существуют:

Реклама. Это любая форма неличного представления идей, товаров или услуг, оплаченная заказчиком — рекламодателем. Рекламу запускают, когда нужно сформировать спрос, побудить к покупке, повысить узнаваемость. Вот некоторые инструменты: реклама на радио и ТВ, интернет-реклама, наружная реклама, размещение в СМИ, реклама у блогеров и indoor-реклама.

PR. Это создание и поддержка благоприятных отношений с общественностью. Пиар используют, когда нужно сформировать положительный имидж компании, повысить её узнаваемость и лояльность к ней. Инструменты PR — PR-кампании, пресс-релизы, участие в профильных мероприятиях, пресс-конференции и пресс-завтраки, экспертные статьи и комментарии.

Стимулирование сбыта. Это активности для роста продаж «здесь и сейчас». Этот тип коммуникации часто используют, когда нужно быстро распродать товар или привлечь новых клиентов. Типичные инструменты — акции в точках продаж, скидки, купоны, акции вроде «чёрной пятницы», премии и подарки, игры и соревнования для клиентов.

Что такое маркетинговые коммуникации, какие есть виды коммуникаций и зачем они компаниям

Личные продажи. Так называют вид коммуникации, при котором продавец лично общается с потенциальным покупателем. Такой подход обычно используют в продажах сложных технических продуктов, индивидуальных решений, дорогих услуг. Инструменты личных продаж — работа на выставках, в экспо-зонах, товарные презентации, тест-драйвы, распространение образцов продукта.

Прямой маркетинг. К нему относят любые прямые контакты с потенциальным покупателем. Подход используют, когда нужно поддерживать прямые отношения с клиентами. Инструменты прямого маркетинга — email-рассылки и SMS, продажа по каталогам, консультации и телемаркетинг.

Спонсорство. Это финансовая или товарная поддержка, которую оказывают в обмен на упоминание компании или продукта на мероприятиях. Например, «Газпром» — спонсор футбольных матчей футбольного клуба «Зенит». Инструменты коммуникации при спонсорстве — размещение логотипов на одежде и печатной продукции, упоминание ведущим, мастер-классы и другие мероприятия для гостей, размещение баннеров, раздача пробных образцов и презентация продукта.

Что такое маркетинговые коммуникации, какие есть виды коммуникаций и зачем они компаниям

Product placement. Дословно это переводится как «размещение продукта». Это приём скрытой рекламы, при котором персонажи фильмов или других произведений используют продукт. Такой тип коммуникаций нужен для повышения узнаваемости и стимуляции спроса. Есть три разновидности product placement: размещение продукта в кадре, упоминание о нём, размещение и упоминание одновременно.

Брендинг. Это процесс развития бренда — ассоциаций и образов, возникающих у целевой аудитории при упоминании компании. Его запускают, чтобы повысить узнаваемость и дать продукту дополнительную ценность. Инструменты брендинга — название продукта, его упаковка, ценности и миссия бренда.

Event-маркетинг. Это организация мероприятий для продвижения продукта и взаимодействия с целевой аудиторией. Этот тип коммуникаций обычно используют крупные компании, работающие над брендом. Инструменты event-маркетинга — презентации продукта, тест-драйвы, фестивали, дни открытых дверей, тренинги, конференции и семинары.

Это основные виды маркетинговых коммуникаций, в следующей статье расскажу как их можно организовать и оценить.

66
реклама
разместить
1 комментарий

Спасибо! Очень информативно и понятно.